1c-crm-red
«Обещанного три года ждут», или «Покой нам только снится»

«Обещанного три года ждут», или «Покой нам только снится»

01.03.2008

Минувший 2007 год для рынка контрольно-кассовой техники ознаменовался большими переменами. Правительство как будто внезапно вспомнило о необходимости разработки нормативной базы для Федерального Закона №54 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». И вот участники рынка в один голос — кто с радостью, кто с иронией — произносят: «Дождались!».

Первое полугодие 2007

Чем именно ознаменовался прошедший год?

  • 23 января было принято постановление Правительства РФ №39, регламентирующее Правила ведения Государственного реестра ККТ, а также требования к его структуре и составу сведений. Этим же постановлением узаконено на уровне Правительства РФ включение в Государственный реестр ККТ сведений о моделях ККМ согласно ранее принятым решениям ГМЭК (Государственной межведомственной экспертной комиссии).
  • 6 марта Роспром (ФАП — Федеральное агентство по промышленности), осуществляющий ведение Государственного реестра ККТ, выпустил первый приказ по указанному реестру, реализующий положения постановления Правительства РФ №39. В связи с тем, что, в соответствии с постановлением Правительства РФ №39, состав сведений, включаемых в Государственный реестр ККТ, существенно отличается от состава сведений, включённых в Государственный реестр ККМ, наименование модели каждой ККМ было дополнено номером версии, то есть, с формальной точки зрения, претерпело изменения.

В отличие от производителей, потребители в своих оценках однозначны: «Наша компания в большей степени занимается системной интеграцией — «1С-Рарус» известен как исполнитель по федеральным проектам автоматизации розничной торговли. Работая с такими крупными компаниями, как «Связной», «Евросеть», «Цифроград», «Nike», «Adidas», «Michelin» и др., мы стараемся взять на себя все их заботы в области автоматизации, включая поставки и обслуживание ККТ. То, что, наконец, «открыли реестр ККМ» — конечно, важное событие, и мы очень долго ждали этого момента. Нас очень интересуют новинки рынка ККТ: надежные, функциональные аппараты, которые, к сожалению, не могли в последнее время «легализоваться». Я точно знаю, что многие производители кассовых аппаратов с нетерпением ждали этого момента, с тем, чтобы вывести на рынок свои новинки. Теперь остается надеяться, что ФАП «засучит рукава» и начнет активно работать: тогда мы в ближайшем будущем сможем сильно расширить ассортимент ККМ на рынке», — так прокомментировал старт реестра ККМ Александр Заржецкий, руководитель департамента автоматизации непродовольственных предприятий розничной торговли компании «1С-Рарус» (Москва).

Второе полугодие 2007

  • 1 августа Роспром приказом №321 включил в Государственный реестр 13 моделей ККТ дополнительно к ранее включенным. Таким образом, реально открылся Государственный реестр, более 3-х лет находившийся в «замороженном» состоянии. Следует отметить, что свершившееся в связи с этим возвращение на рынок ряда серьёзных участников кассового бизнеса произошло достаточно безболезненно и не повлекло за собой предрекавшееся многими «специалистами» обрушение этого рынка.
  • 5 сентября в целях реализации положений постановления Правительства РФ №470, Минпромэнерго РФ приказами №№ 351 и 352 утвердило соответственно образцы марки-пломбы ККТ и идентификационного знака ККТ.
    К сожалению, указанные нормативно-правовые акты (№№ 351 и 352) создали проблем больше, чем решили. Так, например, идентификационный знак ККТ содержит обозначение серии и учётный номер, но поскольку вопрос о едином производителе идентификационного знака не решён, а указания о производителе идентификационный знак не содержит, то серия и учётный номер могут повториться любое количество раз, что превращает эти реквизиты в невостребованные. Двухмерный штриховой код может формироваться любым способом, что ставит под сомнение дальнейшую возможность его унифицированного использования. Не регламентирован механизм присвоения кодов поставщика соответствующим организациям. В довершение всего 6-разрядный заводской номер ККТ, присутствующий на идентификационном знаке, не соответствует в части разрядности действующим техническим требованиям к ККТ.
  • 18 октября Госдума РФ на заседании №254(967) приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона №54-ФЗ в части освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД для отдельных видов деятельности, от обязанности применения ККТ».

Законопроект предлагает освободить организации и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД (единый налог на вмененный доход), при осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом, от обязанностей применения ККТ при наличных денежных расчетах и расчетах с использованием платежных карт. При этом условием отказа от ККТ является выдача документа, подтверждающего прием денег за соответствующие товары.

Так комментирует данное изменение Александр Заржецкий: «Отмена ККМ для плательщиков ЕНВД – шаг достаточно закономерный и ожидаемый. Он окажет заметное влияние на рынок: значительно сократится число предприятий, на которых будет использоваться ККТ. Наверное, несколько снизится спрос на простейшие кассы, которые в большинстве своем используют малые предприятия. На рынок крупных и средних торговых организаций такой закон не повлияет. Хотя, вариант разбить крупную фирму на много мелких ЧП становится еще более заманчивым: как минимум, не придется тратиться на кассы».

  • 12 ноября вступило в силу Указание ЦБ №1842-У, поясняющее порядок работы небанковских организаций по приему платежей от населения за услуги связи и ЖКХ.
    В соответствии с этим указанием структурные подразделения МВД уже приступили к проверкам участников рынка приема платежей на предмет соответствия четырём условиям, при невыполнении которых деятельность организации по приему платежей является незаконной банковской деятельностью. С учётом того, что постановлением Правительства РФ №470 в соответствии с нормами Федерального закона №54-ФЗ на ККТ, используемую кредитными организациями при совершении кассовых операций, распространены все нормы, за исключением устанавливающих порядок и условия ее регистрации в налоговых органах (даже, согласно п.12 Положения, введение в фискальную память информации и замена накопителей производятся с участием представителей налоговых органов), следует рассматривать Указание ЦБ №1842-У как первый шаг к применению ККТ в сфере кредитных организаций.
  • 15 ноября заместитель министра Минфина РФ С.Д.Шаталов направил в ФНС РФ письмо №03-01-15/15-411, снизившее напряжённость рынка, возникшую после вступления в силу приказов Минпромэнерго РФ об утверждении образцов марки-пломбы ККТ и идентификационного знака ККТ.
    С одной стороны ККТ без этих средств не должна регистрироваться в налоговых органах, а с другой – не был подготовлен порядок их распространения и применения, не говоря уже о складских, дилерских, пользовательских и пр. запасах техники, ещё не введённой в эксплуатацию. В соответствии с указанным письмом, требования к обязательности применения марки-пломбы и идентификационного знака ККТ взаимосвязаны с применением формы паспорта ККТ и могут реализовываться после вступления в силу приказа об утверждении образца данного документа.

Выводы и прогнозы

Производители пока не предлагают ничего принципиально нового в технологическом плане. Что-нибудь совершенно новое если и появится, то – не раньше 2010 года. И связано это будет либо с изменением законодательства, либо с широким внедрением платёжных карт, либо с «втягиванием» кредитных организаций в кассовую орбиту. В основном, производители работают над улучшением качества работы выпускаемой техники. Если этого не удаётся достичь в рамках старой модели или готовится некая экспансия в новый сегмент рынка – появляются новые модели.

Ожидается утверждение паспорта ККТ, внедрение учётных талонов, знаков «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание» (соответствующие приказы Минфина РФ №№ 135н и 136н от 18 декабря 2005 года зарегистрированы в Минюсте РФ 21 января, и после ожидаемой со дня на день официальной публикации будет определён порядок их вступления в силу). Неопределенность в этих вопросах уже вызывает конфликтные ситуации во взаимоотношениях налоговых органов с пользователями ККТ и ЦТО. И, самое главное, Минпромэнерго РФ должно разработать и утвердить по согласованию с Минфином РФ, МЭРТ РФ и ФСБ РФ технические характеристики и параметры функционирования для всех групп ККТ, включая электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, и программно-технические комплексы.

В общем, «покой нам только снится».

Есть вопросы по статье? Задайте их нам!
info-big
Рассылка «Новости компании»: узнавайте о новых продуктах, услугах и спецпредложениях
Отправляя эту форму, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и даете согласие на обработку персональных данных компанией «1С-Рарус»

Остались вопросы?
Нужна консультация?
Свяжитесь с нами!