Сегодня все чаще розничная торговля ассоциируется с мультиформатными сетями. Торговые объекты мультиформата отличаются четко прогнозируемой структурой.Такая сеть, как правило, объединяет все категории ритейла – от гипермаркета и супермаркета до «магазина у дома» и дискаунтера, тем самым охватывая более широкий круг покупателей и увеличивая рентабельность бизнеса.
Ярким представителем мультиформатного торгового предприятия является Федеральная сеть «Вестер». На сегодняшний день компания является одним из крупных сетевых операторов Калининградской области. Начиная с 2006 года, «Вестер» активно продвигает в другие регионы магазины формата «гипермаркет» и «супермаркет», ориентируясь на европейский сервис и качество обслуживания. Миссия компании - «Внедрение высочайших стандартов качества обслуживания клиентов, предоставление жителям широкого выбора товаров и услуг».
Для достижения данной цели, а также оптимизации основных бизнес-процессов и эффективного управления продовольственной сетью, что в совокупности позволит создать конкурентные преимущества компании перед многочисленными ритейлерами, руководство сети «Вестер» приняло решение о внедрении современной информационной системы.
Основными предпосылками для автоматизации стала необходимость:
- Создания централизованной модели управления мультиформатной торговой сетью.
- Разграничения функций между фронт-офисом каждого магазина и учетной системой в целом.
- Учета специфики каждого формата торгового объекта.
- Реализация в центральном и региональных офисах возможности оперативного поступления и обработки актуальной информации из всех объектов федеральной сети.
- Планирования и координации работы всей федеральной торговой сети.
Для выбора оптимального программного продукта был проведен анализ существующих предложений на рынке автоматизации торговых сетей. В результате открытого тендера, объявленного компанией «Вестер», в качестве корпоративного стандарта для холдинга была выбрана система программ фирмы «1С» - «1С:Предприятие 8». В частности, предпочтение было отдано типовому программному продукту «1С-Рарус:Торговый комплекс. Продовольственные товары, ред. 8», который на момент поиска был единственным из семейства программ на платформе «1С:Предприятие 8», предоставляющим широкие возможности для управления сетевыми розничными структурами - управление ассортиментом и web-портал координации поставок, управление бонусными выплатами и графиком платежей, управление выкладкой товаров, корпоративное планирование и отчетность.
Отличительными особенностями программы «1С-Рарус:Торговый комплекс. Продовольственные товары, ред. 8» являются возможность работы с большим объемом данных (номенклатура более 300 000 единиц товара), обеспечение непрерывности работы системы на протяжении длительного времени, высокая скорость обработки информации, автономность, стабильность и надежность всех блоков системы.
В январе 2006 года компания «1С-Рарус» приступила к реализации проекта автоматизации объектов сети «Вестер».
Первым этапом стало внедрение автоматизированной системы в центральном офисе и на распределительных складах «Вестер». Созданная система предоставила возможность осуществлять управление оптовыми и розничными продажами, торговым оборудованием. Был создан единый классификатор номенклатуры, централизованы процессы заключения договоров и ценообразование, что позволило в различных регионах использовать преимущество компании в части получения хороших условий от поставщиков за счет объединения объемов закупок по всей сети; сравнивать эффективность работы разных форматов, а внутри одного формата сопоставлять работу разных магазинов.
Вторым этапом масштабного проекта, начавшимся в феврале 2006 года, стало включение в созданную информационную систему 16 супермаркетов и 1гипермаркета в Калининграде, а также региональных офисов, гипермаркетов, супермаркетов и универсамов в Москве, Белгороде, Ярославле и Ульяновске.
В мае и июне 2007 года осуществлено введение в промышленную эксплуатацию и подключение к единой информационной системе еще двух гипермаркетов в Воронеже и Ижевске. В единое пространство объединены основные участки работы гипермаркетов: управление закупками, продажами, складскими запасами, ценообразованием, задолженностью; операционное планирование и финансовое бюджетирование, управление оборудованием в торговом зале.
В настоящее время в единой информационной базе, созданной с помощью решения «1С-Рарус: Торговый комплекс. Продовольственные товары, ред. 8» функционирует более 35 торговых объектов различных форматов в 7 регионах России, к системе подключено более 900 единиц торгового оборудования: POS-терминалы, электронные весы, терминалы сбора данных. В общей сложности автоматизировано более 1000 рабочих мест: управляющего состава компании, кассиров, продавцов, торговых представителей, бухгалтеров.
В результате создания централизованной системы часть управленческих функций выполняется только в центральном офисе (ввод товаров в товарную матрицу, аналитическая работа), часть функций системы поддерживается на уровне региональных узлов (например, ведение взаиморасчетов, подписание региональных договоров поставки, управление ценообразованием), некоторые выполняются только в локальных магазинах (приемка товаров).
В целом, новая информационная система обеспечивает необходимое управление жизненно важными бизнес-процессам торговой сети «Вестер», а именно:
- Управление ассортиментом и ценообразованием: поддержка единого для всей сети справочника номенклатуры, ассортиментная матрица торгового зала, управление товарными категориями, анализ брендов и ассортимента торговых марок, использование схем централизованного и децентрализованного ценообразования;
- Управление закупками и товародвижением;
- Управление оптовыми продажами;
- Управление розничной сетью: распределение и перераспределение товаров в рамках розничной сети на основании темпов выбытия товаров, консолидация данных о продажах всех магазинов в центральной базе данных;
- Централизованная система управления торговым оборудованием: POS-терминалы, электронные весы и терминалы сбора данных.
В настоящее время сотрудничество Федеральной сети «Вестер» и компании «1С-Рарус» в области комплексной автоматизации работающих и вновь открывающихся торговых объектов продолжается. Ежемесячно в работу включается по одному новому региону со своей закупочной структурой и сбытовой сетью.