1С:Проект года
Проект года Global CIO
«1С‑Рарус» провел комплексную автоматизацию АО «Судоходная компания „Волжское пароходство”»
Описание компании‑заказчика
Акционерное общество «Судоходная компания „Волжское пароходство“» (АО «Волга‑флот») — одна из крупнейших судоходных компаний России, выполняющая грузовые перевозки на внутренних водных путях России, в сообщении «река‑море» и международных морских направлениях. В навигацию работают более 230 судов сухогрузного и танкерного флота.
География деятельности пароходства на ВВП — территории Северо‑Западного, Центрального, Волжского, Азово‑Донского, Камского и Бельского бассейнов с выходом в прибрежные воды Балтийского, Черного, Каспийского морей. Основные грузопотоки флота «река‑море» плавания включают морские порты Европы, Ближнего Востока, северной Африки, Каспия.
Волжское пароходство занимает лидирующие позиции на рынке перевозок грузов по европейской части России: на долю компании приходится более половины грузооборота внутреннего водного транспорта страны. Ежегодный объем перевезенных грузов — более 15 млн. тонн.
История сотрудничества
Компания АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» и «1С-Рарус» сотрудничают уже более 10 лет. Совместная работа началась с внедрения программы «1С:Зарплата и управление персоналом 8» на 51 рабочее место.
Схема всех внедренных ПП и их взаимодействия друг с другом.
Проектные кейсы
Автоматизация кадрового учета и расчета заработной платы на базе решения «1С:Зарплата и управление персоналом 8 КОРП»
Автоматизация бухгалтерского учета в ОАО Судоходная компания «Волжское пароходство»
Автоматизация бухгалтерского и налогового учёта в АО «Судоходная компания „Волжское пароходство“» на базе ПП «1С:Бухгалтерия 8 КОРП»
Специалисты «1С‑Рарус» создали единую информационную среду оперативного учета на базе «1С:ERP Управление предприятием 2» для АО «Судоходная компания „Волжское пароходство“» с уникальной отраслевой подсистемой на платформе «1С:Предприятие 8»
Проект по автоматизации процессов управления техническим обслуживанием и ремонтом судов на базе «1С:Предприятие»
Реформирование кадрового управления в ведущей российской судоходной компании на базе «1С:Зарплата и управление персоналом 8 КОРП»
Автоматизация кадрового учета и расчета заработной платы на базе решения «1С:Зарплата и управление персоналом 8 КОРП»
Цели проекта
Создать систему по расчету заработной платы, управлению персоналом и кадровому учету.
Результаты проекта
В результате проекта была создана система по расчету заработной платы и кадрового учета, которая позволяет:
- Планировать потребности в персонале.
- Решать задачи обеспечения бизнеса кадрами — подбор, анкетирование и оценка.
- Управлять компетенциями, обучением, аттестациями работников.
- Управлять финансовой мотивацией персонала.
- Эффективно планировать занятость персонала.
- Вести учет кадров и анализ кадрового состава.
- Осуществлять начисление и выплату заработной платы.
- Осуществлять исчисление регламентированных законодательством налогов и взносов с фонда оплаты труда.
- Отражать начисленную зарплату и налоги в затратах предприятия.
Автоматизация бухгалтерского учета в ОАО Судоходная компания «Волжское пароходство»
Цели проекта
Создание системы бухгалтерского и налогового учета
Результаты проекта
В результате проекта была создана система по ведению бухгалтерского и налогового учетов, которая позволяет:
- Осуществлять расчеты с контрагентами.
- Вести учет товарно‑материальных ценностей, основных средств и нематериальных активов.
- Осуществлять торговые и производственные операции.
- Рассчитывать заработную плату и вести кадровый учет.
- Формировать регламентированную отчетность.
- Вести налоговый учет.
Автоматизация бухгалтерского и налогового учёта в АО «Судоходная компания „Волжское пароходство“» на базе ПП «1С:Бухгалтерия 8 КОРП»
Цели проекта
Перевод информационной системы бухгалтерского и налогового учета компании на актуальную версию.
Предпосылки проекта
До начала проекта в компании АО «Судоходная компания „Волжское пароходство“» начался процесс трансформации бизнес‑процессов. Существующие разрозненные информационные системы не позволяли объединить учет по всей группе компаний в единую систему.
Результаты проекта
Результатом проекта стала обновленная система бухгалтерского и налогового учета. Кроме обновления системы до актуальной версии также были:
- Доработаны документы отражения доходов и расходов по нескольким подразделениям.
- Автоматизирован налоговый учет по судам.
- Автоматизировано закрытие счетов вспомогательных производств.
- Реализован учет подакцизного топлива.
- Автоматизированы операции по перевыставлению услуг.
- Разработан механизм распределения НДС по видам деятельности.
- Реализован контроль неподтвержденных экспортных отгрузок
- Разработан механизм и отчетность по формированию стоимости ОС.
- Реализованы механизмы передачи ОС в аренду.
- Реализован учет залогового имущества.
- Выполнена интеграция с системой оперативного учета.
- Выполнена интеграция справочников с мастер‑базой НСИ.
Специалисты «1С‑Рарус» создали единую информационную среду оперативного учета на базе «1С:ERP Управление предприятием 2» для АО «Судоходная компания „Волжское пароходство“» с уникальной отраслевой подсистемой на платформе «1С:Предприятие 8».
Цели и задачи проекта
- Обеспечение пользователей оперативной и достоверной информацией о работе флота, необходимой для быстрого принятия управленческих решений на всех уровнях компаний.
- Организация эффективного контроля и управления бизнес‑процессами со стороны руководства компании.
- Снижение затрат на поддержку информационных систем за счет их унификации.
- Снижение стоимости миграции процессов в корпоративные системы учета.
- Оптимизация трудозатрат на подготовку консолидированной информации о выполненных перевозках за счёт сквозного процесса обработки документов.
- Реализация планирования и учета работы всех видов флота, включая барже‑буксирные составы.
- Масштабирование системы для возможности в дальнейшем добавлять дополнительные организационные единицы, данные и функциональность.
Ситуация до старта проекта
Транспортный комплекс АО «Судоходная компания „Волжское пароходство“» включает в себя:
- 30 танкеров;
- более 60 речных сухогрузов;
- 57 морских сухогрузов;
- 20 буксиров-толкачей;
- 62 несамоходные единицы.
Cуммарным дедвейтом свыше 1,4 млн тонн.
До начала проекта в компании АО «Судоходная компания „Волжское пароходство“» начался процесс трансформации бизнес‑процессов. Трансформация потребовала изменений: необходимо было ИТ‑решение, которое бы поспособствовало завершению структурных изменений в компании, смогло объединить учет по всем подразделениям компании и способствовало дальнейшему росту и развитию бизнеса. До этого на предприятии использовались до 7 унаследованных в ходе трансформации компании, в том числе морально устаревших, информационных систем по обработке финансовых документов и оперативных данных. Сбор отчетности был трудоемким и занимал до 7 дней. Руководство компании ставило перед бизнесом и ИТ задачи оперативного получения качественной и достоверной информации для принятия управленческих решений. Необходимо было привести инвентаризацию и оптимизацию существующих в компании процессов к целевому состоянию, что потребовало внедрения универсального программного решению для учета работы флота.
На российском рынке ПО не нашлось современного решения по управлению флотом и судоходными компаниями, позволяющего выполнять все функции в едином контуре. Были изучены как наработки сообщества, так и собственный многолетний опыт автоматизации, который в итоге и было решено объединить и создать отраслевое решение на технологической платформе 1С и на базе «1С:ERP Управление предприятием 2».
Особенности и уникальность проекта
Уникальная отраслевая система
Разработана масштабная и уникальная система по управлению флотом и судоходными компаниями, позволяющего выполнять все функции оперативного учёта в едином контуре. Разработан отраслевой функционал для учета работы флота, позволяющий:
- Получать первичные данные по работе флота и выполнения плана перевозок.
- Вести НСИ в части судов, рейсов, сложных условий фрахтовых контрактов, географии, эксплуатационных операций, норм расхода топлива и ходового времени по маршрутам.
- Отражать и контролировать выполнение производственно‑финансового плана каждого отдельного подразделения флота и в целом по компании.
- Рассчитывать и выставлять штрафные санкции (демередж) несколькими способами.
- Отслеживать текущее состояние и местонахождение судов, вести дислокацию флота.
- Организовать взаимодействие береговых служб и судов в единой информационной среде.
- Формировать сложную структуру затрат по грузоперевозкам барже‑буксирными составами, распределять затраты по времени, расстоянию, грузообороту.
- Вести учет судового топлива, бункеровок и расчета акцизов к возмещению.
Разработан дополнительный функционал, учитывающий особенности каждого из видов флота — нефтеналивного, морского и речного сухогрузного.
Разработан механизм планирования (производственная программа) в виде матрицы работы флота по рейсам и грузопотокам.
Масштаб организационный изменений
В период проекта произошли 3 серьезных организационных изменения:
- Завершилась трансформация организационной структуры управления и переход к целевой модели бизнес‑процессов.
- Проведено объединение судоходных активов внутри Транспортного холдинга. Это привело к необходимости объединить учетные системы.
- Передача функций бухгалтерского учета, налогового учёта, кадрового администрирования и расчёт заработной платы на аутсорсинг.
Вышеприведённые изменения учитывались в ходе реализации проекта и поддерживались на уровне программного продукта.
Распределенная система
Система охватывает транспортный комплекс компании, в который входит более 200 судов работающих в условиях неуверенного приёма. Для них были разработаны дополнительные инструменты контроля обменов, распределенной базы и каналы получения информации.
Результаты проекта
Ключевые итоги проекта:
- Создана масштабная система с уникальным отраслевым функционалом на базе «1С:Предприятие 8».
- Настроены процессы согласования и контроля БДДС. Настроены роли участников процесса.
- Обработка рейсов и грузоперевозок (заказов клиентов) ускорилась на 10%. За счет формирования и отслеживания графиков платежей улучшилась работа с дебиторской задолженностью.
- Время закрытия рейсов (подведения итогов) сократилось на 20%.
- Повысилась достоверность информации по компании.
- Трудозатраты в подразделениях по обработке производственных операций сократились на 5% за счет сокращения дублирования информации в разных информационных системах.
- Сократилось время сбора и обработки рейсовых данных с теплоходов на 10%.
- Время на получение оперативной и сводной рейсовой и статистической отчетности по перевозкам сократилось на 15%.
Характеристики проекта
Масштаб проекта |
|
Внедренные программные продукты1С:ERP Управление предприятием 2:
Архитектура решения и масштаб проекта: Для реализации поставленных задач по созданию единой информационной среды в АО «Судоходная компания „Волжское пароходство“» был выбран программный продукт «1С:ERP Управление предприятием 2». Особенность проекта по внедрению системы «1С:ERP Управление предприятием 2» заключается в масштабе компании и охватываемых системой подразделений, в том числе 200 судов, на которых развёрнут отдельный программный продукт — Судовой модуль. Команде внедрения удалось создать необходимый функционал на платформе «1С:Предприятие 8» и встроить его в типовые механизмы 1С:ERP. Так, например, Судовой модуль полностью интегрирован в единое информационное пространство. Разработана сложная отраслевая функция по контролю денежных средств и лимитов по нескольким подразделениям и бюджетным статьям внутри одного документа. Технологии и программные продукты:
Все подсистемы реализованы в виде модулей с возможностью расширения объектов интеграции. Масштаб проекта:
|
Экономический эффект от внедрения |
|
|
Награды
Проект стал призером конкурса «1С:Проект года 2020» в номинации «Лучший региональный проект в Приволжском федеральном округе РФ».
Проект по автоматизации процессов управления техническим обслуживанием и ремонтом судов на базе «1С:Предприятие»
Цели проекта
- Повышение качества взаимодействия береговых служб и экипажей судов.
- Подготовка инструментов оцифровки каталогов судового оборудования, регламентов их ремонта и обслуживания.
- Учет и анализ состояния судового оборудования, накопление его технической истории.
- Планирование и отражение фактического технического обслуживания и ремонтов.
- Обеспечение своевременного ремонта и обслуживания судового оборудования в соответствии с регламентами производителей и внутренними стандартами компании.
- Формирование в информационной системе потребности в закупках для обеспечения ремонтов и технического обслуживания судов.
- Своевременное судовое снабжение сменно‑запасными частями и материалами для проведения ремонтов.
Ситуация до старта проекта
До начала проекта в компании АО «Судоходная компания „Волжское пароходство“» начался процесс трансформации бизнес‑процессов. Начался масштабный проект по созданию единой информационной среды оперативного учета (ЕИС) на базе 1С:ERP с уникальной отраслевой подсистемой на платформе «1С:Предприятие 8». После завершения первого этапа проекта встал вопрос о необходимости развития системы в части управления техническим обслуживанием и снабжения судов. Имеющиеся в компании системы нуждались в унификации и не отвечали современным требованиям технического менеджмента судов. Кроме того, появилась необходимость повышения эффективности взаимодействия экипажей и береговых служб.
Особенности и уникальность проекта
Развитие отраслевого решения «Судовой модуль»
Существенное развитие в ходе проекта получило оригинальное решение на платформе 1С — «Судовой модуль». Решение позволяет поддерживать постоянную связь между судами и береговыми службами даже с учетом недосягаемости наземных сетей связи во время рейсов. Экипаж судна может в автономном режиме регистрировать события на борту, передавать информацию, вести учет ТМЦ, планировать ремонтные работы, а также получать от береговых служб распоряжения, сведения об исполнении заявок на снабжение и другое.
Новый отраслевой блок Управления судовой безопасностью (СУБ)
Соблюдение национальных и международных стандартов безопасности — важная часть работы судоходной компании. Решение помогает обеспечить безопасность экипажей, окружающей среды и безаварийную эксплуатацию судов. Для усиления контроля за исполнением СУБ, для повышения качества и оперативности обмена информацией (между судами и береговыми службами) был разработан одноименный блок функционала, который позволяет:
- Вести учет и контролировать сроки действия судовых документов (сертификатов и свидетельств).
- Составлять и контролировать план‑графики мероприятий системы управления безопасностью (учений, тревог, проверок).
- Регистрировать результаты проведения внутренних и внешних аудитов (проверок).
- Совместно с береговыми службами контролировать исполнение выявленных несоответствий (замечаний).
- Вести доклад с судна по установленной форме о выявленных технических недостатках, о состоянии безопасности, об инцидентах на борту.
- Вести электронный архив документации СУБ и обеспечивать доступ к их актуальным редакциям на судах, контролировать своевременное получение судами выпущенных корректур.
- Вести обмен приказами, циркулярами и другими сообщениями с береговыми службами.
Инфо‑окна (дашборд)
Реализован удобный инструмент для визуализации показателей одновременно и в судовом и в береговом модуле индивидуально под задачи каждого сотрудника. Данный инструмент выполняет роль стартовой страницы: в максимально доступном виде привлекает внимание к поручениям, событиям и показателям, по которым необходима реакция экипажей, либо сотрудников береговых служб. В наглядном виде на одном экране обобщают важные задачи (поручения), события и показатели о жизнедеятельности судна. При необходимости позволяет открыть расшифровку каждого показателя, сэкономив время на поиске и настройке соответствующего отчета.
Масштаб организационный изменений
В период проекта произошли 3 серьезных организационных изменения:
- Завершилась трансформация организационной структуры управления и переход к целевой модели бизнес‑процессов.
- Проведено объединение судоходных активов внутри Транспортного холдинга. Это привело к необходимости объединить учетные системы.
- Передача функций бухгалтерского учета, налогового учёта, кадрового администрирования и расчёт заработной платы на аутсорсинг.
Вышеприведенные изменения учитывались в ходе реализации проекта и поддерживались на уровне программного продукта.
Результаты проекта
Проект охватил цифровизацию трех крупных процессов управления:
- Техническое обслуживание и ремонт судового оборудования.
- Судовое снабжение ТМЦ и услугами подрядчиков.
- Управление безопасностью судовождения.
Ключевые результаты проекта:
- Минимизирован риск заказа неликвида за счет формирования заявок с привязкой к конкретному оборудованию.
- Снижен риск заказа некомплекта оборудования для проведение ремонтных работ за счет формирования заявок на поставку ТМЦ из технологической карты оборудования.
- Сокращено время на уточнение статуса заявки благодаря разработанному инфо‑окну пользователя.
- Ремонтные работы и планирование поставок ТМЦ проводятся по графикам планово‑предупредительных работ с учетом текущих наработок и проведенных ранее ремонтов. Исключено невыполнение сроков работ или их срывов, а также снижен риск потери информации при смене экипажей.
- Повышено качество выполнения ремонтных работ за счет создания технических карт и инструкций по ремонту.
- Информация по судовым документам централизована и систематизирована, что гарантирует быстрый доступ.
- Отчеты о прошедших внутренних или внешних проверках, а также несоответствия и замечания фиксируются в системе. Усилен контроль за сроками на их устранение.
- Настроены оповещения о необходимости проведения освидетельствований и проверок.
- Автоматизирована загрузка актуальных данных из Российского морского регистра судоходства.
Новая система прошла промышленную эксплуатацию на 4‑х пилотных судах. Ведется тираж решения на весь флот компании.
Ожидаемые результаты проекта после окончания тиражирования:
- Сокращение непроизводительных простоев флота: в 2022 году — не выше 281 суток, 2023 году — не выше 187 суток, в 2024 году —не выше 94 суток.
- Сокращение затрат на сменно‑запасные части в размере 103,4 млн. руб. за период 2022 года по 2026 год.
«В итоге мы получили единую систему, которая позволяет содержать в актуальном порядке информацию о техническом состоянии и материально‑техническом снабжении всех судов компании, осуществлять эффективный контроль и оперативное обеспечение, формировать отчетность с необходимой степенью детализации».
Характеристики проекта
Масштаб проекта |
|
Внедренные программные продукты1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживание оборудования 2 КОРП: Архитектура решения и масштаб проекта: Для реализации поставленных задач по созданию единой информационной системы в АО «Судоходная компания „Волжское пароходство“» был выбран программный продукт «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования». Главная особенность проекта — масштаб компании. Охват деятельности береговых подразделений и флота более чем в 200 судов, на каждом из которых развернут отдельный программный продукт — «Судовой модуль». Что обеспечивает эффективность взаимодействия экипажей и береговых служб.
«Судовой модуль» позволяет в автономном режиме регистрировать события на борту судна, вести учет ТМЦ, планировать и закрывать ремонтные работы. По мере инициации сеансов связи передавать информацию об этом в береговую систему. И, в свою очередь, получать от береговых служб циркуляры, распоряжения, сведения об исполнении своих заявок на снабжение и прочее. Судовой модуль разработан с участием плав.состава, имеет простой и понятный для экипажей интерфейс. Рассчитан на самостоятельную ежедневную работу членов экипажа. В редких случаях отсутствия связи судном в заграничных плаваниях, в период зимнего судоремонта (и отсутствия на судне экипажа), все операции за судно могут быть проведены в информационной системе сотрудниками береговых служб. При первом же сеансе связи с судном выполняется синхронизация между береговой и судовой системами, где будет обеспечена вся полнота информации.
Масштаб проекта:
|
Экономический эффект от внедрения |
|
|
Награды |
|
Проект стал победителем конкурса «1С:Проект года 2021» в номинации «Лучший проект в предметной области — Управление ремонтами (EAM)».
Совместный проект по внедрению систем «1C:ERP Управление предприятием 2» и «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» стал победителем конкурса «Проект года 2022» портала ИТ-директоров Global CIO в номинации «Лучшее комплексное решение для судоходных компаний».
Реформирование кадрового управления в ведущей российской судоходной компании на базе «1С:Зарплата и управление персоналом 8 КОРП»
Цели проекта
Реформирование системы управления персоналом для повышения эффективности и безопасности перевозок.
Задачи проекта:
- Реализация единой базы данных сотрудников.
- Формирование портфолио сотрудника, хранение дополнительных профессиональных сведений.
- Перевод маршрутов согласования и кадровых процедур в безбумажный формат.
- Реализация государственной политики импортозамещения в сфере ИТ-технологий и информационной безопасности, снижение рисков, связанных с применением зарубежных программных продуктов.
Ситуация до старта проекта
Риски прекращения поддержки зарубежной системы в середине 2022 г. подтолкнули руководство компании к рассмотрению автоматизации процессов управления персоналом на платформе российского разработчика. Появилась необходимость в короткие сроки реализовать администрирование HR-процессов в ИТ-системе Управление процессами для 3000 сотрудников по 8 направлениям — подбор, адаптация, администрирование обучения, развитие персонала, оценка, целеполагание и ключевые показатели эффективности (KPI), HR-аналитика, охрана труда, — является сложной и объемной задачей.
При реализуемых планах развития персонала на момент старта проекта объем HR- процессов только по направлению обучения составлял около 19 тыс. в год, а также 10,5 тыс. чел./курсов в год, включая конвенционное и дополнительное профессиональное обучение.
Требовалось решение, которое позволило бы обеспечить выполнение планов по обучению и контролю ведения базы данных и хранения информации по квалификационным документам по каждому сотруднику.
«Волжское пароходство» инициировало проект создания HR-платформы на базе решения «1С:Зарплата и управление персоналом 8 КОРП» для управления данными жизненного цикла по каждому из 3000 сотрудников. Интегратором цифрового решения выбран нижегородский офис «1C‑Рарус», партнер с 25-летним опытом разработки и внедрения 1С.
Особенности и уникальность проекта
- Новое HR-решение тесно встроено в единую информационную среду судоходной компании и объединяет 8 направлений работы с персоналом.
- Введено отслеживание жизненного цикла сотрудника в компании. По факту прохождения каждого этапа формируется портфолио, что помогает оптимизировать работу и улучшать компетенции персонала.
- Реализовано сравнение данных сотрудника с эталонной квалификацией. На основании разрыва разрабатываются мероприятия с учетом перемещений сотрудника во время навигации.
- Разработана система управления требованиями к квалификации персонала и плавательному цензу в зависимости от вида флота и маршрута навигации.
- Решение позволяет формировать опережающие планы обучения сотрудников и выстраивать траектории развития.
- Система целеполагания позволяет детализировать корпоративные цели до целей конкретного сотрудника и создавать карты показателей эффективности.
- Реализован расчет показателей по факторам мотивации сотрудника с ведением истории изменения.
Сложность реализации проекта
- Автоматизируемая методология по управлению целями, обучением персонала корректировалась по ходу проекта.
- Имеется значительное количество интеграционных потоков со смежными системами и сильная взаимозависимость проекта «1С:Зарплата и управление персоналом 8 КОРП» от параллельных проектов модернизации смежных систем.
- Масштаб компании повлиял на объем заполнения системы начальными данными: потребовалось провести 3 дополнительных итерации по проверке и ручной коррекции данных.
-
Отраслевые особенности:
- Судно имеет основной и дополнительные составы.
- Требования к квалификации сотрудника меняются в зависимости от вида флота, должности и маршрута навигации.
- В навигации команда судна меняется, в зависимости от сроков действия квалификационных сертификатов или медосмотров. Мероприятия необходимо планировать на опережение.
Результаты проекта
- Решение позволяет управлять HR-процессами для 3000 сотрудников компании по 8 направлениям. Общая доля автоматизированных HR-процессов — 66%.
- Благодаря унификации повысилась прозрачность HR-процессов. Трудозатраты на получение и обмен информацией сократились на 50%, время на обработку информации снизилось на 40%.
- Совокупный временной ресурс HR-службы на исполнение плана мероприятий по стратегическим задачам высвободился почти на 4 FTE (от англ. Full-time Equivalent — сколько сотрудников полной занятости нужно для эффективного выполнения работы). Экономия времени участников составила 7 тыс. чел./час.
- Сроки формирования бюджета на обучение и план-фактного анализа сократились с 10 рабочих дней до 2 минут.
HR-процессы объединены благодаря интеграции «1С:Зарплата и управление персоналом 8 КОРП» с системой оперативного учета судоходной компании, облачной CRM-системой по подбору кадров и системой управления персоналом.
Характеристики проекта
Архитектура решения и масштаб проекта |
|
Внедренные программные продукты:
Масштаб проекта:
|