Что такое аудит и зачем он нужен
Аудит — это инструмент, который помогает оценить состояние программы лояльности, выявить недочеты и внедрить изменения. Исследование программы лояльности помогает соответствовать ожиданиям клиентов и задачам бизнеса.
Зачем нужен аудит программы лояльности
Аудит помогает определить, насколько программа эффективна и выгодна. Основные задачи аудита:
- Выявление слабых мест. Анализ показывает, какие механики программы работают неэффективно. Причинами могут быть сложные правила начисления бонусов или низкая активность клиентов.
- Оптимизация затрат. Помогает сократить расходы на поддержку программы лояльности и направить ресурсы на работающие элементы.
Запустите современную программу лояльности
«1С-Рарус» поможет запустить программу лояльности, которая повышает лояльность клиентов, увеличивает частоту и сумму продаж.
Перейти на страницу услугиКогда проводить аудит программы лояльности
Аудит проводится спустя минимум год после запуска программы лояльности. Его проводят регулярно, раз в год.
Если происходит стагнация или снижение ключевых метрик программы лояльности, нужен внеплановый аудит. Признаками, что программа лояльности перестала мотивировать клиентов, может быть:
- повышение оттока клиентов,
- сокращение числа активных покупателей,
- сокращение частоты покупок активной базы участников,
- сокращение разницы среднего чека участника программы и не участника.

Падение показателей говорит нам о том, что программа лояльности больше не вызывает у клиентов такого же интереса, как на старте. Это связано с несколькими причинами:
- База клиентов пресытилась, и ей хочется новых механик.
- Появился конкурент, который предлагает более интересные условия.
Вследствие этого наша клиентская база проявляет больше интереса к конкурентам, чем к нам.
Как провести аудит программы лояльности
1. Аудит текущей ситуации
Проверяют ключевые метрики программы лояльности и сравнивают их с показателями при запуске программы: частота покупок и средний чек, коэффициент удержания и пожизненной ценности клиента.
Сравнивают затраты на программу с ростом доходов. Оценивают, какие категории клиентов приносят минимальную прибыль, чтобы продумать работу с ними и увеличить с них доход.
Оценивают рентабельность программы лояльности — это покажет, насколько программа окупается и какие элементы необходимо оптимизировать. Если программа лояльности не приносит прибыли, требуется оптимизация.
2. Исследование конкурентов
На этом этапе изучают программы лояльности конкурентов. Анализируются используемые механики: бонусы и скидки, уровни и акции, геймификация и подходы к персонализации. Анализ конкурентов помогает выявить рабочие механики и адаптировать их под бизнес.
Чтобы узнать, как работают программы лояльности у конкурентов, оценивают опыт их клиентов. Собирают данные из открытых источников: отзывы на сайтах, в социальных сетях, на форумах. Проводятся тайные покупки, чтобы проверить, как программы конкурентов работают на практике.
3. Опрос текущей базы клиентов
Прямой диалог с клиентами — лучший способ узнать, что нужно улучшить. Проведите опросы клиентов о качестве взаимодействия с программой лояльности. Это поможет выявить проблемы, которые остаются незамеченными.
В опросе у клиентов интересуются следующим:
- Что нравится в текущей программе и что вызывает трудности.
- Какие награды или условия их мотивировали бы больше участвовать.
- Как клиенты предпочитают получать информацию: через мессенджеры, email или мобильное приложение.
Полную картину получают, если собирать отзывы клиентов и проводить опросы о программе лояльности на всем протяжении ее работы. Это поможет быстрее выявить недовольство клиентов и начать работу по их удержанию.
4. Анализ результатов
На этом этапе дают общую оценку программе лояльности и ее работе. Объединяют данные в единую картину из всех этапов анализа: анализ метрик, отзывов клиентов и исследование конкурентов. Формируют детальный отчет с выводами о сильных и слабых сторонах программы. Разрабатывают финансовую модель с расчетом рентабельности улучшенной программы.
Отвечают на ключевые вопросы:
- Что хорошо работает в текущей программе?
- Какие механики требуют доработки или полной замены?
- Какие сегменты клиентов нужно активировать, чтобы повысить эффективность программы?

Результаты аудита и что делать дальше
На основе полученных данных определяют, насколько эффективно работает программа лояльности.
Если наблюдается падение показателей программы лояльности, необходимо понять, насколько глубоко нанесен урон по базе клиентов. В зависимости от состояния базы клиентов и показателей эффективности программы лояльности, есть два пути решения проблем:
- Корректировка программы. Когда база активных клиентов сократилась незначительно и все еще приносит доход. В этом случае корректируют существующие стратегии, формируют медиаплан и внедряют новые механики в программу лояльности. Это поможет программе лояльности по-новому стимулировать покупателей к участию в ней и к покупкам.
- Перезапуск программы. Когда база клиентов программы и доход с нее стал недостаточным, чтобы покрывать расходы на программу лояльности. В этот момент принимается решение об изменении стратегии и разработке базовых правил с нуля.
Как «1С-Рарус» помогает анализировать и оптимизировать программы лояльности
«1С-Рарус» помогает провести аудит программы и доработать ее под нужды бизнеса. Вот основные направления работы:
- Анализ данных и аудит программы. «1С-Рарус» проводит детальный аудит существующих программ лояльности: анализ текущих бизнес-показателей, клиентской базы и поведения покупателей.
- Разработка стратегии лояльности. После анализа компания предлагает стратегию, которая включает выбор подходящего вида программы, размер поощрений и план взаимодействия с клиентами. Также разрабатываются механики акций, условия их реализации и способы вовлечения клиентов в программу.
- Финансовая оптимизация. На этапе расчета финансовой модели «1С-Рарус» оценивает влияние программы лояльности на доходы бизнеса. Это помогает избежать перерасходов и выстроить сбалансированную систему поощрений, которая будет выгодна для компании и для ее клиентов.
- Внедрение новых технологий. «1С-Рарус» может предложить собственную платформу для автоматизации программы лояльности.
- Сопровождение программы после запуска. Специалисты «1С-Рарус» помогают корректировать стратегию и обучать сотрудников работе с новой системой. Это гарантирует, что программа будет эффективно работать с первых дней и адаптироваться под изменяющиеся запросы клиентов.
Создайте эффективную программу лояльности
«1С-Рарус» поможет разработать программу лояльности, которая увеличивает лояльность клиентов, средний чек и частоту продаж.
Перейти на страницу услуги