Программа лояльности — маркетинговый инструмент, который помогает выстроить с гостем долгосрочные отношения, повысить продажи и средний чек.
Зачем нужно заниматься лояльностью
Лояльный клиент — ваш завсегдатай и промоутер. Если нужно пообедать с друзьями или провести вечер с девушкой, он приходит к вам. Если нужно посоветовать коллегам, где приятно поужинать, — рекомендует ваше заведение.
Лояльность помогает:
1. Увеличить посещаемость. Чем довольнее посетитель, тем чаще он к вам ходит: пообедать, скоротать вечер пятницы или отметить день рождения.
2. Повысить средний чек. Лояльный клиент приводит с собой друзей и родственников и увеличивает размер заказа.
3. Сэкономить на рекламе. В сфере общепита рейтинг играет большую роль, поэтому важен каждый положительный отзыв. Довольный гость — это промоутер, которому не нужно платить.
Когда каждый гость — лояльный
Как повысить клиентскую лояльность
Увеличить лояльность посетителей кафе и ресторанов помогают поощрения — скидки и бонусы.
Скидки
Скидка — это сумма, на которую заведение готово снизить стоимость блюда. Скидки образуют дисконтную программу.
Плюсы
-
Скидки дают быстрый рост среднего чека. У гостя есть стимул заказать больше в данный момент, потому что ему не придется оплачивать всю стоимость заказа.
Минусы
-
У дисконтных программ слабый эффект удержания: посетитель получил сиюминутную выгоду и у него нет мотивации возвращаться снова.
-
Прибыль заведения снижается. Дисконт — это всегда денежные потери.
Бонусы
Бонусы или баллы — это процент от стоимости заказа, который зачисляется клиенту на карту, иначе — кешбэк в валюте заведения. Формируют бонусную программу.
Бонусы можно обменять на скидки на следующие заказы или на бесплатные блюда.
Скидка
Бесплатные блюда
Дополнительный сервис
Варианты использования бонусов
Плюсы
-
Вы экономите на поощрениях. Вы обещаете гостю вознаграждение только при следующем визите. Он или вернется, и вы получите новый заказ. Или не вернется, но при этом вам не придется давать скидку и терять доход.
-
Баллы помогают удерживать клиентов. Клиент помнит, что вы обещали ему награду, и это может стать решающим фактором при выборе заведения в следующий раз.
Минусы
-
Бонусы не всем подходят. Они не работают в дорогих заведениях, куда гости редко ходят: невыгодно копить поощрения, которыми получится воспользоваться не скоро.
Запустите программу лояльности в магазине
«1С-Рарус: Система управления лояльностью» — это платформа для автоматизации программы лояльности. Позволяет запустить любую программу лояльности и увеличить продажи.
Перейти на страницу платформыСпособы начисления скидок и бонусов
Начисления скидок и бонусов проводятся по трем схемам: простой, прогрессивной и многоуровневой.
Простая схема начислений
Прогрессивная схема начислений
Многоуровневая схема начислений
Размер вознаграждений фиксированный и не зависит от стоимости заказа.
Размер вознаграждения зависит от чека: чем он больше, тем больше поощрения.
Размер вознаграждения зависит от уровня клиента. Чем больше денег посетитель потратил, тем выше его уровень и тем больше поощрений он получает.
Пример:
Гость за каждый заказ получает 5% скидкой или бонусами.
Пример:
За заказ до 1500 рублей посетитель получает поощрения в размере 5%, а за заказ выше 1500 рублей — 7%.
Пример:
Стартовое поощрение для всех — 5%. Посетители, чья сумма заказов превысила 10 000 рублей, переходят на следующий уровень и получают постоянное поощрение 7%. Те клиенты, которые заказали на 20 000 рублей, получают поощрение 10% и т.д.
Какую задачу решает:
Помогает сделать выбор в пользу вашего заведения.
Какую задачу решает:
Побуждает гостей заказывать больше.
Какую задачу решает:
Помогает поощрять только преданных клиентов, которые приносят больше денег.
Комбинация скидок и бонусов
Комбинированное предложение — это совмещение скидок и бонусов.
Пример № 1: вы начисляете баллы за все заказы и даете дополнительные скидки на алкоголь, чтобы повысить его продажи. Или используйте скидки для привлечения гостей в «мертвые» часы — после завтрака и ланча.
Пример № 2: вы используете дисконт и дополнительно с каждого заказа начисляете кешбэк, который можно списать в день рождения или обменять на десерты.
Комбинаций поощрений решает сразу несколько задач: удерживает клиентов, снижает простои, увеличивает средний чек и продажи маржинальных блюд.
Удержание клиентов
Рост среднего чека
Рост продаж
Когда скидки и бонусы работают вместе
Как запустить программу лояльности, которая увеличит продажи
В пяти письмах даем план запуска программы лояльности, которая помогает зарабатывать больше. Только польза без воды.
Как выбрать программу лояльности
На выбор программы влияет частота визитов, средний чек и целевая аудитория. Поэтому программа для ресторана будет отличаться от программы кофейни.
Программа лояльности для ресторана
Средний чек: 1000-5000 рублей с посетителя
Частота визитов: 2-3 раза в месяц
Ресторанам подойдет дисконтная программа.
В ресторане низкая частота визитов и повысить ее сложно, нужно работать на увеличение чека. Посетители неосознанно заказывают больше, когда знают, что придется заплатить меньше, чем указано в меню. Поэтому в ресторанах нужны скидки, которым можно воспользоваться сразу же, при оплате заказа.
Дисконт лучше использовать по многоуровневой схеме. Во-первых, гостям будет интереснее участвовать в программе — появится азарт копить. Во-вторых, ресторан выявит самых лояльных и выгодных посетителей, сосредоточится на работе с ними и сэкономит на поощрениях.
Рестораны переводят гостей на новые уровни или за сумму сделанных заказов, или за количество посещений. Многие заведения ограничивают срок действия карты одним годом. Если в течение года клиент не выполнил условия для своего уровня, уровень снижается, привилегии обнуляются.
Рестораны ITALY GROUP используют многоуровневую дисконтную программу: чем больше посещений совершит клиент, тем больше его скидка
Некоторые рестораны внедряют платные программы — членство в них покупается. Платное членство помогает убедиться, что посетитель на самом деле лоялен к заведению. Оплата членства помогает частично окупить поощрения, которые будут выданы клиенту.
Бонусы в ресторанах работаю плохо: нет мотивации копить кешбэк, если воспользоваться им получится только через год или позже.
Ресторанам подойдет дисконтная программа — она поможет увеличить средний чек.
Программа лояльности для кафе
Средний чек: 500-1000 рублей с посетителя
Частота визитов: 1-2 раза в месяц
Кафе подойдет бонусная программа лояльности. Частота визитов позволяет гостям быстро накопить баллы и использовать их уже спустя несколько посещений. Бонусы выгодны и заведению: посетитель сделает несколько заказов по полной стоимости, прежде чем получит скидку.
Многие кафе обменивают бонусы на блюда, от чего и гость, и заведение остаются в плюсе. Посетитель получает возможность попробовать новое блюдо по сниженной стоимости, а кафе «продвигает» блюдо и не теряет деньги на скидках.
Вай Мэ обменивает бонусы на блюда
В кафе хорошо работают комбинированные программы — они помогут повысить продажи и привлечь новых гостей.
Пример № 1: скидки на алкоголь могут поднять его продажи. В кафе большей популярностью пользуются безалкогольные напитки, но маржинальность алкоголя выше. Схема со скидками поможет заработать больше.
Пример № 2: дисконт в мертвые часы, в дообеденные и послеобеденные, поможет снизить резкий отток посетителей и сократить простои.
В кафе хорошо работают баллы, потому что их можно обменивать на скидки или бесплатные блюда. Программу с кешбэком можно усложнить и добавить скидки на определенные позиции или в мертвые часы.
Программа лояльности для кофейни
Средний чек: 300-800 рублей с посетителя
Частота визитов: 1-3 раза в месяц
В кофейнях предпочтительно использовать бонусы. Клиенты будут активно их использовать, потому что баллы быстро копятся и их можно будет списать уже после нескольких посещений. Для самой кофейни балльная система тоже выгодна. Баллы помогают удержать клиентов, побудить их к следующему визиту. Чтобы сократить расходы на поощрениях, можно ограничить использование бонусов. Например, обменивать их не на кофе, а на десерты к нему.
Шоколадница использует бонусную программу. С каждого заказа клиент получает 10% кешбэк, которым может оплатить половину следующей покупки
Успешный пример использования бонусов в кофейне — это n-напиток в подарок. Для такой программы часто используются карточки со штампами, но в ее основе лежит бонусная механика. Гость за каждый кофе получает штамп на карточку. Спустя несколько заказов он набирает необходимое количество штампов-баллов, чтобы получить напиток в подарок.
Так как в кофейнях высокая частота посещений, внедрять скидки — невыгодно. Побуждать клиента купить кофе с помощью дисконта бессмысленно: если посетитель хочет кофе в данный момент, ему не нужен дополнительный стимул. Скидка в данном случае станет только лишними расходами.
Кофейням подойдет бонусная программа: она поможет повысить продажи и сэкономить на поощрениях.
Как запустить программу лояльности
Для любой программы лояльности действует два правила:
1. Клиенты должны выполнять ее правила.
2. Все вложенные в удержание деньги должны окупаться.
Если клиенты игнорируют программу, они не заказывают больше и чаще. Вы лишаетесь возможности влиять на покупательское поведение и не зарабатываете больше. Если вы инвестируете в удержание клиента больше денег, чем он приносит, вы работаете в убыток.
1. Как убедить клиента участвовать в программе лояльности
Клиенты активно пользуются программами, в которых:
1. Ценные и доступные поощрения. Если с каждых 500 рублей вы даете 10 бонусов, и при этом 5 бонусов равны 1 рублю, выгода гостя составит 2 рубля. Гость не станет предъявлять карту лояльности ради такого вознаграждения.
2. Простые и понятные условия. Участники должны понимать схему начисления и списания вознаграждений, чтобы пользоваться ими.
Для начала смоделируйте процессы начисления и списания вознаграждений. Постарайтесь объективно оценить их пользу для потенциальных участников.
Ценные поощрения
Понятные условия
Условия успешной программы лояльности
Подпишитесь на нас в телеграм
Рассказываем, как делать рабочую программу лояльности и увеличивать продажи.
Подписаться2. Как посчитать собственную выгоду
После того, как вы продумали схему вознаграждения, посчитайте, сколько вы сможете на ней заработать. Запустите программу для тестовой группы клиентов. Оцените реакцию: пользуются ли гости поощрениями, стали ли они больше заказывать. Постарайтесь собрать обратную связь — иногда клиенты могут дать дельные советы, что улучшить с пользовательской точки зрения.
Проанализируйте, во сколько вам обошлось удержание клиентов и сколько вы на этом заработали. Результат положительный — масштабируйте программу для всех.
Нельзя раздавать поощрения себе в убыток. Но «жадная» на поощрения программа лояльности будет невостребована. Соблюдайте баланс между собственной выгодой и интересами клиента.
3. Как запустить программу лояльности
Когда вы посчитали экономику, можете переходить к внедрению. Как вы будете запускать программу — вручную или автоматизированно — зависит от ее вида.
Простую дисконтную программу можно настроить на кассе без использования специальных решений. Преимущества такого внедрения — минимальная стоимость. Недостатки — вы не сможете усложнять программу, придумывать новые вознаграждения и анализировать результаты.
Для многоуровневых дисконтных, бонусных и комбинированных программ нужна система лояльности. С ее помощью вы сможете управлять начислениями и списаниями, создавать акции, отслеживать жизненный цикл клиентов, изучать их интересы. Появится понимание, сколько клиентов привлекли, на сколько выросла частота посещений и увеличилась средняя стоимость заказа, сколько вы вложили и заработали.
Когда отчеты по лояльности формируются в пару кликов
Выводы
1. Лояльность клиентов — обязательное условие успешности ресторана или кафе. Чем выше лояльность — тем выше средний чек и частота продаж.
2. Повысить лояльность гостей помогают скидки и бонусы. Скидки помогают убедить клиента заказать больше в данный момент, но почти не работают на дальнейшее удержание. Бонусы, напротив, привлекают клиентов и обеспечивают заказы в будущем.
3. При выборе программы лояльности учитывайте специфику вашего заведения: кто ваши клиенты, как часто они приходят и как много заказывают.
4. Сохраняйте равновесие: программа лояльности должна быть выгодной и для вас, и для клиента.
5. Автоматизируйте программу лояльности. Так вы расширите маркетинговые возможности, упростите анализ механик и избежите ошибок.
Все приведенные в статье материалы взяты из открытых источников. Информация действительна на ноябрь 2020 года. Все упомянутые в статье бренды принадлежат их правообладателям.
Подпишитесь на нас в телеграм
Рассказываем, как делать рабочую программу лояльности и увеличивать продажи.
Подписаться