Проект года Global CIO
Описание проекта
Цели проекта
Цель проекта — сокращение трудозатрат на расчет и подготовку отчетности по аренде.
Задачи проекта
- Внедрение автоматизированной системы взаиморасчетов с арендаторами.
- Обеспечение полной сопоставимости данных регламентированного и управленческого учета (за исключением отдельных видов операций).
- Обеспечение универсальности механизмов начисления арендной платы.
- Подготовка к оптимизации методологии бухгалтерского учета в части аренды и бухгалтерского плана счетов.
Ситуация до внедрения
АО «ТПС Недвижимость» с 2004 года реализует проекты в области коммерческой недвижимости. В управлении компании 700 000 кв. м. торговых площадей. Объекты находятся в Москве, Краснодаре, Новосибирске и Сочи.
Для оперативного учета в компании использовалась доработанная конфигурация на базе программных продуктов фирмы «1С». Часть расчетов проводилась в электронных таблицах. Уровень автоматизации не соответствовал потребностям бизнеса:
- Часть показателей в договорах рассчитывались вручную, процесс занимал много времени, возникал риск ошибок.
- Появлялась проблема в отражением новых условий в договорах. Конфигурация требовала доработки. Возникала серьезная нагрузка на ИТ-подразделение.
- Для корректного ведения бухгалтерского учета требовалось вести десятки субсчетов.
- Требовались более эффективные инструменты для контроля дебиторской задолженности, сроки оплаты в договоре часто не совпадали с информацией в программе.
Трудозатраты на развитие и поддержку программы превышали экономическую эффективность.
Руководством АО «ТПС Недвижимость» было решено начать проект, задачи которого — создание и внедрение цифрового решения, отвечающего задачам бизнеса. Партнером выбрана компания «1С-Рарус». Основой для построения информационного пространства стало решение на базе «1С:Бухгалтерия КОРП» и «1C:Управление холдингом».
Уникальность и инновационность проекта
Разработана система для полноценного управления договорами аренды, а также дополнительных соглашений к ним с учетом специфики торгово-развлекательных центров:
- Товарооборота арендаторов.
- Заполняемости торгово-развлекательных центров (далее — ТРЦ).
- Простоев арендаторов (по вине арендатора, по вине арендодателя, в связи с законодательными ограничениями).
- Количества проданных билетов (для кинотеатров) и иных натуральных показателей.
Программа умеет автоматически рассчитывать и начислять арендную плату с учетом специфики условий каждого договора, а также отражать вновь возникшие изменения, которые повлияли на расчет. Количество одновременно действующих договоров — свыше 2 000. Количество возможных алгоритмов расчёта всех составных частей арендной платы и коммунальных платежей — свыше 20 000 вариантов. Ежемесячное количество расчетов (начислений) по различным алгоритмам — свыше 30 000.
В период законодательных ограничений ввиду распространения пандемии вируса COVID-19, количество дополнительных соглашений выросло в 4 раза (до 1 000 штук в квартал). В программе корректно отразились и были учтены нестандартные условия дополнительных соглашений.
Таким образом, на практике удалось проверить гибкость настройки алгоритмов расчета арендной платы в пользовательском режиме без выполнения дополнительных доработок.
Результаты проекта
Разработана конфигурация, позволяющая:
- Хранить информацию по каждому помещению ТРЦ и историю изменений.
- Регистрировать договоры аренды и дополнительные соглашения к ним с учетом условий и событий, влияющих на начисление арендной платы.
- Рассчитывать арендную плату с учетом специфики каждого вида начисления, учитывая возможные факторы:
- Ставки арендной платы.
- Скидки.
- Товарооборот арендаторов.
- Автоматические индексации ставок арендной платы и иных фиксированных показателей.
- Тарифы поставщиков коммунальных услуг и объем предоставленных услуг.
- Площадь помещений и площадь ТРЦ.
- Произвольные события, влияющие на дату начала/окончания действия начислений или изменения отдельных параметров начислений.
- Зависимость суммы начислений от параметров, измеряемых по шкалам.
- Рассчитывать арендную плату в зависимости от источников данных (как автоматически, так и по выбору
пользователя):
- Алгоритм расчета текущего вида начисления, указанный в договоре аренды.
- Алгоритмы расчета смежных видов начислений, указанных в договоре аренды.
- Исторические данные прошлых начислений по договору.
- Исторические данные среднего/максимального размера арендной платы по всем договорам за определенный период.
- Данные сторонних программ.
- Получать подробную расшифровку полученного расчета арендной платы.
- Начислять пени и штрафы.
- Формировать счета на оплату арендаторам.
- Вести пролонгацию договоров в автоматическом режиме.
- Автоматизировать алгоритм формирования документов реализации и счет-фактуры к ним в бухгалтерском учете.
- Вести бухгалтерский учет с детализацией до вида начисления и периода взаиморасчетов без необходимости модификации плана счетов бухгалтерского учета, что обеспечивает сопоставимость с управленческим учетом.
- Отражать переуступки прав по договорам аренды в управленческом и бухгалтерском учетах.
- Усилить контроль за дебиторской задолженностью и сократить ее.
- Формировать управленческую отчетность с детализацией по договорам аренды, видам начислений и периодам взаиморасчетов.
Эффект:
- Цифровое решение позволяет без выполнения доработки и без потери аналитики задолженности по бухгалтерскому
учету
сократить число субсчетов:
- По счету 62 сократить количество субсчетов на 91 (со 102 субсчетов до 11).
- По счету 76.АВ отказаться от всех субсчетов (32 субсчета).
- Усовершенствована работа с дополнительными соглашениями — без увеличения объема привлекаемых трудовых ресурсов, количество дополнительных соглашений выросло с 300 до 1 000 в год, причем вариативность вносимых изменений стала выше. В денежном выражении экономия составила 2 180 880 руб. за 2020 год.
- Снизились трудозатраты на расчет и начисление арендной платы. Экономия составляет 1 335 000 руб. в год.
- За счет доступности настройки алгоритмов начисления арендной платы исключена необходимость доработки конфигурации при внедрении новых способов расчета. Экономия составляет 780 000 руб. в год.
- За счет снижения затрат на параллельный расчет арендной платы в стороннем ПО достигнута экономия 445 000 руб. в год.
- За счет гибкости и детализации отчетов достигнута экономия 300 000 руб. в год.
- За счет развития функционала по работе с обеспечительными платежами (в т. ч. с гарантиями) достигнута экономия 445 000 руб. в год.
- За счет решения проблемы с параллельным вводом корректировок взаиморасчетов по БУ и УУ достигнута экономия 890 000 руб. в год.
- За счет функции формирования расшифровок к начислениям достигнута экономия 110 000 руб. в год.
«Цель проекта достигнута, существенно сокращены трудозатраты на расчеты арендной платы, повышено качество и эффективность отражения взаиморасчетов с арендаторами в учетной системе».
«Информационная система помогла пережить сложный 2020 год. Нам удалось справиться с обработкой существенно возросшего количества дополнительных соглашений к текущим договорам аренды, отразить и учесть все изменения».
Характеристики проекта
Масштаб проекта |
|
Внедренные программные продукты: Архитектура решения и масштаб проекта Выполнены интеграции с программными продуктами сторонних фирм. |
Сроки и качество |
|
|
Экономический эффект от внедрения |
|
|