Создание биллинговой системы централизованного теплоснабжения для 436 тысяч абонентов Ташкента
О компании
ООО «Veolia Energy Tashkent» — оператор системы централизованного теплоснабжения. Компания снабжает тепловой энергией 436 тысяч абонентов г. Ташкента — физических и юридических лиц. В Veolia Energy Tashkent работает более 4 тысяч сотрудников.
Ситуация до внедрения
Для расчетов с абонентами теплоснабжающая компания использовала продукты, самостоятельно разработанные специалистами предприятия на базе платформы 1С:Предприятие 7.7.
За последние 20 лет объем данных в компании значительно вырос. Это сказалось на производительности текущей системы и возможностях интеграции с современными решениями и сервисами. На момент старта проекта база выросла до терабайта, что вызвало сложности с актуализацией данных и обновлением системы.
В связи с этим перед компанией встал вопрос о выборе нового современного инструмента для цифровизации деятельности. Изначально рассматривались самописные продукты других коммунальных служб, например, по расчетам за электроэнергию и водоснабжение. Однако они не соответствовали задачам предприятия. После демонстрации нескольких продуктов оптимальным решением было признано «1С:Управление теплосетью» — по предварительным оценкам, коробочный функционал закрывал около 80 % потребностей предприятия.
Цели проекта
Целью проекта стало создание современной системы управления расчетами с абонентами для повышения качества услуг обеспечения жителей Ташкента теплоэнергией.
Задачи:
- Улучшить производительность и оптимизировать работу биллинговой системы.
- Улучшить процессы расчетов с физическими и юридическими лицами.
- Ускорить подготовку отчетности и сократить трудозатраты в подразделениях.
- Повысить прозрачность учета учета сведений по приборам учета тепла, учета корректировок и перерасчетов.
- Разграничить полномочия пользователей и обеспечить высокие стандарты информационной безопасности, необходимые для компании международного уровня.
Описание проекта
Партнером по запуску новой системы выбрали «1С‑Рарус», команда которого обладает обширной экспертизой внедрения в похожей сфере. Важным критерием выбора стала готовность команды ИТ-партнера максимально включиться в проект непосредственно на предприятии.
Масштаб проекта:
- 500 рабочих мест сотрудников Veolia Energy Tashkent;
- 436 000 обслуживаемых абонентов;
- 16 700 объектов потребления;
- 140 котельных;
- 20 000+ вносимых документов в день;
- 500 000+ вводимых документов в месяц.
Перед предприятием стояла задача перенести в модернизированную систему данные потребителей с большой историей — ведь при расчетах должны учитываться изменения параметров расчета, начисления и корректировки прошлых периодов. Команда «1С‑Рарус» выполнила перенес и проверку данных из прошлых систем, специалисты отвечали на вопросы и обрабатывали замечания пользователей.
После запуска системы в промышленную эксплуатацию было проведено масштабное обучение персонала предприятия: сначала на тестовых примерах в учебных классах, потом на рабочих местах. Подготовлены текстовые и видеоинструкции, мануалы, развернута двухуровневая линия технической поддержки с участием разработчиков.
Источник фото: Veolia Energy Tashkent. Обучение работе в новой системе.
В настоящий момент «1С:Управление теплосетью» используют около 500 сотрудников Veolia Energy Tashkent. Сотрудничество с командой «1С‑Рарус» продолжается в части сопровождения и дальнейшего развития системы.
Польза преобразований весьма ощутима для предприятия, ведь услуги горячего водоснабжения субсидируются государством в размере 85% стоимости, а скорость сбора отчетности и расчета начислений напрямую влияет на сроки подачи заявок на получение субсидий и размеры субсидий.
Уникальность проекта
Долгосрочной целью проекта стало создание возможности обслуживания абонентов в режиме единого окна.
Архитектурная схема биллинговой системы Veolia Energy Tashkent.
Для удобства абонентов в биллинговой системе настроены интеграции и загрузки следующих данных:
Личные кабинеты абонентов: выгрузка сведений по лицевым счетам, проведение оплат через платежные системы, загрузка реестров оплат в систему биллинга.
Личный кабинет абонента на веб-сайте Veolia Energy Tashkent.
- Веб-сервис геоклассификатора: автоматическая загрузка и обновление классификатора махаллей (территориальное и управленческое деление кварталов и районов города).
Телеграм-бот: загрузка реестров показаний счетчиков, полученных от абонентов.
- «1С:Бухгалтерия» для Узбекистана: ввод данных по выпискам банка, полученным из бухгалтерии для сверки загруженных оплат с помощью отчета.
- Первичные данные для ежемесячного расчета: загрузка реестров счетчиков, показаний приборов учета, отключения объектов, промывок, корректировок.
Сложность реализации
- Данные для переноса в новую программу частично отсутствовали или были недостаточно актуальны.
- Возникла необходимость корректировки, переноса и слияния большого объема данных, в т.ч. оборотов по начислениям.
- При параллельном учете в двух системах на этапах запуска проекта возросла нагрузка на пользователей.
- Возникла необходимость перестройки и оптимизации рабочих процессов пользователей при переходе на новую программу.
- Усложнились адаптация и переход пользователей к новой системе из-за существенного различия методологий учета в прежних и новой программах.
Результаты
- На 30 % сокращены трудозатраты в подразделениях. Система позволила исключить множество ручных и дублирующих операций.
- Значительно сокращено количество ошибок, так как программа использует методологию запрета редактирования данных прошлых периодов и контролирует корректность вводимых данных.
- В ходе проекта много внимания уделялось работе с персоналом на территории предприятия. Это позволило вовремя произвести начисления и подготовить квитанции для абонентов. Закрытие месяца ускорилось в 10 раз.
- Улучшены процессы расчетов с физическими и юридическими лицами.
- Повышена прозрачность учета сведений по приборам учета тепла.
- Четко разграничены полномочия пользователей. Повышен уровень информационной безопасности пользователей на всех устройствах.
- До оптимизации работы системы и серверных мощностей требуемые отчеты собирались больше недели. Сейчас процесс занимает 3‑5 дней, после полного перехода в новую систему сроки сократятся до нескольких часов.
Продукты и сервисы фирмы «1С», внедренные в ходе проекта:
«1С:Предприятие 8. Управление теплосетью 2»
Функциональные области: Управление теплосетью