CNews: Как вы оцениваете итоги 2011 г. в сфере информатизации ритейла?
Александр Заржецкий: 2011 год для компании «1С-Рарус» был достаточно успешным: сотрудничество со всеми ключевыми розничными клиентами продолжалось и расширялось, кроме того, мы выполнили ряд новых масштабных проектов автоматизации торговых компаний на базе программных продуктов «1С». В целом мы наблюдали рост рынка автоматизации ритейла одновременно с ростом нашей доли на нем.
Вместе с тем, мы чувствовали, что на дворе «посткризисный» год: темпы роста рынка были значительно ниже «докризисных» 2006 и 2007 года. Кроме того, прошедший кризис наложил отпечаток на качество спроса на рынке ИТ-услуг в рознице: прошедший год характеризовался достаточно осмотрительным инвестированием в направления, наиболее перспективные с точки зрения повышения эффективности работы торговых сетей.
Не скрою, для нашей компании такие условия являются самыми благоприятными — мне представляется, что предлагаемые нами решения на базе продуктов «1С» и используемые нами технологии автоматизации позволяют решать задачи розницы наиболее эффективно, достаточно оперативно и с приемлемым уровнем стоимости.
CNews: Насколько отличаются потребности торговых предприятий в ИТ-решениях в зависимости от масштабов бизнеса, по региональному признаку?
Александр Заржецкий: Конечно, различия существуют. Для мелких предприятий достаточно решить задачи простейшей автоматизации торгового и бухгалтерского учета, а федеральные ритейлеры думают о сложных проблемах оптимизации бизнес-процессов и анализа финансовой эффективности предприятий. Но вместе с тем, я вижу очень много общего в потребностях российского ритейла, независимо от масштабов его представителей.
И теми, и другими востребованы качественные, проверенные временем и хорошо зарекомендовавшие себя программные продукты: желающих побыть «кошечками», на которых будут совершенствоваться новые ИТ-продукты, не очень много.
Все предъявляются достаточно высокие требования к компетенции проектных команд, востребованы услуги наиболее квалифицированных специалистов, способных оказывать качественные услуги.
Традиционно для российского рынка: независимо от размеров торгового предприятия, клиенты очень требовательны к срокам выполнения проектных работ. Никто не хочет «запускать» проекты продолжительностью в несколько лет, а предпочтение отдается системам, внедрение которых занимает от одного-двух месяцев до полугода.
CNews: Насколько изменились эти потребности за последние 3-5 лет?
Александр Заржецкий: На мой взгляд, потребности в ИТ российского ритейла стали более «зрелыми». Если раньше чаще можно было услышать просьбу «сделайте так, чтобы все работало», то теперь компании точно знают свои «проблемные участки» и осознанно заказывают проекты автоматизации конкретных областей, понимая свои основные требования к проектируемой системе. Отсюда спрос на качественные и функциональные модули для автоматизации тех или иных задач торговых сетей.
Например, наша компания в прошлом году выполнила целый ряд проектов автоматизации контакт-центров, логистических подразделений, финансово-аналитических отделов для крупных розничных компаний.
В этих условиях очень важную роль стали играть интеграционные проекты, позволяющие «встраивать» ИТ-решения, автоматизирующие ту или иную деятельность, в существующую инфраструктуру. С этой точки зрения наиболее простыми являются проекты для тех компаний, которые ориентированы на комплексное решение на платформе «1С:Предприятие 8». В этом случае, как правило, интеграция производится «бесшовно», модули легко «встраиваются» в комплексную информационную систему. Если же в компании используется софт различных производителей — проекты усложняются за счет необходимости построения системы обменов между информационными системами, но в целом такой подход иногда имеет свои преимущества.
В любом случае, стоит констатировать значительное усложнение информационных систем розничных сетей в последние годы. Это определяет основную потребность заказчиков в очень высокой квалификации членов проектных команд: как технической, так и в области организации проектов.
CNews: Какие решения особенно востребованы российским ритейлом в настоящее время?
Александр Заржецкий: Традиционно высокий спрос на решения класса ERP для комплексной автоматизации демонстрируют компании, которые использовали морально устаревшие продукты, внедренные 10-15 лет назад. Компании, у которых вопрос использования ERP решен, обращались к нам за автоматизацией финансовой деятельности на базе «1С:Управление корпоративными финансами». Ряд крупнейших российских ритейлеров внедрил относительно новый продукт «1С: Документооборот».
Отдельно отмечу чрезвычайно востребованное решение для комплексной автоматизации франчайзингового бизнеса, позволяющее координировать, эффективно управлять и развивать торговые сети на принципах франчайзинга.
CNews: «Дозрел» ли российский ритейл до инновационных технологий, например, таких как SaaS, IaaS?
Александр Заржецкий: Я бы не сказал, что технологии SaaS и IaaS в полном объеме широко востребованы на российском рынке, но элементы облачных технологий используются все чаще. Например, большая часть крупных розничных предприятий использует для размещения своих информационных баз специально оборудованные ЦОДы: либо собственные, либо на арендованных мощностях.
В целом очень заметен сдвиг в сторону использования телекоммуникационных каналов: архитектура большинства современных информационных систем широко использует возможности online доступа к удаленным информационным базам данных.
CNews: Расскажите о наиболее интересных проектах вашей компании в секторе ритейл в 2011 г.
Александр Заржецкий: Пожалуй, самым интересным проектом нашей компании в 2011 году стал проект комплексной автоматизации Enter — стартапа компании «Связной». Он выделялся всем: очень широкими функциональными рамками проекта, связанными со сложностью бизнес-процессов заказчика, самыми высокими темами создания и внедрения информационной системы, повышенными требованиями к устойчивости и производительности системы.
Отдельно хотелось бы выразить благодарность руководству компании Enter и всем членам проектной команды клиента за очень креативную, слаженную и эффективную работу, которая позволила успешно завершить проект и получить удовольствие от его совместной реализации.
CNews: Каковы планы вашей компании по развитию на рынке ритейл на ближайшие годы?
Александр Заржецкий: Планов много, не все из них готовы сейчас анонсировать. Но об одном из проектов развития хотели бы рассказать.
По нашим представлениям, одними из самых востребованных услуг в ближайшие годы будут сервисы по комплексному ИТ-обслуживанию торговых предприятий, и нашей ближайшей задачей является построение современной инфраструктуры для профессионального оказания подобных услуг. Для этих целей мы создали на базе филиала удаленное подразделение для дистанционного обслуживания клиентов. Работа 24 часа в сутки, использование современных программно-аппаратных средств организации работы подразделения, полное соответствие требованиям стандарта ITIL v. 3 — вот перечень основных характеристик этого подразделения.
В ближайшие годы мы планируем развивать это направление, активно предлагая розничным клиентам (в первую очередь — распределенным торговым сетям) услуги по удаленному сопровождению их ИТ-систем. Учитывая многолетний опыт работы нашей компании в области сопровождения клиентов, высокую квалификацию сотрудников, гибкую ценовую политику для заказчиков, считаю, что сервис будет востребован и по достоинству оценен клиентами.
CNews: Спасибо.