Арифметика сложений усилий

Арифметика сложений усилий

01.07.2005
12 мин
1708

Франчайзинговый бизнес ограничивает предпринимательские возможности. Но руководители партнерских компаний фирмы «1С» отмечают, что эти ограничения в большей степени касаются установления равных для всех «правил игры» на рынке и контроля их исполнения. «1С:Франчайзинг» скорее служит школой бизнеса и стимулирует развитие каждой компании и всего партнерского сообщества в целом.

Динамично развивается весь отечественный бизнес, и свою основную задачу партнеры видят в удовлетворении его потребностей в поставке готовых управленческих решений. А для этого необходимо совершенствовать технологии, разрабатывать методики и инструменты, унифицирующие деятельность консультантов, проектных менеджеров, внедренцев. В этом помогают программы обучения, организованные фирмой «1С», регулярно проводимые семинары, обмен мнениями, неформальное общение и Интернет.

Хотя правила для всех одинаковы, но зарабатывает каждая компания самостоятельно. Поэтому особое внимание руководители уделяют не только повышению своего уровня знаний, но и комплексному подходу к стратегическому развитию персонала. Сегодня они в большей степени, чем прежде, готовы вкладывать деньги в обучение сотрудников, их мотивацию. Причем такой подход предполагает не только узкоспециализированную подготовку, но и профессиональное обучение по широкому кругу технологических, экономических дисциплин, а также управлению бизнесом.

Татьяна Осипова (компания «Компьютерные Бизнес Системы», г. Тверь) отмечает, что по мере развития бизнеса понимаешь, что по-прежнему управлять нельзя. «Сегодня руководителю даже небольшой франчайзинговой компании высшего технического или экономического образования мало, поэтому осваиваю МВА. Когда нужны новые идеи или совет, помогает сообщество партнеров, можно обсудить насущные проблемы. А с появлением новой технологической платформы «1С:Предприятие 8.0», которая позволяет реализовать практически любые требования заказчика, необходимо повышать и уровень знаний сотрудников. Беспокоит не только их нехватка, но и отсутствие возможности социальной поддержки сотрудников, как того хотелось бы».

До недавнего времени считалось, что основная задача малого бизнеса — это выполнение регламентированных и нормативных требований. По мере роста у компаний появляется необходимость в повышении операционной эффективности. Выполнение же стратегических задач и реализация амбиций собственников и руководителей верхнего уровня управления могут интересовать крупный бизнес. Партнерская сеть фирмы «1С» сломала эти представления. Вот что рассказал Ренат Батыров, генеральный директор Группы компаний «Пшют» (г. Астрахань) общей численностью всего 100 сотрудников:

— Централизованное управление привело к низкой скорости принятия решении, низкой степени контроля исполнения, низкой ответственности за результат. Кроме того, появилось множество и других проблем. Реструктуризация бизнеса, вывод непрофильных подразделений и ряд других мер позволили занять почти 90% на рынке продаж программного обеспечения фирмы «1С» и 60% рынка услуг Астраханской области. Сегодня у компании имеются возможности для стратегических альянсов и увеличения влияния в регионе. Появилось ощущение управляемости. Надо было начать это все раньше! Повышение контроля над группой компаний и делегирование полномочий неизбежно ведут к снижению влияния генерального директора на нижнем уровне, и это нормально. Народ сам хочет работать на результат. Или это не твой народ.

Руководители даже небольших, до 30 человек, компаний сегодня пытаются решать широкий круг вопросов, актуальных для среднего и крупного бизнеса.

Франчайзинговый бизнес развивается, обслуживая в основном население. Широко известны, например, сеть фотомагазинов «Кодак Экспресс» или закусочные «Ростикс». Но в области оказания услуг юридическим лицам уникален опыт фирмы «1С», которая организовала партнерскую сеть «1С:Франчайзит». Выполняя информационно-технологические проекты, франчайзи достигли значительных результатов. И здесь важна роль не только руководителя и сотрудников фирмы «1С», но и всего партнерского сообщества. Их опыт работы может служить ориентиром и для других бизнесов по выстраиванию партнерских отношений.

Александр Ватенкии (компания «Сегмент», г. Санкт-Петербург):

— В малом бизнесе директору приходится заниматься и оперативной деятельностью, и контролем работ. И хотя мы так малы, что бухгалтерия у нас на аутсорсинге в аудиторской компании, но стратегическому развитию я уделяю до 40% времени. Если прежде мы не занимались такого рода вопросами, то сегодня время пришло. Необходимо обучать сотрудников и повышать свой уровень компетенции и в области бизнеса, и жизненных ценностей. Иначе не будешь адекватен развитию партнерского сообщества.

Основное ограничение франчайзингового бизнеса сказывается в том, что все партнеры работают по стратегии фирмы «1С». Но пока это правильная стратегия, построенная на доверии и ответственности. Она способствует бизнесу партнеров. Каждому руководителю необходимо профессиональное сообщество, где можно общаться и получать обратную связь, что ты не хуже других.

Партнерское сообщество не только помогает строить бизнес на основе обмена опытом, аккумулируя общие знания и видение «правильного» бизнеса в программном продукте. Оно еще и воспитывает, формирует кодекс деловой этики.

Франчайзинг (франшизинг)  — многолетнее соглашение между двумя фирмами, предполагающее передачу одной фирмой другой своего права на ис­пользование в пределах оговоренного рынка опреде­ленного товарного знака, технологии, ноу-хау.
Большой экономический словарь, Институт новой экономики, М., 1999.

Дмитрий Казачков (компания «1С-Рарус», г. Москва):

— Франчайзинг ограничивает предпринимательские возможности, например в ценовой политике, продаже программ конкурентов. Но это разумное ограничение: продукты становятся сложнее, если распыляться, то можно потерять качество. В большей степени франчайзинг, советы, обмен мнениями в сообществе партнеров стимулирует развитие, обучение, качественное оказание услуг клиентам. Мне всегда нравилось помогать другим людям, организациям. Свои рекомендации коллегам, во-первых, проверяю на себе, а во-вторых, предварительно спрашиваю их мнение о предлагаемых методиках и материалах.

Региональный ИТ-рынок характеризуется высокой конкуренцией: это и местные компании, и столичные, которые расширяют свою географию. Но успехи партнеров заметны и там. Как отметил Олег Бурнейко (компания «Геософт», г. Екатеринбург), сильные горизонтальные связи в сообществе партнеров помогают в борьбе с конкурентами. Компания выбрала для себя специализацию, как того требуют экономические условия и позволяет франчайзинговая программа. Она разработала отраслевое решение, которое сегодня внедряется на двух региональных предприятиях. Дальнейшее развитие продукта потребует вложения либо собственных средств, либо привлечения финансов из других регионов, а это выход на российский рынок.

Кроме того, бизнес в регионах успешен, если установлены нормальные отношения с местной администрацией. В Ульяновске Группа компаний «Раздолье» начинала бизнес с автоматизации бюджетных организаций, получила поддержку местных властей. И сегодня основные заботы генерального директора Андрея Грибкова — взаимоотношения с местной администрацией, стратегический маркетинг и нехватка сотрудников. Борьба за кадры усиливается. И хотя деньги, как говорится, гигиенический фактор, а не мотивационный, нельзя платить меньше среднего по рынку, но больше опасно.

«Да, — считает Андрей, — франчайзинг требует выполнения некоторых условий, но ты сам выбираешь, вступать ли в партнерское сообщество. Очень простой народный бизнес, есть инструмент зарабатывания денег, свободы достаточно. Кроме того, нет запрета на ведение других бизнесов, которые часто возникают либо из собственных нужд, либо как дополнение к основной деятельности, например сборка компьютеров, поставка торгового оборудования. Очень помогает авторизация у мировых вендоров. А стимул развития — платформа 8.0 и, как следствие, доступ к среднему и крупному бизнесу».

Однако франчайзинговый бизнес имеет и оборотную сторону. Сегодня в большей степени он накладывает ограничения не на партнеров, а на саму фирму «1С». Скорость движения каравана оценивается по последнему судну. Информационно-технологический бизнес, как, наверное, и любой другой малый бизнес, очень персонифицирован. Это скорее образ жизни. Люди занимаются в основном тем, что нравится, и иногда тем, что необходимо. Следовать единым правилам всего сообщества, соблюдать деловой кодекс этики и при этом сохранять личную инициативу для развития, предпринимательства одинаково успешно удается не всем. Кто-то безудержно рвется вперед, кто-то тормозит. И такой опыт аккумулируется в сообществе.

Дмитрий Луговой (Учеб­ный центр «Трайтек», г. Саратов):

— Я ассоциирую нашу компанию численностью 120 сотрудников с небольшим сторожевым кораблем, который с высокой скоростью и маневренностью разведывает маршруты и новые области, например консалтинг.

В 2000 году мы начали использовать в своей деятельности стандарты управления проектами (PMI), сейчас делаем проекты по переводу предприятий на МСФО. Первыми предложили в регионе профессиональное корпоративное обучение. Девиз компании: «Знания — это единственное, что никто не может отнять» — был актуален в дефолт 1998 года, актуален он и сегодня как для наших клиентов, так и для нас. Бизнес становится более технологичным, на первый план выходит профессионализм команды — сотрудникам не должно быть скучно в компании, иначе уйдут.

Карина Арутюнова, директор компании Buro Object, занимающейся поставками мебели, считает, что польза от работы с представителями сети «1С:Франчайзинг» и системы «Управление торговлей» огромная. Логика программ заставила изменить оргструктуру и бизнес-процессы. Потеряли каких-то людей, но новые быстрее входят в бизнес, изменился стиль работы руководителей подразделений, появилась реальная возможность заниматься управлением, существенно облегчилась работа, снизилось воровство. И все это только при использовании типовой конфигурации системы. Компания стала похожа на предприятие с понятной логичной структурой.

Это в арифметике два плюс два равно четырем. В партнерском бизнесе сложение усилий двух или нескольких компаний дает в результате значительно больше. И не только для деятельности объединившихся компаний, но и для всех участников рынка. Важно по мере дальнейшего развития сохранять желание много работать, умение слушать и слышать друг друга.

Есть вопросы по статье? Задайте их нам!

Рассылка «Новости компании»: узнавайте о новых продуктах, услугах и спецпредложениях

Посмотреть все рассылки «1С‑Рарус»

Поле не должно быть пустым
Электронная почта указывается только латиницей, обязательно должен присутствовать знак @, доменное имя не может быть короче двух символов

Посмотреть все рассылки «1С-Рарус»

Иконка «Предупреждение» Отправляя эту форму, Вы соглашаетесь с Политикой конфидециальности и даете согласие на обработку персональных данных компанией «1С-Рарус»

Заинтересованы в сотрудничестве?
Нужна консультация?
Свяжитесь с нами!