Специалисты «ТатИтНефть» (ИТ‑подразделения ПАО «Татнефть») совместно с компанией «1С‑Рарус Казань» реализовали первую очередь проекта по цифровой трансформации системы управления техническим обслуживанием и ремонтами на базе решения 1С:ТОиР 2.0 КОРП. На 16 предприятиях Группы «Татнефть» удалось оптимизировать время на планирование работ и настроить управление процессами технического обслуживания и ремонта, уменьшить время простоя, сократить затраты на обслуживание и ремонт оборудования.
ПАО «Татнефть» — одна из крупнейших российских вертикально-интегрированных компаний. Группа развивает следующие направления: нефтегазодобыча, нефтегазопереработка, нефтегазохимия, сеть АЗС, электроэнергетика, разработка и производство оборудования для нефтегазовой отрасли.
До 2019 г. за техническое обслуживание и ремонт оборудования (далее — ТОиР) на предприятиях отвечали функциональные службы и отделы. Отсутствовала единая корпоративная методология и культура управления оборудованием, что не позволяло решить ряд значимых проблем и стандартизировать работу. Наблюдалась разрозненность и противоречивость информационных связей, трудоемкость ручного планирования техобслуживания и ремонтов, работа по принципу «тушения пожара». Не хватало оперативной информации о состоянии оборудования для принятия управленческих решений по планированию ремонтов и инвестиций на обновление, а также аналитики причин простоев, вызывающих недовыпуск целевого продукта.
В 2019 г. была принята «Техническая политика» по Группе «Татнефть» и началась трансформация системы управления ремонтами.
Проект был реализован в несколько этапов — обследование, формирование типовой конфигурации системы и загрузка данных, запуск процессов ТОиР, адаптация системы под отраслевую специфику предприятия, а также интеграция и дальнейшее развитие системы. На каждом этапе работала объединенная команда специалистов предприятий компании, международные эксперты, «ТатИТнефть», «1С‑Рарус Казань» и «Деснол‑Софт».
Реализацию проектов вели параллельно в 16 предприятиях Группы «Татнефть». Программой проектов управлял единый корпоративный центр — отдел корпоративной технической политики ПАО «Татнефть». В компании разработана единая методология управления системой ТОиР, состоящая из пяти ключевых направлений: организационная структура, стратегия ремонтов, целевые процессы и ключевые показатели эффективности, элементы надежности интегрированной ИТ-системы.
В качестве ИТ-инструмента внедрена система «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования КОРП». Выполнены необходимые доработки и интеграция с системой управления предприятием, проведено обучение пользователей работе в новой цифровой среде. Простая на момент начала внедрения задача превратилась в интегрированную «экосистему», включающую базу управления оборудованием, его состоянием, базу нормативов технологических операций, складской логистики, справочников материалов, трудовых ресурсов, типовых дефектов, причин, алгоритмов диспетчеризации, экономики и аналитики.
Результаты проекта
- В базу 1С:ТОИР 2.0 КОРП внесены данные об оборудовании, по которому учитываются ремонтные воздействия (техкарты, нормативы). Система позволяет фиксировать и анализировать повторяющиеся дефекты на оборудовании, а также управлять типовыми дефектами.
- Автоматизированы процессы учета оборудования и нормативов, показателей эксплуатации. Организовано планирование и анализ эффективности ремонтов. В системе реализовано управление персоналом, нарядами и работами. Контролируется материально-техническое обеспечение ремонтной деятельности, осуществляется бюджетирование затрат на услуги и ТМЦ.
- Обеспечен оперативный обмен данными между системами 1С:ТОИР 2.0 КОРП и 1С:ERP, а также другими решениями на платформе «1С:Предприятие» и продуктами сторонних разработчиков.
- Сократились ручные операции, повысилась производительность ремонтных подразделений.
- Повысилась прозрачность учета. Учет данных по оборудованию позволяет получать отчетность, необходимую для формирования обоснованных плановых затрат на процессы ТОиР. Для оценки результативности также используется «Монитор KPI» — удобная подсистема 1С:ТОИР 2.0 КОРП.
- Организовано управление причинами отказов RCA (Root Cause Analysis — поиск и анализ корневых причин отказов). Доработана подсистема «Анализ причин дефектов» согласно отраслевой специфике предприятия, расширены блоки промежуточных результатов и принятых решений.
- Благодаря автоматизации процессов управления активами с помощью 1С:ТОИР 2.0 КОРП заложена серьезная основа для дальнейшего развития системы. В планах «Татнефть» — внедрение процессов управления надежностью оборудования:
- FMEA (Failure Mode and Effects Analysis — анализ видов и последствий отказов).
- RCM (обслуживание, ориентированное на надежность).
- RBI (Risk-Based Inspection — мониторинг активов с учетом фактора риска).
- Разработка собственного решения для мобильной бригады, интегрированного с 1С:ТОиР 2.0 КОРП.
Созданная в 1С:ТОИР 2 КОРП база данных оборудования и нормативов позволяет не только вести учет, но и управлять активами с применением комбинированных стратегий обслуживания основного технологического оборудования. RCА‑анализ отказов, в дополнении с риск‑ориентированными принципами обслуживания для критичного и среднекритичного оборудования, позволяет совершенствовать стратегию обслуживания, управлять запасами ТМЦ с учетом потребности по техническим картам. По экспертной оценке, это позволит сэкономить до 746 млн руб. за 2023 г. по группе предприятий, с учетом сокращения потерь на выпуск целевого продукта из‑за простоя оборудования.
Достигнутые результаты позволили выстроить единую методологию управления эффективностью использования оборудования и работу с причинами потерь по показателям: коэффициент технической готовности оборудования (КТГ), общей эффективности использования оборудования (ОЕЕ), коэффициент использования оборудования (КИО), время полезной работы производства (ВПР).