Сегментация клиентов — это разделение покупателей на группы по характеристикам, которые определяют поведение покупателей. Например, по полу, количеству покупок или уровню лояльности.

Зачем нужна сегментация

Сегментация помогает объединять клиентов и анализировать не каждого покупателя в отдельности, а работать сразу с группой: подбирать маркетинговые стратегии и строить коммуникации.

Сегментация позволяет:

  • Повысить продажи. Увеличить частоту покупок и средний чек помогает персонализация предложений. Сегментация по покупкам позволяет выделить клиентов с одинаковыми предпочтениями и сформировать предложения на основе их интересов. Например, магазин бытовой техники сегментирует покупателей по производителю купленных смартфонов и предлагает наушники этой же марки.

  • Повысить лояльность клиентов. Полезные рассылки, которые соответствуют ожиданиям клиентов, помогают повысить их лояльность. С помощью сегментации компания может отправлять персонализированный контент с учетом предпочитаемых форматов и каналов, а не отправлять всем одинаковые сообщения. Например, клиентам книжных магазинов интересно читать о новинках в любимых жанрах. Сегментация позволяет разделить любителей научпопа, художественной литературы и фантастики, отправить каждому обзор новинок в любимом жанре и не утомлять рецензиями на неинтересные книги.

  • Удержать покупателей. Сегментация помогает выявить, кто давно не покупал и скоро перестанет быть клиентом компании. Далее его можно стимулировать к возвращению с помощью поощрений. Например, магазин выявляет пропавших клиентов и напоминает о себе сгорающими бонусами или промокодом.

  • Сократить бюджет на маркетинг. Сегментация позволяет выявить клиентов, которые покупают больше остальных и приносят больше прибыли. Это помогает определиться, кого из клиентов нужно больше поощрять и на кого можно тратить больше бюджета. Например, магазин спорттоваров заметил, что покупатели в возрасте от 25 до 40 лет тратят больше, чем остальные покупатели. Магазин фокусируется на этом сегменте и меньше тратит на привлечение клиентов старше 40 лет.

Что бывает, если не сегментировать базу

Без сегментации не получится персонализировать предложения и строить общение с клиентами. Клиенты будут получать одинаковые неактуальные для большинства предложения.

В результате эффективность взаимодействия снизится, клиенты перестанут реагировать на рассылки и будут только раздражаться из‑за навязчивой рекламы. Из‑за этого снижается лояльность, сокращаются повторные продажи и растет отток покупателей.

Что бывает, если не сегментировать базу

Несегментированная рассылка обычно выглядит как спам, ее редко читают и почти никогда не покупают предложенные в ней товары.

Виды сегментации

Демографический критерий

Сегментация подразумевает разделение клиентов по полу и возрасту клиента. Это самый частый набор критериев, по которым делят аудиторию.

Например, разделение по полу позволяет магазинам одежды не путаться в рассылках и предлагать женщинам женские коллекции, а мужчинам — мужские. Другой пример: сегментация по возрасту в магазине косметики, в зависимости от возраста покупательниц подбирается уходовая косметика.

Пример сегментации клиентов по полу в магазине одежды:

Цель

Сегмент

Действия

Повысить продажи женских свитеров

Женщины

Сделать рассылку для женщин с подборкой готовых образов со свитерами магазина

Распродать летнюю мужскую коллекцию

Мужчины

Сделать рассылку для мужчин о закрытой распродаже

Цель

Действия

Женщины

Повысить продажи женских свитеров

Сделать рассылку для женщин с подборкой готовых образов со свитерами магазина

Мужчины

Распродать летнюю мужскую коллекцию

Сделать рассылку о закрытой распродаже

Географический критерий

Сегмент включает в себя информацию о стране клиента, городе или климате.

Сегментация по географии нужна для сетей магазинов, чтобы не промахнуться с рассылками и отправить сообщение клиентам в конкретной локации. Например, жителям пермского края неинтересна рассылка с акциями самарского магазина одежды, а жителей Самары и области это заинтересует.

Сегментация клиентов по городу в магазине одежды в октябре может выглядеть так:

Цель

Сегмент

Действия

Повысить продажи демисезонных пальто

Жители Москвы

Сделать рассылку с подборками трендовых пальто

Начать продажи новой коллекции пуховиков

Жители Красноярска

Сделать рассылку с готовыми образами в пуховиках

Распродать старую коллекцию плащей

Жители Краснодара

Устроить распродажу плащей и легких курток

Цель

Действия

Жители Москвы

Повысить продажи демисезонных пальто

Сделать рассылку с подборками трендовых пальто

Жители Красноярска

Начать продажи новой коллекции пуховиков

Сделать рассылку с готовыми образами в пуховиках

Жители Краснодара

Распродать старую коллекцию плащей

Устроить распродажу плащей и легких курток

Покупательская активность

Сегмент основывается на частоте покупок и на жизненном цикле клиента. Выделяются:

  • Новички — те, кто еще ничего не купил или купил только один раз совсем недавно.

  • Активные клиенты — те, кто регулярно покупает.

  • Неактивные клиенты — старые клиенты, которые давно не покупали.

Сегментация клиентов по жизненному циклу в магазине одежды:

Цель

Сегмент

Действия

Собрать данные о новых покупателях и конвертировать в покупку

Новички

Подарить 1000 бонусов за регистрацию в программе лояльности

Повысить лояльность

Активные

Провести рассылки с персональными предложениями

Снизить отток, вернуть старых покупателей

Неактивные

Подарить сгорающие бонусы, провести опрос, выяснить причины оттока, предложить персональные условия сотрудничества

Цель

Действия

Новички

Собрать данные о новых покупателях и конвертировать в покупку

Подарить 1000 бонусов за регистрацию в программе лояльности

Активные

Повысить лояльность

Провести рассылки с персональными предложениями

Неактивные

Снизить отток, вернуть старых покупателей

Подарить сгорающие бонусы, провести опрос, выяснить причины оттока, предложить персональные условия сотрудничества

Сегментирование по товару

Такая сегментация объединяет людей по конкретным товарам и частоте их покупок. Далее магазин строит общение с учетом интересов клиентов.

Например, сегментация помогла выявить, что клиент покупает только кроссовки, значит, нужно оповещать его о новых поступлениях спортивной обуви и давать скидки на этот вид товара.

Сегментация клиентов по товару в магазине одежды:

Цель

Сегмент

Действия

Повысить продажи

Любители толстовок

Устроить распродажу толстовок

Любители кожаных аксессуаров

Сделать подборку сумок, дать сгорающий промокод на покупку

Цель

Действия

Любители толстовок

Повысить продажи

Устроить распродажу толстовок

Любители кожаных аксессуаров

Повысить продажи

Сделать подборку сумок, дать сгорающий промокод на покупку

Уровень лояльности

Клиенты делятся в зависимости от уровня лояльности. Сегментация помогает выявить лояльных клиентов и клиентов, которые находятся на грани ухода. Затем компания выбирает стратегию работы с каждым сегментом.

Например, компания провела опрос и выявила, что четверть клиентов настроены нелояльно: не удовлетворены товарами, не готовы давать рекомендации друзьям и не планируют покупать снова. На следующем этапе компании нужно выяснить причины недовольства и начать их устранять: повышать качество товаров, улучшать сервис, персонализировать предложения.

Сегментация клиентов по лояльности в магазине одежды:

Цель

Сегмент

Действия

Поддержать продажи в лояльном сегменте

Лояльные клиенты

Рассылка персональных скидок

Увеличить продажи среди постоянных покупателей

Постоянные клиенты, которые недостаточно лояльны

Провести опрос, выяснить, каких изменений хотели бы клиенты, внедрить эти изменения

Снизить отток, повысить лояльность недовольных клиентов

Недовольные клиенты

Провести опрос, выяснить причины недовольства, предложить персональные условия

Цель

Действия

Лояльные клиенты

Поддержать продажи в лояльном сегменте

Рассылка персональных скидок

Постоянные клиенты, которые недостаточно лояльны

Увеличить продажи среди постоянных покупателей

Провести опрос, выяснить, каких изменений хотели бы клиенты, внедрить эти изменения

Недовольные клиенты

Снизить отток, повысить лояльность недовольных клиентов

Провести опрос, выяснить причины недовольства, предложить персональные условия

Ценность клиента

Такая сегментация помогает понять, сколько прибыли принесет клиент за время сотрудничества с компанией. Клиенты, которые покупают больше и чаще остальных, получают больше поощрений. Например, их приглашают на закрытые распродажи, предлагают дополнительные промокоды и скидки.

Сегментация клиентов по их ценности в магазине одежды:

Цель

Сегмент

Действия

Повысить продажи во всех группах клиентов, перевести клиента на следующий уровень прибыльности

Сумма покупок более 100 000 рублей

Поддерживать лояльность: устраивать закрытые распродажи, дарить подарки, предлагать повышенный кешбэк

Сумма покупок 50 000‑100 000 рублей

Делать персонализированные предложения

Сумма покупок до 50 000 рублей

Предлагать сгорающие бонусы и промокоды

Цель

Действия

Сумма покупок более 100 000 рублей

Повысить продажи, перевести клиента на следующий уровень прибыльности

Поддерживать лояльность: устраивать закрытые распродажи, дарить подарки, предлагать повышенный кешбэк

Сумма покупок 50 000‑100 000 рублей

Повысить продажи, перевести клиента на следующий уровень прибыльности

Делать персонализированные предложения

Сумма покупок до 50 000 рублей

Повысить продажи, перевести клиента на следующий уровень прибыльности

Предлагать сгорающие бонусы и промокоды

Способ связи с клиентом

Сегментация по этому признаку позволяет отправлять клиенту полезную информацию удобным для него способом. К примеру, клиент предпочитает получать письма и для этого подписался на рассылку. Или ему удобнее узнавать об акциях в пушах, для этого он включает уведомления в мобильном приложении.

Сегментация клиентов по способу связи в магазине одежды:

Цель

Сегмент

Действия

Рассказать о новинках в ассортименте

Подписавшиеся на email-рассылку

Сделать email-рассылку с обзором новинок

Те, кто оставил только номер телефона

Сделать подборку на сайте, отправить СМС со ссылкой на подборку

Подписавшиеся на мобильные пуши

Сделать подборку в мобильном приложении, отправить пуш со ссылкой на подборку

Цель

Действия

Подписавшиеся на email‑рассылку

Рассказать о новинках в ассортименте

Сделать email-рассылку с обзором новинок

Те, кто оставил только номер телефона

Рассказать о новинках в ассортименте

Сделать подборку на сайте, отправить СМС со ссылкой на подборку

Подписавшиеся на мобильные пуши

Рассказать о новинках в ассортименте

Подборку в мобильном приложении, отправить пуш со ссылкой на подборку

Компании самостоятельно определяют критерии сегментации в зависимости от целей и особенностей рынка. Например, для магазина одежды подойдет сегментация по демографическому и географическому критериям, по покупательской активности и по товару, по способам связи с клиентами. Для ресторанов и кафе — по демографическому и географическому критериям, по уровню лояльности и ценности клиентов. Для аптек — по демографическому и географическому критериям, по товару и ценности клиентов.

Как сегментировать клиентов

  1. Собрать информацию о клиентах. Собирайте данные о клиентах на каждом этапе воронки: имя, дату рождения, контакты и историю покупок. Источником информации могут быть данные CRM‑системы и учетных программ, сайт, мобильное приложение, анкеты в магазине, опросы клиентов, социальные сети.

    Составьте список всех возможных характеристик клиентов. Это поможет правильно составить анкеты для сбора информации, а затем определиться с нужными сегментами.

  2. Сформировать сегменты. Объедините клиентов с похожими характеристиками в группы. На основе собранных данных подробно опишите сегменты: модель поведения, привычки, отношение к продукту.

    Формировать и управлять сегментами удобнее всего с помощью автоматизированных систем. Они помогают обработать клиентскую базу и настроить автоматическое обновление сегментов. Не надо будет вручную переносить клиентов из сегмента в сегмент: как только они будут удовлетворять условиям группы, они автоматически в нее перейдут.

  3. Оценить привлекательность и выбрать сегмент. Определите размер сегментов, их прибыльность и объем продаж. Выберите несколько наиболее прибыльных на данный момент сегментов. При расширении бизнеса количество сегментов может увеличиваться: те сегменты, которые пока приносят мало пользы, в будущем могут вырасти в прибыльный сегмент.

Главное о сегментации клиентов

Сегментация клиентов — это разделение покупателей на группы по характеристикам, которые влияют на потребительское поведение. Например, по полу, количеству покупок, уровню лояльности.

Сегментация упрощает работу маркетолога: с группой клиентов работать легче, чем с каждым в отдельности. Грамотная сегментация помогает повысить лояльность, увеличить продажи и снизить отток клиентов.

Если не сегментировать базу клиентов, то снижается эффективность общения, потому что нет персонализации предложений.

Все приведенные в статье материалы взяты из открытых источников. Информация действительна на декабрь 2022 года. Все упомянутые в статье бренды принадлежат их правообладателям.

Хотите правильно сегментировать клиентов?

1С-Рарус: Система управления лояльностью — это платформа для автоматизации программы лояльности. Она помогает маркетологу анализировать клиентскую базу и формировать сегменты для дальнейшей работы с ними.

14 дней бесплатно

1С-Рарус: Система управления лояльностью