1c-crm-red
Александр Заржецкий: Ближайшие год-два станут для российского ритейла годами бурного роста и развития

Александр Заржецкий: Ближайшие год-два станут для российского ритейла годами бурного роста и развития

29.04.2011
На вопросы CNews ответил Александр Заржецкий, руководитель департамента автоматизации непродовольственных предприятий розничной торговли компании «1С-Рарус».

Александр ЗаржецкийCNews: В результате кризиса рынок системных интеграторов, занимающихся автоматизацией торговли, сократился как по количеству и масштабам проектов, так и в денежном выражении, откатившись, по оценкам экспертов, до уровня 2005 года. Как вы оцениваете темпы восстановления рынка ИТ в секторе ритейл по итогам 2010 г.? Удалось ли вернуться на докризисный уровень? Насколько, по вашим оценкам, вырос рынок по итогам 2010 г. (в %)?

Александр Заржецкий: К сожалению, подтвердить или опровергнуть оценки экспертов по рынку ритейла в целом я не могу: просто нет данных. Могу сказать, что автоматизация розничной торговли в компании «1С-Рарус» во время кризиса не сильно потеряла как в количестве, так и в масштабах проектов.

В течение 2009-2010 года не было такого бурного роста, как раньше, но в целом, на мой взгляд, кризис для нас прошел достаточно спокойно. В денежном выражении объем бизнеса нашей компании в секторе ритейл вырос, но, правда, незначительно. В 2011 году мы рассчитываем восстановить докризисные темпы роста, возможно, даже превысить их.

CNews: Насколько опыт преодоления финансовых сложностей 2008-2009 гг. изменил приоритеты и структуру спроса торговых предприятий в области информатизации? Какого рода решения востребованы сектором ритейл в настоящее время?

Александр Заржецкий: Я бы сказал, что спрос стал более «прагматичным»: наши клиенты стали лучше считать деньги и внедрять только те информационные системы, которые действительно приносят экономический эффект. Значительно снизилось количество проектов, выполняемых «для галочки», «чтобы было».

Именно с этим я связываю достаточно хорошие показатели нашей работы в последнее время: программные продукты на базе 1С как самые настоящие «рабочие лошадки» позволяют быстро достичь нужных результатов с минимальными затратами.

CNews: Насколько, по вашему опыту, изменился спрос на аутсорсинг сопровождения, обслуживания торговых предприятий?

Александр Заржецкий: Обслуживание информационных систем силами специализированных компаний, на мой взгляд, – самый динамичный сегмент услуг в области ИТ для розницы.

Если эффективность крупных проектов в области информатизации часто посчитать достаточно сложно, то с аутсорсингом все очень просто: считаем стоимость собственных расходов и сравниваем с предложением внешних подрядчиков. Очень часто получается, что аутсорсинг сопровождения и денег позволяет сэкономить и повысить управляемость процессов. Эффективность, как говорится, на лицо.

Сейчас это очень хорошо осознали лидеры рынка – крупнейшие федеральные торговые сети. Спрос определяется в первую очередь потребностями этих компаний. Думаю, в 2011-2012 году рынок ИТ-сопровождения будет быстро расти за счет спроса торговых сетей среднего размера. Особенно полезен данный вид сервиса для франчайзинговых сетей: централизованное ИТ-сопровождение их магазинов – практический единственный способ получать качественные услуги за приемлемые деньги.

CNews: Какие выводы ваша компания как разработчик решений для сектора розничной торговли сделала из непростой ситуации конца 2008-2009 гг.? Насколько эффективной оказалась принятая вами стратегия поведения на рынке в этот период?

Александр Заржецкий: Стратегия нашей компании была выработана еще задолго до кризиса: оказывать качественные услуги нашим клиентам, помогая им решать свои задачи с помощью  программных продуктов «1С».

В кризис эта стратегия оправдала себя на 100%: разрабатываемые нами решения позволяют оптимизировать товарные запасы и финансовые ресурсы, налаживать отношения с потребителями, оперативно получать бухгалтерскую и управленческую отчетность.  А использование в наших решениях платформы «1С:Предприятие 8» позволило создавать и внедрять такие решения быстро, качественно и за адекватные деньги.

CNews: Расскажите о наиболее интересных проектах вашей компании в секторе ритейл в 2010 г.

Александр Заржецкий: В 2010 году мы реализовали несколько десятков крупных и интересных проектов, каждый из которых был по-своему уникален и достоин отдельного рассказа. Информацию о таких проектах можно найти на сайтах www.1c.ru и www.rarus.ru в разделе «Внедренные решения».

Лично для меня знаковым стал проект для турецкой компании Collins. Не то чтобы проект был очень сложным или масштабным, но это был первый «интернациональный» проект «1С-Рарус» в ритейле. До этого бывали проекты, которые начинались на территории РФ, а потом расширялись в ближайшее зарубежье – Украина, Казахстан, Белоруссия.

Для Collins мы изначально готовили решение, которое должно было стать «международным»: торговые точки этой компании расположены в 16-ти странах мира. Развертывание системы началось в Турции, сейчас мы работаем с российским  представительством компании и планируем развитие проекта в остальных странах присутствия Collins.

Работа над этим проектом убедила меня в том, о чем я ранее только догадывался: функциональность, удобство, надежность и другие особенности решений «1С» для розничной торговли вполне конкурентоспособны на международном рынке.

CNews: Какие инновации ждут российский ритейл в ближайшие годы? Получат ли широкое распространение технологии RFID, self-checkout, мобильные терминалы и др., а также интеллектуальные информационные системы, такие как системы планирования ассортимента и т.п.?

Александр Заржецкий: Все перечисленные технологии сейчас активно внедряются в компаниях, склонных к инновациям и смелым экспериментам. Например, компания «1С-Рарус» имеет в своем «портфолио» проекты и с использованием RFID, и систем самообслуживания, и мобильных терминалов.

Но это, скорее, единичные проекты, нежели широко распространенная практика. Считаю, что прогресс остановить невозможно, и перечисленные технологии будут все чаще использоваться в торговле, но до повсеместного их использования, что называется «от Москвы до самых до окраин», еще далеко.

Отдельно хотел сказать пару слов о планировании ассортимента. После решения задач оперативного учета и получения бухгалтерской отчетности, пожалуй, это самая важная задача любого торгового предприятия. Сейчас многие крупные торговые сети (особенно фэшн-ритейл) считают задачу управления ассортиментом самой приоритетной и активно занимаются ее решением. Наша компания имеет опыт успешного решения этих задач на базе продуктов «1С» и предлагает всем заинтересованным компаниям сотрудничество в этом направлении.

CNews: Как вы оцениваете перспективы распространения на российском рынке ритейла моделей, подобных облачным вычислениям и т.п.?

Александр Заржецкий: К «облачным вычислениям» я отношусь спокойно: технология, бесспорно, интересная и очень перспективная. Конечно, она найдет применение в ряде случаев, в том числе, и в розничной торговле. Крупные торговые сети используют элементы технологий облачных вычислений уже сегодня.

Например, многие клиенты «1С-Рарус» размещают информационные базы на внешних серверах, часто в европейских дата-центрах, пользуясь «инфраструктурой как сервисом» (IaaS).

Однако, надеяться на то, что облачные вычисления серьезно потеснят традиционные информационные системы в ближайшем будущем я бы не стал.

CNews: Каковы планы вашей компании по развитию на рынке ритейл на ближайшие годы?

Александр Заржецкий: Мы видим широкие перспективы развития направления автоматизации розничной торговли на 2011-2012 годы. Позволю себе отметить только 2 приоритетных направления.

Во-первых, в 2010 году мы перевели одного из самых крупных своих клиентов с уже устаревшей платформы «1С:Предприятие 7.7» на «1С:Предприятие 8». При этом такой достаточно непродолжительный и бюджетный проект позволил компании значительно повысить надежность, производительность, функциональность используемого ИТ-решения. Думаю, что в ближайшее время переход на программы платформы «1С:Предприятие 8» будет актуальным для многих розничных сетей.

Во-вторых, мы активно продвигаем услуги «1С-Рарус» по централизованному ИТ-сопровождению федеральных розничных сетей. Уже подписаны договора по обслуживанию с первыми клиентами. Надеемся, что в ближайшее время их число значительно увеличится.

Мы уверены, что ближайшие год-два станут для российского ритейла годами бурного роста и развития. Мы же планируем всячески способствовать этому росту и помогать нашим клиентам в решении их ИТ-задач. 

CNews: Спасибо.

Есть вопросы по статье? Задайте их нам!
info-big
Рассылка «Новости компании»: узнавайте о новых продуктах, услугах и спецпредложениях
Отправляя эту форму, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и даете согласие на обработку персональных данных компанией «1С-Рарус»

Остались вопросы?
Нужна консультация?
Свяжитесь с нами!