Автоматизация процессов обеспечения безопасности дорожного движения на строительных объектах
Информация о компании
АО «Газстройпром» строит ключевые объекты ПАО «Газпром». Это генеральный подрядчик по строительству, капитальному ремонту и реконструкции. В структуру «Газстройпром» входят 17 производственных и сервисных компаний во всех федеральных округах РФ. Общая численность персонала — более 98 тысяч человек.
За управление и распределение технических ресурсов, контроль исполнения ремонтов, эксплуатацию и диспетчеризацию транспортных средств в «Газстройпром» отвечает Департамент главного механика. В ведении службы находятся 12 546 транспортных средств.
Ситуация до внедрения
В связи с тем, что Департамент главного механика не удовлетворяли результаты проверок по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения (БДД) на транспорте, руководство инициировало автоматизацию управления этими процессами.
Требовалось убрать доступ водителей к управлению без прохождения испытаний (стажировок), обеспечить закрепление водителей за определенными транспортными средствами, создать единую базу данных по персоналу в части управления транспортом.
Для управления ключевыми процессами в компании используется система, построенная на базе «1С:Комплексная автоматизация». Систему успешно поддерживает и развивает отдел корпоративного сопровождения «1С‑Рарус» в Санкт‑Петербурге. Поэтому новый проект руководство «Газстройпром» поручило команде, которая уже зарекомендовала себя в совместной работе.
Цели проекта
Доработать и внедрить блок БДД в «1С:Комплексная автоматизация» для оптимизации процессов обеспечения безопасности дорожного движения на объектах строительства группы компаний АО «Газстройпром» и введения комплексного анализа факторов аварийности.
Задачи:
- Автоматизировать процесс стажировок водителей и машинистов транспортных средств.
- Создать единую базу по персоналу в части управления транспортными средствами.
- Обеспечить соответствие деятельности компании комплексу законодательных отраслевых требований.
- Ввести контроль за эксплутационными документами на транспортные средства и дорожно‑строительную технику.
- Контролировать категории водителей и машинистов‑трактористов и их допуск к управлению в соответствии с категориями.
Описание проекта
Специалисты «1С‑Рарус» доработали и внедрили БДД, с помощью которого система контролирует:
- Наличие необходимых документов у водителя.
- Наличие приказов на водителей-наставников, при наличии аттестации Ространснадзор.
- Прохождение испытаний с привязкой к количеству часов стажировки, типу и модели транспортного средства (обеспечение приказа Минтранса России от 29.07.2020 № 264).
- Прохождение государственного технического осмотра и исполнения требований ФЗ от 01.07.2011 № 170.
- Наличие полисов страхования КАСКО/ОСАГО.
- Допуск водителей к управлению только теми транспортными средствами, на которых они прошли испытания и были допущены к управлению уполномоченным лицом.
- Наличие информации о пройденных государственных осмотрах.
В процессе разработки активное участие принимали сотрудники компании АО «Газстройпром», включая службу диспетчеризации, а также специалисты из подразделений БДД производственных организаций. Благодаря тесному взаимодействию с командой «1С‑Рарус» получен высококачественный функционал в кратчайшие сроки, что представляет собой важный опыт в реализации подобных проектов.
В ближайшее время компания планирует внедрение единой цифровой платформы для управления эксплуатацией транспортных средств. В проект включены 17 дочерних предприятий. Кроме того, предусматривается модернизация транспортного парка путем установки систем анализа данных, управления и контроля.
Уникальность проекта
Важной частью проекта стала автоматизация процесса обязательного прохождения испытаний (стажировок) для получения путевого листа и выхода на линию.
В блоке БДД налажен контроль наличия приказов и сроков их действия на водителей, выступающих в роли наставников. Система автоматически блокирует наставника, если он совершил ДТП по своей вине.
Обеспечено комплексное страхование ответственности транспортных средств и самоходных машин. При выявлении системой 1С случаев отсутствия указания в карточке транспортного средства полисов КАСКО и ОСАГО действует запрет выдачи путевых листов и транспортное средство в рейс не выпускается.
Внедрен процесс проверки наличия действующего государственного осмотра, диагностической карты. На подъемные сооружения проверяется наличие проведенного технического освидетельствования.
Новая система позволила более чем в 5 раз увеличить количество стажировок после доработки и запуска системы.
Сложность реализации
Команда проекта столкнулась со следующими сложностями:
- Управление ресурсами: потребовалось обеспечение достаточного количества компетентных специалистов для выполнения всех необходимых задач.
- Сроки выполнения: нарушение сроков выполнения проекта могло привести к значительным финансовым потерям и негативным последствиям для компании.
- Изменение концепции: требования к проекту изменялись в ходе его реализации, что потребовало внесения соответствующих корректировок в план работ. Успешной реализации проекта способствовали гибкий подход и готовность проектной команды адаптироваться к новым условиям.
- Коммуникации: сложные взаимодействия удалось трансформировать в эффективные коммуникации как внутри команды, так и с внешними заинтересованными сторонами.
Для успешной реализации проекта были тщательно спланированы все этапы работ, оценены потенциальные риски и предусмотрены меры по их минимизации.
Результаты
- В компании обеспечено соблюдение комплекса законодательных требований законодательства в области эксплуатации транспортных средств.
- Снижены риски штрафных санкций со стороны надзорных органов (Ространснадзор, ГИБДД, Ростехнадзор) за несоблюдение требований по эксплуатации транспортных средств и дорожно‑строительной техники. Сокращены затраты на командировочные расходы для проведения проверок со стороны генподрядчика по соблюдению требований БДД.
- Обеспечено комплексное страхование ответственности транспортных средств и самоходных машин. При выявлении системой 1С случаев отсутствия указания в карточке транспортного средства полисов КАСКО и ОСАГО действует запрет выдачи путевых листов и транспортное средство в рейс не выпускается.
- Внедрен процесс проверки наличия действующего государственного осмотра, диагностической карты. На подъемные сооружения проверяется наличие проведенного технического освидетельствования.
- Создана и ведется база данных по квалификации, обучении водителей, фиксируются нарушения ПДД и ДТП. Данные используются для контроля уровня профессионализма персонала и комплексного анализа причин аварийности.
- Автоматизирован процесс организации стажировок водителей и машинистов транспортных средств. Разработанный функционал направлен на обязательное прохождение испытаний (стажировок) для получения путевого листа и выхода на линию. Новая система позволила более чем в 5 раз увеличить количество стажировок.
- Несмотря на рост числа входящих в группу транспортно‑сервисных компаний, снижены годовые показатели аварийности.
Продукты и сервисы фирмы «1С», внедренные в ходе проекта:
«1С:Комплексная автоматизация»: модуль «1C:Управление автотранспортом», блок «Безопасность дорожного движения».