1С:Проект года
ООО «Компания „Востсибуголь“» — одна из крупнейших компаний угольной промышленности России. Основной производитель и поставщик энергетического угля в Иркутской области. Входит в состав EN+ GROUP. Кроме предприятий энергетики «Востсибуголь» обеспечивает углем коммунальные, малые и средние предприятия Иркутской области и соседних регионов, а также поставляет уголь в Китай, Польшу, Японию и Южную Корею.
Цели проекта
- Создание Корпоративной системы управления (КСУ), повышающей эффективность управления компанией за счет предоставления руководству качественной, оперативной, достоверной и достаточной для принятия управленческих решений информации.
- Снижение трудоемкости по вводу данных.
- Сокращение трудоемкости при формировании управленческой отчетности и ее дальнейшему анализу.
- Максимальное сокращение совокупных транзакций при сохранении существующей аналитики.
- Перенос ввода управленческой информации из блока бухгалтерского учета в управленческие модули.
- Снижение трудоемкости, сроков формирования плановой и фактической отчетности и планирования хозяйственной деятельности.
- Создание единой КСУ, отвечающей требованиям бизнеса и управляющих компаний по аналитике, объединяющей все блоки учета на предприятиях компании.
- Реализовать функциональную возможность расчета различных сценариев. Реализовать процедуру пересчета сценария через условно-постоянные и условно-переменные расходы.
Задачи проекта
- Сокращение срока подготовки и повышение качества и оперативности всех видов отчетов.
- Автоматизация процесса консолидации данных по компании.
- Организация единого информационного пространства для хранения и обработки данных.
- Автоматизация бизнес-процессов согласно проектной документации по различным видам деятельности:
- Бухгалтерский и Налоговый учет.
- Учет по стандартам МСФО.
- Материально-техническое обеспечение.
- Складской учет.
- Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт оборудования. Нормирование и учет материалов на эксплуатацию.
- Инвестиции и капитальное строительство.
- Казначейство.
- Производственный учет. Учет наработок оборудования.
- Сбор данных и отчетность по фактическому исполнению бюджетирования.
- Сбор данных и отчетность по фактическому управленческому учету.
Ситуация до внедрения
В момент инициации проекта на предприятии функционировал комплекс программных продуктов как на платформе «1С:Предприятие», так и собственных разработок. Наблюдались отдельные проблемы по участкам учета:
- Дублирование справочников, повышающее трудоемкость обработки бюджетных форм и форм отчетности перед руководством компании.
- Отсутствие связи подсистемы материально-технического обеспечения с другими участками учета, что выливалось в трудоемкие операции синхронизации, разницу в учете.
- Недостаток оперативности при отражении информации по ряду функций, где требовался более оперативный контроль, за счет разности используемых решений и платформ.
- Малое количество аналитических возможностей в учете производства при высоких трудозатратах на их обработку.
- Большое количество информации хранилось и обрабатывалось в MS Excel.
Внедренные программные продукты
«1С:Управление производственным предприятием»
- Управление сбытом продукции.
- Поставки и запасы (дополнительная оригинальная подсистема): сбор и планирование потребностей в закупках, проведение конкурентных процедур, интеграция с торговыми площадками, заключение и контроль исполнения договоров, учет товаров на складах.
- Учет горных работ (дополнительная оригинальная подсистема): вскрышные работы, добыча, работа маркшейдеров, работа обогатительной фабрики, учет работы техники и пр.).
- Учет промышленного производства: заказы на производство, выполнение заказов, отчет мастера за смену и пр.
- Учет основных средств: приобретение основных средств, консервация, инвентаризация, комплектация и разукомплектация, расчет амортизации, модернизация и пр.
- Учет затрат: расширенная аналитика учета затрат, плановая себестоимость рассчитывается по алгоритму расширенной аналитики учета затрат, фактическая себестоимость.
- Управление денежными средствами (дополнительная оригинальная подсистема): контроль обязательств перед внешними контрагентами, согласование заявок на оплату, платежный календарь, реестр оплат, проведение платежей, учет кредитов и займов, планирование доходов, взаимосвязь с другими подсистемами
- Бухгалтерский учет: учет в соответствии с правилами бухгалтерского учета в строгом соответствии с РСБУ.
- Налоговый учет: книга покупок и продаж, налог на прибыль, налог на имущество, налог на землю, НДПИ и пр.
- Учет по МСФО (дополнительная оригинальная подсистема): трансляция данных РСБУ в корректировочные проводки МСФО для целей отчетности по основным контурам
- Управленческая отчетность (факт).
«1С:Управление автотранспортом»
- Управление выписки и путевых листов для автомобильной техники, железнодорожных локомотивов.
- Учет ГСМ.
- Планово-техническое обслуживание.
- Учет работы водителей.
- Учет ремонтов.
«1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования»
- Управление ремонтами: плановые осмотры техники, наработка оборудования, учет наработки узлов, выполнение ремонта.
- Планирование ремонтов: ввод плановых показателей, составление предварительной программы ремонтов, заявки на покупку.
- Эксплуатация: расчет материалов на эксплуатацию, списание материалов.
- Отчеты и печатные формы, в том числе дефектовочная ведомость, анализ простоев, местонахождение машин и пр.
«1С:Консолидация»
- Загрузка данных из учетной системы на базе «1С:Управление производственным предприятием».
- Отчетность по МСФО (трансформация, исключение внутригрупповых оборотов).
- Управленческая отчетность (факт).
- Отчетность для управляющей компании.
Результаты проекта
В общей сложности за время проекта (около 3 лет) автоматизировано 8 дочерних и зависимых обществ, работающих в различных отраслях: добывающая промышленность, промышленное производство, ремонты и пр. В информационной системе работает порядка 700 пользователей, из них около 350 человек одновременно.
В результате проведенных работ автоматизированы:
- Бухгалтерский и налоговый учет, в том числе формы статистики, НДПИ и пр.
- Учет горных работ.
- Учет промышленного производства.
- Учет затрат (РАУЗ).
- Управление материально-техническим обеспечением.
- Техническое обслуживание и ремонт оборудования.
- Управление автотранспортом.
- Учет расходов на инвестиции и капитальное строительство.
- Управление денежными средствами (централизованное казначейство).
- Управление договорами и документарным обеспечением бизнес-процессов.
- Отчетность по МСФО, включая трансляцию и трансформацию данных и портал сверки внутригрупповых операций.
- Интеграция со сторонними системами.
- Настроена обширная система прав доступа.
- Отчетность для управляющей компании.
Пользователи отмечают удобство работы с программой, повышение эффективности работы с учетом. Руководители подразделений получили доступ к сведениям, которые ранее были им доступны только по запросу в соответствующих службах. Руководство получает оперативные отчеты о работе подразделений, принимает своевременные решения по операционной деятельности предприятия, а также о необходимости инвестиций в развитие. Отчетность в фискальные органы сдается своевременно.
Уникальность проекта
Проект представляет собой комплексную автоматизацию предприятия с включением в работу всех служб и подразделений. Пользователи получили функциональность, повысившую качество их работы, руководство компании получило высокоэффективный оперативный инструмент принятия решений.
Автоматизировано крупное предприятие горнодобывающей отрасли (уголь) с полным циклом производства.
Решены уникальные учетные задачи по автоматизации закупочных процедур, управления казначейством, расчета инвестиций.