В этой статье рассказываем все про счетчики посетителей для магазина и ТЦ: зачем они нужны, какие бывают и как выбрать
Что такое счетчик для подсчета посетителей и зачем он нужен
Счетчик посетителей — это устройство, которое считает, сколько людей вошли в магазин или торговый центр. Счетчик устанавливается на входе и почти незаметен для посетителей. Человек проходит под датчиком, тот его фиксирует и отправляет данные в специальную программу, где их можно посмотреть в виде отчетов.
Магазину данные посещаемости нужны для расчета конверсии: сколько людей в магазине было и сколько из них купили товары. Торговому центру показатели посещаемости нужны, чтобы определить привлекательность объекта и обосновать арендные ставки. Подсчет посетителей помогает:
- Повышать эффективность маркетинга. Замеры посещаемости в обычные дни и во время проведения акций показывают успешность маркетинга. Эффективные стратегии дорабатываются и масштабируются, а нерабочие — сворачиваются.
- Улучшать обслуживание клиентов. Распределение посещаемости по времени суток помогает рассчитать нужное количество консультантов и кассиров, чтобы увеличить продажи и предотвратить очереди.
- Улучшать качество работы сотрудников. На основе конверсии определяют KPI для продавцов и маркетологов, проверяют их выполнение и рассчитывают зарплату.
- Иметь аргументы для повышения арендной ставки в торговом центре. Распределение посетителей по входам и зонам торгового центра помогает определять проходимость, рассчитывать арендные ставки и размещать арендаторов.
- Оптимизировать работу персонала и сокращать расходы на зарплату. Данные посещаемости помогают составлять график работы сотрудников. Например, назначать время уборки, когда мало посетителей, и усиливать охрану в оживленные часы.
Нужен подсчет посетителей?
1С-Рарус: Система подсчета посетителей — это сервис для подсчета и анализа посетителей в ритейле или ТЦ. Помогает оценивать эффективность маркетинга, улучшать обслуживание и управлять мотивацией сотрудников.
Перейти на страницу сервисаЧто такое точность счетчика и почему она важна
Самое главное в счетчиках посетителей в магазинах и ТЦ — это точность подсчета, то есть насколько правильно датчик определяет количество человек в помещении. Например, точность счетчика — 90%. Значит, если зайдет 100 посетителей, счетчик посчитает их с погрешностью от 90 до 110 человек. Чем выше точность — тем лучше. От точности в первую очередь зависят расходы на маркетинг и зарплату.
Рассмотрим, как точность подсчета влияет на прибыль на примере премий сотрудникам. Допустим, каждую неделю к вам приходят 1000 человек и 100 из них покупают, то есть конверсия 10%. Вы хотите повысить продажи и обещаете премию сотрудникам при достижении конверсии 12%.
Вы решили использовать счетчик с точностью 80%. В работе магазина ничего не поменялось, у вас по прежнему покупают 100 человек из 1000. Но счетчик считает с погрешностью, и через месяц вы видите следующую картину:
Согласно отчету план выполнили — конверсия составила 12,1%. При этом сотрудники работали так же, как и раньше. Количество чеков и выручка остались на том же уровне. Установить, действительно был спад посещаемости с 1000 человек до 800, или это счетчик посчитал неправильно, — не получится. Владельцу придется заплатить сотрудникам и получить прибыль меньше, чем мог бы.
Как изменится ситуация, если при тех же вводных поставить датчик подсчета посетителей с точностью 95%:
На самом деле план не выполнили, наоборот, конверсия стала меньше. Владелец сэкономил на премии и увидел слабые места в работе сотрудников.
Разберем, какие бывают счетчики посетителей, какая у них точность и что на нее влияет.
Инфракрасный счетчик посетителей
Состоит из двух устройств, которые устанавливаются на стены или противокражные рамки напротив друг друга. Между ними идут два инфракрасных луча. Когда человек пересекает лучи, его считают как посетителя. В зависимости от порядка пересечения лучей, определяют, зашел человек в магазин или вышел.
Точность инфракрасного счетчика — 80%
У инфракрасных датчиков посетителей самая низкая точность подсчета — 80%. Счетчик ненадежный, потому что:
- Не работает в плотном потоке. Если через инфракрасный луч пройдет шеренга людей, счетчик не сможет распознать их и посчитает как одного посетителя.
- Различает детей с ошибками. Для конверсии полезно считать только платежеспособных посетителей — взрослых. ИК-счетчик не различает возраст посетителей. Проблема отчасти решается установкой лучей на высоте 1,2-1,4 метра от пола — чтобы дети не попадали в подсчет.
- Не различает предметы. В отчет могут попасть сумки, коляски, магазинные тележки. Как и в случае с детьми проблема частично решается ограничением высоты лучей.
- Нет защиты от механических повреждений. Из-за того, что счетчик расположен на уровне человеческого роста, его легко сместить или повредить. Счетчик или станет считать с еще большей погрешностью, или сломается вовсе.
- Нет защиты от вмешательства персонала. Так как конверсия часто напрямую влияет на зарплату, сотрудники могут перекрывать лучи, чтобы занизить количество посетителей и увеличить конверсию.
Стоимость инфракрасного счетчика и обслуживание
Единственный плюс ИК-счетчика — можно найти систему в пределах 4000 – 8000 рублей. При выходе из строя датчик легко заменить. Но из-за низкой вандалозащищенности датчики часто перестают работать. Чтобы заново настроить лучи, придется каждый раз вызывать мастера, что делает обслуживание инфракрасных счетчиков самым дорогим на рынке.
Кому подойдет
Подойдет небольшим магазинам, которые хотят примерно оценить проходимость и подумать над ее увеличением. Устанавливается только в объектах с низкой проходимостью и входных групп шириной до двух метров.
Данные с ИК-счетчика нельзя использовать для планирования маркетингового бюджета и расчета зарплаты персонала.
2D-счетчик посетителей
Это видеосчетчик с одной камерой. С помощью специальных алгоритмов он по пикселям распознает объекты на видео и считает их. Устанавливается на потолке над входной группой, камера направлена вниз.
Точность 2D-счетчика — 85-90%
Точность 2D-счетчика немного выше, чем у инфракрасного. Часть проблем ИК-счетчика решена, но добавились новые:
- Сбоит в плотном потоке. Камера распознает объект по пикселям. Если в помещение входят два человека друг за другом, счетчик может опознать их как один большой объект и посчитать за одного посетителя. Поэтому в плотном трафике точность подсчета снижается.
- Зависит от освещения. 2D-счетчик чувствителен к солнечному свету. Из-за бликов камера может перепутать объект и тень от него. Если в помещение зайдет человек в светлом костюме, и на видео попадет тень от него, камера посчитает двух посетителей.
- Не различает детей. 2D-счетчик не распознает объем и высоту фигуры, поэтому не различает детей. Решить эту проблему не получится, придется смириться с подсчетом детей.
- Не различает предметы. Крупные предметы: детские коляски, магазинные тележки, — могут восприниматься как посетители.
Из плюсов:
- Есть защита от повреждений. Счетчик устанавливается на потолке и поэтому его нельзя случайно задеть и повлиять на подсчет.
- Есть защита от вмешательства сотрудников. Персонал не сможет манипулировать подсчетом: все вмешательства будут зафиксированы на видео, и виновных будет легко найти.
Стоимость 2D-счетчика и обслуживание
Средняя стоимость такой камеры подсчета посетителей — около 20 000 рублей. Стоимость оправдана функционалом: возможностей достаточно, чтобы получить относительно точную конверсию.
Так как счетчик зависит от освещения, нужно регулярно вызывать мастера и перенастраивать параметры каждый сезон. Камера, настроенная на скудное зимнее солнце, не справится с подсчетом весной-летом, когда световой день длиннее, солнце ярче, больше теней и бликов в помещении.
Кому подойдет
Подойдет небольшим торговым сетям и торговым центрам, которые начинают осваивать технологии подсчета посетителей. Данные с 2D-счетчиков можно использовать для первичной оптимизации процессов.
Нежелательно устанавливать в стрит-ритейле и на входе в торговый центр, где много солнечного света.
3D-счетчик посетителей
Тоже видеосчетчик, но уже с двумя камерами. В отличие от 2D-счетчика распознает картинку не по пикселям, а по реальному изображению людей. На основе изображений с камер формируется объемная картинка, счетчик преобразует ее в математическую 3D-модель, затем по встроенному алгоритму распознает головы людей и считает их.
Точность 3D-счетчика — 95-100%
3D-счетчик посетителей магазина и ТЦ — самый точный класс решений на рынке. При правильной настройке считает без погрешности:
- Работает даже в плотном потоке. Каждый посетитель распознается как отдельный объект с набором параметров и запоминается в системе. Полностью исключена вероятность посчитать одного посетителя за двух или объединить группу людей в одного человека.
- Различает посетителей по полу и возрасту. Камера может определить положение, высоту, форму и размер объекта на видео. Это позволяет не только исключить детей из подсчета, но распознать пол посетителя для определения целевой аудитории и планирования маркетинга в будущем.
- Различает предметы. В отличие от других счетчиков 3D умеет отличать предметы и исключать их из подсчета.
- Есть «буферная зона». Если человек перемещается по торговому залу в зоне выхода, система не посчитает его дважды.
- Не зависит от освещения. При подсчете игнорируются тени и блики. Из недостатков — 3D-датчик может считать отражения людей в витрине как отдельных посетителей, но обычно это удается исключить гибкими настройками.
- Есть защита от повреждений и вмешательства сотрудников. Счетчик надежно защищен от механических повреждений и манипуляций сотрудников.
Стоимость 3D-счетчика и обслуживание
Цена 3D-счетчика варьируется от 30 000 до 40 000 рублей, зависит от производителя. Стоимость выше всех остальных решений, но она компенсируется увеличением прибыли и простым обслуживанием. Точная конверсия поможет предотвратить расходы на бесполезные акции, неоптимальную загрузку персонала и неправильный расчет премий. Она также поможет найти эффективные маркетинговые стратегии и увеличить продажи.
3D-счетчик не нуждается в выездах мастера. Достаточно один раз его настроить, если возникнут технические проблемы, их можно устранить удаленно.
Кому подойдет
Подойдет магазинам и торговым центрам, где конверсия — главный KPI. Данные посещаемости можно смело использовать для планирования работы и распределения бюджетов.
Также такой счетчик необходим объектам с высокой проходимостью и нестабильным освещением.
Сравнение счетчиков посетителей
Нужны счетчики посетителей?
1С-Рарус: Система подсчета посетителей — это сервис для подсчета и анализа посетителей в ритейле или ТЦ. Мы поможем подобрать счетчики для вашего объекта, установим их и возьмем на обслуживание.
Перейти на страницу сервиса