CDP: какие задачи решает платформа клиентских данных

Что такое CDP и зачем она нужна

Customer Data Platform, или CDP — это платформа клиентских данных, которая предназначена для централизованного сбора, хранения и управления всей информацией о клиентах. Ее основная цель — объединить разрозненные данные в единый источник, чтобы обеспечить точное и персонализированное взаимодействие с аудиторией, то есть помочь выстроить эффективную CRM-⁠стратегию.

Успех в CRM-⁠маркетинге во многом определяется тем, насколько глубоко компания понимает потребности и поведение своих клиентов. Для этого данные собираются из разных систем: касс в магазине, сайта, мобильного приложения, сервиса рассылок. CDP автоматизирует этот процесс и помогает:

Внедрение CDP-⁠платформы помогает увеличить ROI на 30%, согласно исследованию McKinsey. Это происходит благодаря анализу данных и индивидуальным предложениям, которые формируются на основе актуального поведения клиентов.

Компании, которые используют платформу клиентских данных, демонстрируют в среднем в 2,9 раза больший рост выручки в годовом выражении, чем организации без платформы, согласно исследованию Aberdeen.

Какие данные обрабатывают CDP-⁠платформы

  1. Личную информацию: имя, пол, возраст, день рождения, контакты. В некоторых компаниях обязательны дополнительные характеристики, например, пол и размер в магазинах одежды и обуви.
  2. Транзакции: покупки в офлайне и онлайне, возвраты товаров.
  3. События: поведение покупателя на сайте или приложении, подписка на рассылку.
  4. Скидки и бонусы: списание и начисление бонусов, применение промокодов.
  5. Лояльность: привлечение и отток покупателей, эффект от маркетинговых кампаний.
  6. Взаимодействие с компанией: предпочитаемые каналы связи, участие в опросах.
Нужна СDP-платформа для клиентских данных?

Нужна СDP-⁠платформа для клиентских данных?

«1С-Рарус: Система управления лояльностью» — это платформа для автоматизации программы лояльности. Она поможет собирать данные о покупателях в единый профиль, сегментировать аудиторию и персонализировать общение.

14 дней бесплатно

Задачи, которые решает CDP

Customer Data Platform помогает:

1. Объединить информацию из всех каналов в единый профиль

Customer Data Platform помогает привести данные в порядок и представить их в удобном для пользователя виде. Фиксируется каждое взаимодействие: покупка на кассе, действие на сайте, использование бонусов программы лояльности, открытие письма или СМС.

Без платформы данные превращаются в несвязанные факты о клиентах, которые невозможно сопоставить между собой, анализировать и использовать в работе.

Также появляется много ошибочных операций. Например, клиент купил товар, на следующий день получает письмо с предложением купить этот же товар со скидкой.

2. Сегментировать аудиторию на основе клиентских данных и повысить персонализацию

С помощью платформы маркетолог следит за численностью сегмента и делает выводы, насколько эффективной оказалась работа с лояльностью клиентов. Например, если сегмент постоянных покупателей растет, то стратегия программы лояльности выбрана верно.

CDP помогает тестировать гипотезы и выбирать эффективные механики. Преимущество платформы в том, что она сегментирует клиентов автоматически, маркетологу не придется отбирать клиентов вручную по заданным характеристикам. Она также самостоятельно поддерживает актуальность сегментов: как только клиент удовлетворяет параметрам, он автоматически попадает в сегмент или, наоборот, исключается из него.

В целом CDP помогают компаниям лучше понимать клиентов, повышать лояльность и продажи.

3. Автоматизировать общение

CDP не только формирует группы клиентов, но и берет часть работы с ними на себя.

Маркетолог задает условия работы с сегментом: что должно произойти, когда клиент будет удовлетворять параметрам группы. Дальше включается CDP: как только клиент попадает в сегмент, автоматически запускается цепочка взаимодействия с ним. Готовые сегменты сразу передаются в учетные программы компании, в email и СМС-⁠рассылки, таргет-⁠рекламу и чат-⁠бот-⁠кампании по заранее заданным сценариям.

Например:

  • В магазине: идентифицирует клиента по карте лояльности и показывает накопленные баллы. Подсказывает кассирам, какие сопутствующие товары можно предложить.
  • На сайте: анализирует, какие товары ранее просматривались и были отложены в избранное, персонализирует попапы, показывает сопутствующие товары в корзине.
  • За пределами магазина и сайта: отслеживает неактивных покупателей, отправляет письма для реактивации. Напоминает о брошенных корзинах и предлагает скидки.

4. Оптимизировать маркетинг

CDP помогает оптимизировать маркетинг по трем направлениям.

  1. Снижает трудозатраты маркетолога: освобождает его от рутинных операций и позволяет заняться планированием маркетинговых кампаний.
  2. Сокращает расходы на скидки: отказ от массовых скидок и переход к персональным вознаграждениям помогает сохранить маржинальность бизнеса.
  3. Сокращает расходы на рекламу и вспомогательные сервисы: помогает экономить на массовых емейлах, СМС или сообщениях в мессенджерах. Подсказывает, на какие категории клиентов нужно таргетировать рекламу. Компании, внедрившие CDP, сокращают затраты на привлечение клиентов на 50% с помощью персонализации, согласно исследованию McKinsey.

Без платформы маркетолог тонет в операционной деятельности: выгрузке данных, настройке и анализе действующих кампаний. На развитие времени не остаётся. При этом не исключены ошибки в обработке информации.

Задача CDP-платформы
Задача CDP-⁠платформы — помогать получать и анализировать данные о клиентских предпочтениях и быстрого реагировать на их изменения.

Когда нужна CDP

CDP становится необходима, когда бизнес сталкивается со следующими трудностями:

1. Разрозненные данные из множества источников

Информация о клиентах хранится в разных системах:

  • кассовые программы,
  • сайт,
  • мобильное приложение,
  • электронные карты,
  • чат-⁠боты,
  • соцсети и мессенджеры,
  • колл-⁠центр,
  • медийная реклама.

2. Сложная аналитика клиентских данных

Еще один показатель необходимости CDP — объем и разнородность анализируемой информации. Чем больше параметров анализирует компании, тем большая польза будет от CDP.

3. Низкая эффективность CRM-⁠стратегии

Без точного анализа данных сложно достичь целевой аудитории. CDP решает эту проблему за счет сегментации и автоматизации предложений.

4. Сложности в персонализации

Персонализировать предложение под каждого клиента — трудозатратный процесс, особенно если он не автоматизирован. В этом случае создание актуальных предложений занимает много времени. CDP решает эту проблему с помощью анализа информации, сегментации и автоматизации.

Примеры компаний, которые используют CDP

Чтобы понять, как механики лояльности влияют на поведение клиентов и доход, компании используют следующие методы оценки:

  • Магазины чая Бергамот и Корица увеличили средний чек на 15%. С помощью платформы клиентских данных смогли собрать аналитику по клиентам, начать их сегментировать и точечно работать с каждой группой. Читать кейсПерейти
  • Сеть магазинов автотоваров Канистра объединили программу лояльности для сети магазинов и станций техобслуживания. Благодаря единой системе клиентских данных появилась возможность обогащать базу и использовать допродажи. Читать кейсПерейти
  • Русклимат строит работу с клиентами в B2B. Систематизировали работу с клиентами в центрах инженерной комплектации, на интернет-портале, в мобильном приложении и в заказах через менеджеров. Теперь объединены все данные по клиентам — можно работать с отдельными сегментами покупателей и повышать эффективность CRM-⁠маркетинга. Читать кейсПерейти

Сравнение CDP
с другими решениями

CDP объединяет данные клиентов, собирает и активирует информацию из CRM, DMP, ESP, BI и других инструментов для персонализированного и омниканального маркетинга.

Система Основная задача Что делает Ограничения
CDP Централизованный сбор, объединение и активация данных Создает единый профиль, сегментирует клиентов и запускает кампании во всех каналах
CRM Управление контактами и сделками Хранит данные о продажах, клиентах - Не отслеживает поведение на сайте и в оффлайне
- Требует ручной синхронизации с маркетинг-⁠каналами
DMP Таргетинг анонимных сегментов для рекламы Собирает cookie, device ID - Профили живут 30–90 дней
- Нет связи с реальными клиентами и их историей
ESP Автоматизация email и СМС-⁠рассылок Управляет списками подписчиков и шаблонами Не объединяет данные из CRM, сайта и офлайна, нет омниканальной логики
BI-⁠системы Отчеты и визуализация данных Строит дашборды, отчеты Не собирает данные самостоятельно, не активирует кампании

Как выбрать CDP

При выборе CDP необходимо учитывать несколько ключевых аспектов:

1. Функциональность

Убедитесь, что платформа предоставляет все необходимые функции:

  • Единый профиль клиента: обобщение демографических, поведенческих и транзакционных данных.
  • Продвинутая сегментация: RFM-⁠анализ, пользовательские правила, динамические списки.
  • Омниканальная активация: email, СМС, push, целевая реклама, интеграция с колл-⁠центром.
  • Аналитика и отчеты: дашборды по LTV, удержанию, ROI и A/B-тестам.

2. Интеграция

Проверьте, насколько легко CDP интегрируется с уже существующими системами:

  • Есть ли готовые интеграции с учетной системой, сайтом, рекламными кабинетами.
  • Поддерживает ли мгновенный обмен данными для актуальности профилей.

3. Поддержка и обучение

Узнайте о возможностях поддержки со стороны поставщика и о том, какие курсы и ресурсы для обучения доступны:

  • Техподдержка: SLA-⁠гарантии, региональные партнеры, русскоязычная служба.
  • Обучающие материалы: видеокурсы, вебинары, пошаговые инструкции.

4. Безопасность данных

Убедитесь, что платформа соответствует современным стандартам безопасности и защиты данных:

  • Хранение данных на российских серверах.
  • Разграничение доступа для сотрудников.
Запустите CDP для своего бизнеса

Запустите CDP для своего бизнеса

«1С-Рарус: Система управления лояльностью» — это платформа для автоматизации программы лояльности. Она поможет собрать информацию о каждом клиенте, персонализировать маркетинг для увеличения среднего чека и частоты покупок.

14 дней бесплатно

Все приведенные в статье материалы взяты из открытых источников. Информация действительна на август 2025 года. Все упомянутые в статье бренды принадлежат их правообладателям.