Что такое CDP и зачем она нужна
Customer Data Platform, или CDP — это платформа клиентских данных, которая предназначена для централизованного сбора, хранения и управления всей информацией о клиентах. Ее основная цель — объединить разрозненные данные в единый источник, чтобы обеспечить точное и персонализированное взаимодействие с аудиторией, то есть помочь выстроить эффективную CRM-стратегию.
Успех в CRM-маркетинге во многом определяется тем, насколько глубоко компания понимает потребности и поведение своих клиентов. Для этого данные собираются из разных систем: касс в магазине, сайта, мобильного приложения, сервиса рассылок. CDP автоматизирует этот процесс и помогает:
Внедрение CDP-платформы помогает увеличить ROI на 30%, согласно исследованию McKinsey. Это происходит благодаря анализу данных и индивидуальным предложениям, которые формируются на основе актуального поведения клиентов.
Компании, которые используют платформу клиентских данных, демонстрируют в среднем в 2,9 раза больший рост выручки в годовом выражении, чем организации без платформы, согласно исследованию Aberdeen.
Какие данные обрабатывают CDP-платформы
- Личную информацию: имя, пол, возраст, день рождения, контакты. В некоторых компаниях обязательны дополнительные характеристики, например, пол и размер в магазинах одежды и обуви.
- Транзакции: покупки в офлайне и онлайне, возвраты товаров.
- События: поведение покупателя на сайте или приложении, подписка на рассылку.
- Скидки и бонусы: списание и начисление бонусов, применение промокодов.
- Лояльность: привлечение и отток покупателей, эффект от маркетинговых кампаний.
- Взаимодействие с компанией: предпочитаемые каналы связи, участие в опросах.
Нужна СDP-платформа для клиентских данных?
«1С-Рарус: Система управления лояльностью» — это платформа для автоматизации программы лояльности. Она поможет собирать данные о покупателях в единый профиль, сегментировать аудиторию и персонализировать общение.
Перейти на страницу платформыЗадачи, которые решает CDP
Customer Data Platform помогает:
1. Объединить информацию из всех каналов в единый профиль
Customer Data Platform помогает привести данные в порядок и представить их в удобном для пользователя виде. Фиксируется каждое взаимодействие: покупка на кассе, действие на сайте, использование бонусов программы лояльности, открытие письма или СМС.
Без платформы данные превращаются в несвязанные факты о клиентах, которые невозможно сопоставить между собой, анализировать и использовать в работе.
Также появляется много ошибочных операций. Например, клиент купил товар, на следующий день получает письмо с предложением купить этот же товар со скидкой.
2. Сегментировать аудиторию на основе клиентских данных и повысить персонализацию
С помощью платформы маркетолог следит за численностью сегмента и делает выводы, насколько эффективной оказалась работа с лояльностью клиентов. Например, если сегмент постоянных покупателей растет, то стратегия программы лояльности выбрана верно.
CDP помогает тестировать гипотезы и выбирать эффективные механики. Преимущество платформы в том, что она сегментирует клиентов автоматически, маркетологу не придется отбирать клиентов вручную по заданным характеристикам. Она также самостоятельно поддерживает актуальность сегментов: как только клиент удовлетворяет параметрам, он автоматически попадает в сегмент или, наоборот, исключается из него.
В целом CDP помогают компаниям лучше понимать клиентов, повышать лояльность и продажи.
Как запустить программу лояльности, которая увеличит продажи
В пяти письмах даем план запуска программы лояльности, которая помогает зарабатывать больше. Только польза без воды.
3. Автоматизировать общение
CDP не только формирует группы клиентов, но и берет часть работы с ними на себя.
Маркетолог задает условия работы с сегментом: что должно произойти, когда клиент будет удовлетворять параметрам группы. Дальше включается CDP: как только клиент попадает в сегмент, автоматически запускается цепочка взаимодействия с ним. Готовые сегменты сразу передаются в учетные программы компании, в email и СМС-рассылки, таргет-рекламу и чат-бот-кампании по заранее заданным сценариям.
Например:
- В магазине: идентифицирует клиента по карте лояльности и показывает накопленные баллы. Подсказывает кассирам, какие сопутствующие товары можно предложить.
- На сайте: анализирует, какие товары ранее просматривались и были отложены в избранное, персонализирует попапы, показывает сопутствующие товары в корзине.
- За пределами магазина и сайта: отслеживает неактивных покупателей, отправляет письма для реактивации. Напоминает о брошенных корзинах и предлагает скидки.
4. Оптимизировать маркетинг
CDP помогает оптимизировать маркетинг по трем направлениям.
- Снижает трудозатраты маркетолога: освобождает его от рутинных операций и позволяет заняться планированием маркетинговых кампаний.
- Сокращает расходы на скидки: отказ от массовых скидок и переход к персональным вознаграждениям помогает сохранить маржинальность бизнеса.
- Сокращает расходы на рекламу и вспомогательные сервисы: помогает экономить на массовых емейлах, СМС или сообщениях в мессенджерах. Подсказывает, на какие категории клиентов нужно таргетировать рекламу. Компании, внедрившие CDP, сокращают затраты на привлечение клиентов на 50% с помощью персонализации, согласно исследованию McKinsey.
Без платформы маркетолог тонет в операционной деятельности: выгрузке данных, настройке и анализе действующих кампаний. На развитие времени не остаётся. При этом не исключены ошибки в обработке информации.
Когда нужна CDP
CDP становится необходима, когда бизнес сталкивается со следующими трудностями:
1. Разрозненные данные из множества источников
Информация о клиентах хранится в разных системах:
- кассовые программы,
- сайт,
- мобильное приложение,
- электронные карты,
- чат-боты,
- соцсети и мессенджеры,
- колл-центр,
- медийная реклама.
2. Сложная аналитика клиентских данных
Еще один показатель необходимости CDP — объем и разнородность анализируемой информации. Чем больше параметров анализирует компании, тем большая польза будет от CDP.
3. Низкая эффективность CRM-стратегии
Без точного анализа данных сложно достичь целевой аудитории. CDP решает эту проблему за счет сегментации и автоматизации предложений.
4. Сложности в персонализации
Персонализировать предложение под каждого клиента — трудозатратный процесс, особенно если он не автоматизирован. В этом случае создание актуальных предложений занимает много времени. CDP решает эту проблему с помощью анализа информации, сегментации и автоматизации.
Примеры компаний, которые используют CDP
Чтобы понять, как механики лояльности влияют на поведение клиентов и доход, компании используют следующие методы оценки:
-
Магазины чая Бергамот и Корица увеличили средний чек на 15%. С помощью платформы клиентских данных смогли собрать аналитику по клиентам, начать их сегментировать и точечно работать с каждой группой. Читать кейс
-
Сеть магазинов автотоваров Канистра объединили программу лояльности для сети магазинов и станций техобслуживания. Благодаря единой системе клиентских данных появилась возможность обогащать базу и использовать допродажи. Читать кейс
-
Русклимат строит работу с клиентами в B2B. Систематизировали работу с клиентами в центрах инженерной комплектации, на интернет-портале, в мобильном приложении и в заказах через менеджеров. Теперь объединены все данные по клиентам — можно работать с отдельными сегментами покупателей и повышать эффективность CRM-маркетинга. Читать кейс
Сравнение CDP
с другими решениями
CDP объединяет данные клиентов, собирает и активирует информацию из CRM, DMP, ESP, BI и других инструментов для персонализированного и омниканального маркетинга.
| Система | Основная задача | Что делает | Ограничения |
|---|---|---|---|
| CDP | Централизованный сбор, объединение и активация данных | Создает единый профиль, сегментирует клиентов и запускает кампании во всех каналах | — |
| CRM | Управление контактами и сделками | Хранит данные о продажах, клиентах |
- Не отслеживает поведение на сайте и в оффлайне - Требует ручной синхронизации с маркетинг-каналами |
| DMP | Таргетинг анонимных сегментов для рекламы | Собирает cookie, device ID |
- Профили живут 30–90 дней - Нет связи с реальными клиентами и их историей |
| ESP | Автоматизация email и СМС-рассылок | Управляет списками подписчиков и шаблонами | Не объединяет данные из CRM, сайта и офлайна, нет омниканальной логики |
| BI-системы | Отчеты и визуализация данных | Строит дашборды, отчеты | Не собирает данные самостоятельно, не активирует кампании |
Как выбрать CDP
При выборе CDP необходимо учитывать несколько ключевых аспектов:
1. Функциональность
Убедитесь, что платформа предоставляет все необходимые функции:
- Единый профиль клиента: обобщение демографических, поведенческих и транзакционных данных.
- Продвинутая сегментация: RFM-анализ, пользовательские правила, динамические списки.
- Омниканальная активация: email, СМС, push, целевая реклама, интеграция с колл-центром.
- Аналитика и отчеты: дашборды по LTV, удержанию, ROI и A/B-тестам.
2. Интеграция
Проверьте, насколько легко CDP интегрируется с уже существующими системами:
- Есть ли готовые интеграции с учетной системой, сайтом, рекламными кабинетами.
- Поддерживает ли мгновенный обмен данными для актуальности профилей.
3. Поддержка и обучение
Узнайте о возможностях поддержки со стороны поставщика и о том, какие курсы и ресурсы для обучения доступны:
- Техподдержка: SLA-гарантии, региональные партнеры, русскоязычная служба.
- Обучающие материалы: видеокурсы, вебинары, пошаговые инструкции.
4. Безопасность данных
Убедитесь, что платформа соответствует современным стандартам безопасности и защиты данных:
- Хранение данных на российских серверах.
- Разграничение доступа для сотрудников.
Запустите CDP для своего бизнеса
«1С-Рарус: Система управления лояльностью» — это платформа для автоматизации программы лояльности. Она поможет собрать информацию о каждом клиенте, персонализировать маркетинг для увеличения среднего чека и частоты покупок.
Перейти на страницу платформыВсе приведенные в статье материалы взяты из открытых источников. Информация действительна на август 2025 года. Все упомянутые в статье бренды принадлежат их правообладателям.
Подпишитесь на нас в телеграм
Рассказываем, как делать рабочую программу лояльности и увеличивать продажи.
Подписаться