Российская кооперация № 39 (868), четверг, 2 октября 2014 года
Анатолий БЕРШТЕЙН,
соб. корр., Краснодарский край
Продавцы кооперативного магазина самообслуживания в посёлке Первомайском Белореченского района в случае необходимости показывают покупателям, как правильно обращаться с банкоматом у входа в торговый зал. Кому-то деньги нужно снять, чтобы продукты купить, кому-то — за коммунальные услуги заплатить. Те, кто никак не может освоить новую технику, просят продавцов о помощи. Когда мы приехали с председателем совета Белореченского райпотребсоюза Александром Белибо в магазин, его заведующая Алёна Дориновская учила покупательницу, как следует пополнять баланс мобильного телефона (на снимке).
— Банкомат появился в конце прошлого года после ремонта предприятия и перехода на самообслуживание, — говорит председатель совета. — Тогда же магазин был автоматизирован.
До перевода предприятия на автоматизацию бизнес-процессов его среднемесячный оборот составлял 367 тысяч рублей, нынче — 763 тысячи рублей. И это не предел — покупателей стало заметно больше, отчего выросли доходы минисупермаркета.
Финансовые затраты — около 2 миллионов рублей — на реконструкцию, приобретение компьютерной программы, торгового и холодильного оборудования уже наполовину окупились.
По словам экономиста Первомайского сельпо Натальи Ефимовой, для поселкового минисупермаркета товарный ассортимент очень широкий — без малого 4 тысячи наименований, он полностью удовлетворяет запросы покупателей. Это, пожалуй, первое условие роста прибыли. Второе — удобство, доступность товара для покупателей.
Как показывает проведённый анализ стоимости средней покупки до автоматизации и после, местное население стало больше и чаще приобретать не только основные продукты питания, как было раньше, но и хозяйственные, и сопутствующие товары. В магазине богатый ассортимент свежих овощей и плодов, которые привозят здешние фермеры и владельцы подворий, идёт бойкая торговля молочной и колбасной продукцией, кондитерскими изделиями, спиртными и безалкогольными напитками, детскими игрушками и товарами бытовой химии.
— Компьютеризация значительно облегчила нашу работу, — не скрывает радости заведующая Алёна Дориновская. — И я, и четверо продавцов (по двое в смене) научились пользоваться программой «Рарус», можем все операции, связанные с приёмом и движением товара, свободно выполнять. Лишь удивляемся, почему раньше эту программу не устанавливали. Одна из болевых точек почти любого магазина самообслуживания — кражи со стороны покупателей. Чтобы их в корне пресечь, в поселковом мини-супермаркете смонтированы камеры видеонаблюдения.
Сначала были попытки пронести мимо кассы мелкий товар, устроить беспорядки на полках, главным образом подростки этим занимались, но «всевидящее око» фиксировало все нарушения. С ребятами поговорили по душам, и проблема была снята. А вообще, персонал знает в лицо почти каждого покупателя, ведь посёлок маленький, не то что город. Здесь особое уважение к ветеранам труда и инвалидам.
— Продавцы очень внимательные, заботливые, спасибо им, — благодарит кооператоров пожилая покупательница Светлана Сергеевна. — Я живу рядом, так что каждый день в магазин захожу и без товара не ухожу. Всё тут есть, только вот денег у меня маловато: пенсионерка я.
Для таких, как Светлана Сергеевна, малоимущих селян магазин договаривается с постоянными поставщиками (их более трёх десятков) и регулярно проводит акции, снижая цены в среднем на 25 процентов на самые ходовые продовольственные товары, которые производятся в крае и оттого сравнительно дешёвые: растительное масло, крупы, макаронные изделия. Подобные скидки выгодны не только покупателям, потому что товар не залёживается на полках и быстро расходится. А ведь это одно из главных условий успешной торговли.