Российская кооперация, № 40 (869), четверг, 9 октября 2014 года
Анатолий БЕРШТЕЙН,
соб. корр., Краснодарский край
Такой подход становится нормой для кооперативных организаций края. В современном магазине не только стены должны быть не хуже, чем у конкурентов, но и бизнес-процессы, и торговые технологии, и кадры.
Наш разговор со старшим продавцом Натальей Скат принял неожиданный для меня оборот:
— Хочу передать через газету «Российская кооперация» тем своим коллегам, кто не желает иметь дело с компьютерной программой: не бойтесь «умной» машины, напротив, старайтесь с ней подружиться, и, поверьте, вам будет от этого только лучше, вы заметно облегчите свой труд!
Этот разговор состоялся в магазине № 7 потребительского общества «Кооператор» в станице Шапсугской Абинского района. Я был тут несколько лет назад. Бросился тогда в глаза неказистый вид торгового предприятия, как будто на дворе не нынешний, а прошлый век. Объекту явно требовался современный ремонт. И председатель совета потребобщества Борис Близнюк пообещал провести его в скором времени.
И вот я опять в живописной станице, раскинувшейся у подножия Большого Кавказского хребта. Те же синие горы, те же зелёные луга и тучные пастбища со стадами овец, только магазин теперь другой. В том смысле, что кардинально изменил свой внешний и внутренний облик. Откровенно говоря, я не узнал его.
— Ничего удивительного, — улыбается мой старый знакомый Борис Близнюк, – ведь не так давно мы провели, можно сказать, капитальную реконструкцию здания. Кроме того, автоматизировали все торговые процессы на основе программного продукта «1С-Рарус». И, что очень важно, открыли покупателям свободный доступ к товарам.
По словам председателя совета, перестройка старого магазина далась нелегко, больше двух месяцев ушло на обновление торгового зала и подсобных помещений, а также на монтаж технологического оборудования. Зато теперь приятно войти в магазин, полный товаров повседневного спроса и различных сопутствующих изделий. Понятно, современный метод торговли нравится покупателям, но ещё больше — самому персоналу предприятия.
— Теперь мы намного меньше устаём, чем раньше, когда отпускали товары через прилавок, — сказала мне старший продавец Наталья Скат. — Мы ведь чаще сидим за кассовым аппаратом и производим расчёты с покупателями, хотя не забываем и товар расфасовывать.
— Компьютер вы легко освоили?
— Честно скажу: поначалу боялась, ведь до этого вообще с ним была незнакома, спасибо программистам, которые приезжали из края. Всему нас научили, и теперь мне и другим продавцам легко «общаться» с «Рарусом», никаких проблем!
Характерно, что свободный доступ к стеллажам позволил увеличить оборот в среднем на 25 процентов, который нынче достиг в среднем за месяц 1,2 миллиона рублей. Для небольшого предгорного селения это хороший показатель.
Доходность выросла и по другим причинам. Значительно расширился ассортимент, сейчас в магазине представлены все виды товарных групп, кроме сложной бытовой техники. Здешний люд стал чаще покупать не только продовольственные, но и хозяйственные товары, строительные материалы, моющие и чистящие средства. В продаже рубероид и лопаты, дачные тележки и всевозможных размеров гвозди, которые увидишь далеко не в каждой сельской торговой точке. Ну и, конечно, местные горы манят к себе туристов. В округе появились летние детские лагеря, базы отдыха, пансионаты, миниотели. Всё лето и золотую осень красивейшие места «оккупируют» так называемые дикари, ночующие в палатках или в своих машинах. Многие из них пользуются услугами кооперативного торгового предприятия, заметно прибавляя ежедневную выручку.