Предлагаю в этой теме пообщаться, наполнить коллективным разумом, так сказать,методику борьбы с отрицательными остатками, неизбежно возникающими в процессе учёта в общественном питании.
Смоделирую ситуацию: например, есть простое блюдо "Бутерброд с сыром". В его состав входят ингридиенты (с соотвествующими нормой/выходом в граммах): Сыр (21/20), Масло сливочное (20/20), Хлеб (30/30).
Допустим, что при изготовлении 10 штук этих бутербродов, повар сэкономил, и намазал на хлеб не 200 г. масла, а только 180 (обычно, сейчас это вес стандартной пачки). Причём,у повара даже и мысли какой-то задней не было вообще). Очень даже распространённый пример. Получаем перерасход 20 г. Бармен, продав эти бутерброды вечером 5 шт, и утром следующего дня ещё 5, т.е. в течение двух смен (дней) и знать не знал, что один бутер как-бы "левый". И кладовщик, тоже, не в курсе, сколько там повар с барменом реализовали масла в бутербродах. Имеем в течение двух дней (смен) два документа Выпуск продукции (он у нас формируется автоматом на основании розничных продаж, при обмене с фронт-офисом). В лучшем случае, отрицательный остаток обнаружится только на третий день, т.к., зачастую, z-отчёты сдаются на утро следующего дня, и обмен с фронтом происходит, примерно, в то же время. Если это не выходные. Если добавить ещё и субботу с воскресеньем, то на "отлов" минусов по остаткам уже может уйти до пяти дней.
Итак, через пару дней, с учётом того, что в настройках установлен контроль за отрицательными остатками, находятся наши "минуса". Повар получает люлей. Бармену ставится на вид, что если у него по остаткам алкоголя (пива) будет такая же фигня, то он не только люлей получит, но и будет уволен по статье))) Впрочем, с алкоголем-пивом, вообще, отдельная и жуткая песня... В бухгалтерии редактируется соответствующий Выпуск продукции: в нём устанавливается галка "Разрешать недовложения". Документ перепроводится. Остатки "устаканены". А что с себестоимостью? А она посчитана НЕПРАВИЛЬНО. Что делать? И как быть? Расскажите, пожалуйста, кто как работает в схожих ситуациях. Поделитесь опытом.
Михаил, добрый день. Отрицательные остатки - это частный случай недовложений на производстве. Причем, на мой взгляд, отрицательные остатки - это в данном случае хорошо, поскольку позволяет более-менее оперативно реагировать на ситуацию. А вот если у вас на остатках несколько пачек масла, то вы далеко не сразу можете увидеть проблему. Не говоря о том, что повар может и больше положить в блюдо, тогда как раз отрицательных остатков не будет.
По сути у нас есть один главный инструмент - инвентаризация и подробный анализ недостач и излишков. Наиболее дорогие или имеющие максимальные расхождения с книжным количеством позиции можно на первых порах снимать каждый день. Иначе, если инвентаризацию делать раз в месяц, то не сильно будет понятно где косяк.
Вообще основные причины расхождений в инвентаризации следующие: 1.Неверная закладка в рецептуре (как количественные, так и позиционные). Это часто бывает по сговору калькулятора/технолога с кухней 2."Неуверенная рука" повара/бармена 3.Воровство 4.Неоприходованные/ошибочно оприходованные накладные
В общем-то расхождения по позициям на предприятиях общепита - это нормально, т.к. люди действительно не роботы, поэтому каждая организация определяет для себя допустимый процент отклонений и обращает внимание, только когда они выходят за его пределы.
Александр Драгунов написал: ...В общем-то расхождения по позициям на предприятиях общепита - это нормально, т.к. люди действительно не роботы, поэтому каждая организация определяет для себя допустимый процент отклонений и обращает внимание, только когда они выходят за его пределы.
В точку, Александр! Вот не добавить и не убавить. Спасибо за добрый совет. Впрочем, тема открыта и для дальнейшей дискуссии. Может кто ещё выскажется. Мне, например, очень интересны разные дополнительные мнения. В принципе, с допустимыми нормами отклонений, в каждом конкретном случае, всё можно было, очень даже безболезненно, регулировать. До 01.07.2017. А теперь в ФНС уходит каждая позиция через ОФД. Причём в чеках о-кассы фигурирует не только бутерброд. Там еще и алкономенклатура. Добавим сюда ЕГАИСные остатки,и получается, как я и говорил, жуткая песня. Вот бы кто подсказал, как её исполнять на современном этапе, чтоб не было так тоскливо.
Видимо придётся работать, разрешая недовложения по неалкогольной номенклатуре. А по алкоголю - не передавать в торговый зал всё что есть на складе, оставляя в запасе пару-тройку бутылок из партии. Поглядывать за остатками, и когда заканчивается определённая позиция в номенклатуре, строго наказать бармену не продавать больше чем есть. Так вижу.
Кстати, не нашёл в Общепите настройки, где можно разрешать недовложения глобальной константой. Только в отдельном документе можно галочку установить? Нашёл. В Настройках кассового узла)