Специалисты «1С-Рарус» создали единую информационную среду оперативного учета на базе «1С:ERP Управление предприятием 2» для АО «Судоходная компания „Волжское пароходство“» с уникальной отраслевой подсистемой на платформе «1С:Предприятие 8».
Описание компании-заказчика
Акционерное общество «Судоходная компания „Волжское пароходство“» (АО «Волга-флот») — одна из крупнейших судоходных компаний России, выполняющая грузовые перевозки на внутренних водных путях России, в сообщении «река-море» и международных морских направлениях. В навигацию работают более 250 судов сухогрузного и танкерного флота.
География деятельности пароходства на ВВП — территории Северо‑Западного, Центрального, Волжского, Азово‑Донского, Камского и Бельского бассейнов с выходом в прибрежные воды Балтийского, Черного, Каспийского морей. Основные грузопотоки флота «река-море» плавания включают морские порты Европы, Ближнего Востока, северной Африки, Каспия.
Волжское пароходство занимает лидирующие позиции на рынке перевозок грузов по европейской части России: на долю компании приходится более половины грузооборота внутреннего водного транспорта страны. Ежегодный объем перевезенных грузов — более 14 млн. тонн.
Цели и задачи проекта
- Обеспечение пользователей оперативной и достоверной информацией о работе флота, необходимой для быстрого принятия управленческих решений на всех уровнях компаний.
- Организация эффективного контроля и управления бизнес‑процессами со стороны руководства компании.
- Снижение затрат на поддержку информационных систем за счет их унификации.
- Снижение стоимости миграции процессов в корпоративные системы учета.
- Оптимизация трудозатрат на подготовку консолидированной информации о выполненных перевозках за счёт сквозного процесса обработки документов.
- Реализация планирования и учета работы всех видов флота, включая барже‑буксирные составы.
- Масштабирование системы для возможности в дальнейшем добавлять дополнительные организационные единицы, данные и функциональность.
Ситуация до старта проекта
Транспортный комплекс АО «Судоходная компания „Волжское пароходство“» включает в себя:
- 30 танкеров;
- более 60 речных сухогрузов;
- 57 морских сухогрузов;
- 20 буксиров-толкачей;
- 62 несамоходные единицы.
Cуммарным дедвейтом свыше 1,4 млн тонн.
До начала проекта в компании АО «Судоходная компания „Волжское пароходство“» начался процесс трансформации бизнес‑процессов. Трансформация потребовала изменений: необходимо было ИТ‑решение, которое бы поспособствовало завершению структурных изменений в компании, смогло объединить учет по всем подразделениям компании и способствовало дальнейшему росту и развитию бизнеса. До этого на предприятии использовались до 7 унаследованных в ходе трансформации компании, в том числе морально устаревших, информационных систем по обработке финансовых документов и оперативных данных. Сбор отчетности был трудоемким и занимал до 7 дней. Руководство компании ставило перед бизнесом и ИТ задачи оперативного получения качественной и достоверной информации для принятия управленческих решений. Необходимо было привести инвентаризацию и оптимизацию существующих в компании процессов к целевому состоянию, что потребовало внедрения универсального программного решению для учета работы флота.
На российском рынке ПО не нашлось современного решения по управлению флотом и судоходными компаниями, позволяющего выполнять все функции в едином контуре. Были изучены как наработки сообщества, так и собственный многолетний опыт автоматизации, который в итоге и было решено объединить и создать отраслевое решение на технологической платформе 1С и на базе «1С:ERP Управление предприятием 2».
Особенности и уникальность проекта
Уникальная отраслевая система
Разработана масштабная и уникальная система по управлению флотом и судоходными компаниями, позволяющего выполнять все функции оперативного учёта в едином контуре. Разработан отраслевой функционал для учета работы флота, позволяющий:
- Получать первичные данные по работе флота и выполнения плана перевозок.
- Вести НСИ в части судов, рейсов, сложных условий фрахтовых контрактов, географии, эксплуатационных операций, норм расхода топлива и ходового времени по маршрутам.
- Отражать и контролировать выполнение производственно‑финансового плана каждого отдельного подразделения флота и в целом по компании.
- Рассчитывать и выставлять штрафные санкции (демередж) несколькими способами.
- Отслеживать текущее состояние и местонахождение судов, вести дислокацию флота.
- Организовать взаимодействие береговых служб и судов в единой информационной среде.
- Формировать сложную структуру затрат по грузоперевозкам барже‑буксирными составами, распределять затраты по времени, расстоянию, грузообороту.
- Вести учет судового топлива, бункеровок и расчета акцизов к возмещению.
Разработан дополнительный функционал, учитывающий особенности каждого из видов флота — нефтеналивного, морского и речного сухогрузного.
Разработан механизм планирования (производственная программа) в виде матрицы работы флота по рейсам и грузопотокам.
Масштаб организационный изменений
В период проекта произошли 3 серьезных организационных изменения:
- Завершилась трансформация организационной структуры управления и переход к целевой модели бизнес‑процессов.
- Проведено объединение судоходных активов внутри Транспортного холдинга. Это привело к необходимости объединить учетные системы.
- Передача функций бухгалтерского учета, налогового учёта, кадрового администрирования и расчёт заработной платы на аутсорсинг.
Вышеприведённые изменения учитывались в ходе реализации проекта и поддерживались на уровне программного продукта.
Распределенная система
Система охватывает транспортный комплекс компании, в который входит более 200 судов работающих в условиях неуверенного приёма. Для них были разработаны дополнительные инструменты контроля обменов, распределенной базы и каналы получения информации.
Результаты проекта
Ключевые итоги проекта:
- Создана масштабная система с уникальным отраслевым функционалом на базе «1С:Предприятие 8».
- Настроены процессы согласования и контроля БДДС. Настроены роли участников процесса.
- Обработка рейсов и грузоперевозок (заказов клиентов) ускорилась на 10%. За счет формирования и отслеживания графиков платежей улучшилась работа с дебиторской задолженностью.
- Время закрытия рейсов (подведения итогов) сократилось на 20%.
- Повысилась достоверность информации по компании.
- Трудозатраты в подразделениях по обработке производственных операций сократились на 5% за счет сокращения дублирования информации в разных информационных системах.
- Сократилось время сбора и обработки рейсовых данных с теплоходов на 10%.
- Время на получение оперативной и сводной рейсовой и статистической отчетности по перевозкам сократилось на 15%.
Характеристики проекта
![]() |
Масштаб проекта |
Внедренные программные продукты1С:ERP Управление предприятием 2:
Архитектура решения и масштаб проекта: Для реализации поставленных задач по созданию единой информационной среды в АО «Судоходная компания „Волжское пароходство“» был выбран программный продукт «1С:ERP Управление предприятием 2». Особенность проекта по внедрению системы «1С:ERP Управление предприятием 2» заключается в масштабе компании и охватываемых системой подразделений, в том числе 200 судов, на которых развёрнут отдельный программный продукт — Судовой модуль. Команде внедрения удалось создать необходимый функционал на платформе «1С:Предприятие 8» и встроить его в типовые механизмы 1С:ERP. Так, например, Судовой модуль полностью интегрирован в единое информационное пространство. Разработана сложная отраслевая функция по контролю денежных средств и лимитов по нескольким подразделениям и бюджетным статьям внутри одного документа. Технологии и программные продукты:
Все подсистемы реализованы в виде модулей с возможностью расширения объектов интеграции. Масштаб проекта:
|
![]() |
Оптимальность трудозатрат и эффективность внедрения |
|
![]() |
Сроки и качество |
|
![]() |
Экономический эффект от внедрения |
|