Интернет-магазин Доставка и оплата
1c-crm-red
Особенности использования СЛК 3 в совместных решениях фирмы «1С»
17 апреля 2020

Особенности использования СЛК 3 в совместных решениях фирмы «1С»

Система защиты и лицензирования СЛК используется многими разработчиками ПО на платформе «1С:Предприятие».

Данный аппаратно-программный комплекс позволяет защитить от стороннего использования программный код и ограничить нелегальное использование продуктов.

В статье рассматриваются особенности лицензирования на примере продуктов линейки 1С:CRM, а также особенности взаимодействия с другими продуктами на СЛК 3.

Одновременное использование лицензий СЛК для версий ПРОФ и КОРП

Особенностью работы СЛК 3 в продуктах 1С:CRM 3.0 является то, что в одной информационной базе одновременно могут использоваться 2 вида лицензий: ПРОФ и КОРП. КОРП лицензия дает доступ к дополнительным возможностям, и, разумеется, стоит дороже.

Важно! Нужно учитывать, что в этом случае для покупки пользовательских ключей необходимо приобрести обе основные поставки продукта — и ПРОФ, и КОРП (т. е. купить две «коробки»).

В этом случае можно разделить работу в базе: часть пользователей будет использовать функциональность версии ПРОФ, а часть — КОРП. Например, в базе работает большое число «рядовых» менеджеров, а возможности КОРП не нужны. В этом случае КОРП лицензии приобретаются для руководства, а остальным пользователям более дешевые ПРОФ лицензии.

В решениях 1С:CRM 3.0 есть 2 способа указать используемый вариант поставки:

  • Вариант поставки по умолчанию в Общих настройках.
  • Вариант поставки в Персональных настройках пользователя.

Вариант поставки по умолчанию доступен в разделе настроек по команде «Выбор варианта поставки CRM»:

Вариант поставки по умолчанию доступен в разделе настроек по команде «Выбор варианта поставки CRM»

Для указания персональной настройки нужно перейти в форму персональных настроек и в строке «Используемый вариант поставки 1С:CRM» выбрать нужный вариант как показано на скринах ниже:

Форма персональных настроек

Используемый вариант поставки 1С:CRM

После этого пользователю будет доступна дополнительная функциональность КОРП версии CRM 3.0.

Важно! Настройка пользователя имеет приоритет над общей настройкой. Периодически при разборе ошибок с лицензированием выясняется, что пользователь из интереса указал недоступный в компании вариант поставки, а потом не может зайти в базу или открыть какие-то объекты.

Важно! Хотя функциональность КОРП и включает в себя все возможности ПРОФ версии, лицензия КОРП не может заменить собой ПРОФ. Если на сервере доступна только КОРП лицензия, в режиме ПРОФ работать не удастся.

Особенности перехода с предыдущей версии защиты

1С:CRM редакции 2.0, а так же начальные релизы системы 1С:CRM редакции 3.0 (до версии 3.0.5.17) используют другую систему защиты и лицензирования. Это так называемая комбинированная (или гибридная) система компании «1С‑Рарус». Ее особенность в том, что она может работать как с собственными ключами защиты «1С‑Рарус» (аппаратными и программными), так и с ключами СЛК фирмы «1С» (аппаратными и программными). Более старые версии комбинированной системы защиты взаимодействует с СЛК 2, новые — с СЛК 3.

По сути, при работе с ключами СЛК сервер комбинированной защиты пробрасывает лицензии от сервера СЛК. При этом конфигурация не замечает, какой именно ключ защиты она использует.

Новые релизы 1С:CRM 3.0 работают только напрямую с системой СЛК 3 и только с ключами защиты СЛК 3.

Важно! Если в старом решении используются аппаратные ключи, то при переходе необходимо заменить ключи на новые. Если используются программные ключи СЛК, то вероятнее всего они будут работать и в CRM 3.0.

Вся информация по замене ключей доступна по ссылке.

После перехода на 1С:CRM 3.0 рекомендуется удалить сервер комбинированной защиты «1С‑Рарус». Но если нужно использовать продукты на старой системе защиты, его можно оставить, т. к. системы могут работать вместе на одном сервере. При этом настоятельно рекомендуется обновить обе системы защиты до последних версий. Ссылки на актуальные дистрибутивы приведены ниже.

Проблемы могут возникнуть, если конфигурация с комбинированной защитой очень старая и нет возможности обновить ее или хотя бы ее компоненту защиты до новой версии. В этом случае возможны конфликты при работе серверов защиты. Например, может возникнуть такая ошибка:

Состояние системы

Управление лицензированием

Такие проблемы нужно решать в индивидуальном порядке, обратившись на линию консультации продукта.

Важно! Одно из решений — разнести информационные базы по разным кластерам на сервере «1С:Предприятия». Если есть возможность, то вообще по разным серверам «1С:Предприятия». При этом необходимо, чтобы в консоли сервера СЛК было видно соединение от сервера «1С‑Рарус». Итоговую работоспособность ключей необходимо смотреть в веб-отчете сервера лицензирования «1С‑Рарус»: http://localhost:15201.

Решение проблем с компонентами СЛК

При совместном использовании на одном сервере различных продуктов (или разных релизов одного продукта), использующих СЛК, возможны конфликты. Чаще всего конфликт возникает из-за различных версий компоненты СЛК.

Сервер СЛК обслуживает ключи защиты (программные и аппаратные), раздает их лицензии и обрабатывает запросы клиентов.

Компонента СЛК — это клиентская часть системы, она используется для создания защищенных объектов, получения лицензий и данных с сервера СЛК. Компоненту СЛК, как и сервер, разрабатывает вендор, а не разработчик конфигурации.

Обычно компонента CЛК встраивается в саму конфигурацию в общей макет. При использовании одного продукта на сервере «1С:Предприятия» это позволяет автоматически обновлять компоненту при обновлении конфигурации.

Но если на сервере используются несколько продуктов (или разные релизы одного продукта), то в них могут быть различные версии компоненты. В этом случае большая вероятность возникновения проблем в работе системы лицензирования.

При этом проблема может быть «плавающей», возникающей через раз. Связано это с тем, какая из конфигураций будет запущена первой на сервере «1С», а вернее — какую компоненту СЛК Сервер «1С» закэширует первой. Если новую  — все будет работать, если старую — возникнут проблемы.

Одно из решений проблемы — обновить все продукты до последней версии. Однако, обычно это может быть невозможно в связи с тем, что:

  • релизы выходят в разное время;
  • разработчик может не обновить вовремя компоненту;
  • принято решение о прекращении развития продукта.

В этом случае необходимо установить внешнюю компоненту СЛК. Тогда все конфигурации будут использовать именно ее. Рекомендуется ставить самую последнюю версию СЛК, при этом крайне желательно, чтобы версии сервера и компоненты совпадали. Система защиты каждой конфигурации будет видеть, что установлена внешняя компонента и использовать только ее.

Также необходимость использовать внешнюю компоненту возникает тогда, когда нужно срочно обновить систему лицензирования, а релиз с новой компонентой еще не вышел.

Установка компоненты должна выполняется на тех компьютерах, где выполняется рабочий процесс системы «1С:Предприятие»:

  • На компьютере сервера приложений для клиент-серверных баз.
  • На компьютерах, где запускается клиентское приложение (тонкий/толстый клиент).

Более подробно читайте в «Руководстве администратора СЛК 3.0», входящем в дистрибутив системы лицензирования.

Важно! Это решение имеет и минус: конфигурация будет использовать внешнюю компоненту даже в том случае, когда после обновления встроенная компонента станет новее.

Резюмируя, отметим — если вы решите использовать внешнюю компоненту, администратор сервера должен взять на себя ответственность за ее своевременное обновление.

Внешнюю компоненту СЛК можно удалить как обычное приложение. После чего опять станут использоваться встроенные компоненты.

Чтобы понять, какая же версия компоненты реально используется в запущенной базе, нужно открыть Менеджер лицензий СЛК (см. скрин ниже):

Менеджер лицензий СЛК

Внизу формы выводится версия компоненты.

Типовые проблемы в системе лицензирования CRM 3

Сообщение о блокировке ключа лицензирования

Сообщение о блокировке ключа лицензирования

Данное сообщение выдается в том случае, если в пределах одной сессии пользователя попытаться 2 раза активировать ключ одной и той же серии. Например, с варианта поставки ПРОФ перейти на на КОРП, а потом обратно на ПРОФ.

Это искусственное ограничение системы защиты, для продолжения работы необходимо перезапустить конфигурацию.

Сообщение «Значение не является значением объектного типа (Записать)»

Бывает так, что периодически или постоянно возникает ошибка лицензирования вида:

«(Ошибка лицензирования: {ОбщийМодуль.слкМенеджерЗащиты.Модуль(578)}: Ошибка лицензирования (52BA): {ВнешняяОбработка.МенеджерОбъектов.МодульОбъекта(106)}: Значение не является значением объектного типа (Записать)).»

Данное сообщение означает, что используется старая версия компоненты СЛК. Возможно, сервер СЛК обновили, а внешнюю компоненту забыли или в новом релизе попросту не обновлена встроенная компонента. Также это сообщение может выдаваться после перехода на более новую версию платформы «1С:Предприятие».

Решение — обновить внешнюю или встроенную компоненту СЛК.

Обновили конфигурацию, а компонента в Менеджере лицензий старая

Нужно убедиться, установлена внешняя компонента или нет. Открываем список установленных программ и ищем так «СЛК — Компонента СЛК XXXXX»:

СЛК — Компонента СЛК

Если нашли и она старее сервера, удаляем или обновляем из более нового дистрибутива.

Если компонента не установлена, рекомендуется перезапустить сервер «1С:Предприятия».

Обновили ОС сервера, железо — ключи стали недоступны

В случае привязки к компьютеру программный ключ представляет собой файл на жестком диске, сформированный на основании следующих параметров компьютера, где установлен сервер СЛК:

  • жесткий диск, на котором установлена операционная система;
  • материнская плата;
  • процессор.

При изменении этих параметров программный ключ может стать неработоспособным. Для восстановления работоспособности потребуется повторная установка, для чего возможно получение ограниченного числа резервных кодов активации.

Хотя программный ключ напрямую не зависит от версии операционной системы (ОС), однако доступ к оборудованию для его формирования осуществляется, в том числе, и средствами ОС. Поэтому при переустановке ОС работоспособность ключа сохраняется, а при обновлении на более новую (например, с Windows XP на Windows 7, или Windows 7 на Windows 8.1 / Windows 10) ключ также может стать неработоспособным.

Изменение следующих параметров не влияет на работоспособность программного ключа:

  • добавление / удаление оперативной памяти;
  • добавление / удаление сетевых адаптеров;
  • добавление жестких дисков или изменение размеров разделов;
  • увеличение количества ядер процессора при сохранении его типа.

Нужен мобильный вариант работы с локальной версией CRM 3.0 на разных ноутбуках

Постоянно менять программные ключи не получится, число запасных пин-кодов к ним ограничено. В этом случае незаменим так называемый «Аппаратный носитель лицензии».

«1С:СЛК. Аппаратный носитель лицензий (USB)» (артикул 2900001759496) представляет собой аппаратное устройство, подключаемое к USB-порту компьютера, и является неактивированным аппаратным ключом для «1С:СЛК» версии 3.

Попросту говоря, это «флешка», на которую можно записать любой ключ СЛК.

Активация «Аппаратного носителя лицензий» происходит путем «привязки» программной лицензии СЛК, активированной с помощью «кода активации», к USB устройству. В этом случае аппаратный носитель становится аппаратным ключом защиты конфигурации, который соответствует типу и количеству рабочих мест программной лицензии. Программная лицензия при этом становится неактивной, дублирования рабочих мест не происходит.

Защита от опасных действий

Данная проблема актуальна для пользователей старых версий 1C:CRM, работающих в режиме обычного приложения.

Некоторые время назад появился режим работы пользователей с «защитой от опасных действий». Причем эта настройка включена по умолчанию. При активации данного режима платформа выдает предупреждения и позволяет отменить некоторые действия, которые потенциально могут нанести вред программе. Например, открытие внешних обработок.

В силу специфики системы защиты, данную функцию необходимо отключить:

Защита от опасных действий

Ссылки и материалы

Более подробную информацию по решениям 1С:CRM Вы можете получить в компании «1С‑Рарус» (г. Москва) по телефону: +7 (495) 223-04-04 с 10:00 до 19:00, по электронной почте: salescrm@rarus.ru или обратившись в филиал компании «1С‑Рарус» в вашем городе.

Автор статьи

Полубенский Алексей
Полубенский Алексей
Заинтересованы в сотрудничестве?
Нужна консультация?
Свяжитесь с нами!
Для отображения персонализированного контента и рекламных сообщений, а также хранения личных настроек на локальном компьютере веб‑сайты «1С‑Рарус» используют технологию cookie и аналогичные. Продолжив использование наших веб‑сайтов, Вы даете согласие на обработку персональных данных, выражаете согласие с Политикой конфиденциальности rarus.ru и применением этих технологий.
Продолжив использование веб‑сайтов «1С‑Рарус», Вы даете согласие на обработку персональных данных, выражаете согласие с Политикой конфиденциальности.
Facebook Vkontakte Youtube Instagram Telegram