LTV клиента

Lifetime value (LTV), или пожизненная ценность клиента, — это валовая прибыль, которую клиент принесет за время взаимодействия с компанией.

Как правильно считать LTV

Несмотря на то, что LTV одна из главных маркетинговых метрик, при ее подсчете часто допускают ошибки. Самая распространенная — считать LTV на основе выручки. Правильно считать LTV на основе валовой прибыли и когортного анализа.

Расчет LTV на основе валовой прибыли

Валовая прибыль — это разница между выручкой и всеми затратами на привлечение покупателей и продажу товара.

В расчет включают те затраты, которые растут пропорционально продажам. Если расходы не растут вместе с продажами, т.е. это фиксированные затраты, они в подсчете не учитываются. Если вы продаете товары в магазине и через сайт, в расчете используются расходы на закупку, доставку, комиссию платежной системы, премию продавцов. Аренду торговой площади, оплату CMS, оклад сотрудников в расчет не включают.

Пример: в интернет-⁠магазине одежды выручка с одного клиента за все время составила 158 000 руб. При этом стоимость закупок товаров, которые купил клиент, составила 54 000 руб. Комиссия платежной системы — 3 950 руб. Расходы на привлечение по контекстной рекламе — 400 руб. Расходы на бонусы по программе лояльности — 9500 руб.

LTV = 158 000 - 54 000 - 3950 - 400 - 9500 = 90 150 руб.

Расчет LTV на основе когортного анализа

Для начала разберемся, что такое когорта. Когорта — это группа покупателей, которых объединяет целевое действие или промежуток времени. Покупатели кроссовок Nike, подписчики рекламной рассылки или клиенты, сделавшие покупку в апреле, — все это когорты.

Расчет LTV с помощью когорт делается так:

  1. Для каждого клиента определенной когорты считается валовая прибыль в динамике по дням с момента первого взаимодействия.
  2. Считается суммарная валовая прибыль от всей когорты в динамике по дням с момента первого взаимодействия.
  3. Считается накопительная валовая прибыль когорты в динамике по дням, то есть прибыль дня Х будет равна прибыли с первого дня до дня Х.
  4. Накопительная валовая прибыль делится на количество клиентов когорты.
  5. Получается динамика LTV когорты клиентов по дням.
Когорта Валовая прибыль каждого клиента День 1 День 2 День 3
 
Валовая прибыль каждого клиента   День 1 День 2 День 3 День 4
 
Клиент 1 0 1500 0 2000
 
Клиент 2 3500 0 0 5000
 
Клиент 3 0 0 4000 1500
 
  Валовая прибыль когорты
 
  3500 1500 4000 8500
 
  Накопительная валовая прибыль когорты
 
  3500 5000 9000 17500
 
  LTV прибыль когорты
 
  1167 1667 3000 5833

Ошибки: как неправильно считать LTV

Неправильный расчет LTV чреват тем, что компания будет масштабировать маркетинговые кампании, увеличивать операционные расходы и в конечном итоге уйдет в минус. Поэтому методы нужно выбирать тщательнее и не пользоваться ошибочными. Неправильно считать LTV по следующим формулам:

  1. На основе дохода. Cчитать LTV на основе дохода можно только в том случае, когда у продукта низкие операционные расходы. Если же у компании высокие затраты на закупки, хранение и дистрибуцию товаров, расчет на основе доходов некорректен: реальная валовая прибыль будет сильно ниже, а значит, будет ниже и реальный LTV.
  2. На основе Lifetime, то есть длительности взаимодействия с компанией. Проблем у такого расчета несколько. Первая — если клиент покупает спустя 10 дней после первого взаимодействия с компанией и после уходит, маркетологи считают Lifetime как десять дней, хотя на самом деле их два: день знакомства и день покупки. Вторая — неясно, как считать Lifetime для клиентов, которые регулярно возвращаются в компанию.
  3. На основе оттока клиентов. Этот подход вытекает из предыдущего, и у него тоже есть недостатки. Для обычных товаров, не по подписке, сложно определить момент ухода: неясно, клиент ушел или просто пока не нуждается в товаре. Для продуктов по подписке тоже сложно определить точку оттока — клиент может продлить подписку спустя время.
  4. На основе среднего чека или количества покупок. Недостатки этих методов такие же, как у формулы с доходом: они не учитывают расходы компании, из-⁠за чего рассчитанный LTV будет сильно завышен по сравнению с реальным.

Как оценивать LTV

Нет четкого значения LTV, на который необходимо ориентироваться. LTV клиента зависит от маржи компании, среднего чека и количества покупок. Эти показатели разные для всех сегментов.

Чтобы оценить эффективность бизнеса, необходимо сравнивать LTV с затратами компании на привлечение клиента, или САС. Определить затраты на привлечение можно по следующей формуле:

CAC =
Сумма затрат на привлечение за период
Количество привлеченных за этот период покупателей

Как сравнивать метрики LTV и CAC:

CAC LTV
Доходы не покрывают расходы, нежизнеспособный бизнес
CAC LTV

Доходы едва покрывают расходы, нужно корретировать стратегию
CAC LTV


Доходы полностью покрывают расходы, остается значительная прибыль
CAC LTV



Расходы на рекламу практически не заметны в бюджете компании

Зачем считать LTV

Сведения о пожизненной ценности клиента помогают определить стратегию работы с покупателями.

  1. Распределять затраты на рекламу. Расчет LTV помогает принять решение об увеличении или сокращении расходов на рекламу. Если LTV клиента — 1800 рублей, стоимость его привлечения не должна превышать ¼ от LTV — 450 рублей.
  2. Сегментировать клиентов. Компания сможет определить выгодных клиентов и тех, от которых стоит отказаться. Например, один клиент совершает регулярные покупки по 200 рублей и за год принес 2000 рублей. Другой клиент совершил покупку на 700 рублей и пропал. Компании выгоднее сосредоточиться на работе с первым клиентом.
  3. Выявлять выгодные рекламные каналы. Метрика LTV помогает определить, какие каналы приносят более ценных клиентов. Эти каналы необходимо развивать и выделять на них больше бюджета. Например, у клиентов, которые пришли по рассылке в мессенджерах, LTV — 50 000 рублей, а по рекламе в газете — 10 500 рублей. При этом расходы на рассылку в мессенджерах составили 150 рублей на покупателя, а на рекламу в газете — 1200 рублей на клиента. При сравнении затрат и LTV получается, что выгоднее делать рассылки в мессенджерах.

Как повысить LTV

Пожизненная ценность клиента зависит от продолжительности его периода покупок, их средней стоимости и количества. Поэтому действия компании необходимо направить на увеличение этих показателей. Чтобы их увеличить, необходимо:

  1. Повысить вовлеченность и лояльность клиентов. Увеличить жизненный цикл клиентов помогает программа лояльности. Программы удерживают и вовлекают клиентов с помощью персонализированных предложений и бонусов.
  2. Предлагать сопутствующие товары. Кросс-⁠продажи помогут компании увеличить количество товаров в корзине клиента и средний чек покупок. Формировать кросс-⁠предложения помогают данные о прошлых покупках клиентов.
  3. Постоянно напоминать о себе. Компании напоминают о себе с помощью рассылок о выгодных предложениях компании.
  4. Быть на связи с клиентом 24/7. Возможность в любое время и быстро получить ответ на вопросы клиента помогает удержать его в компании. Компетентные сотрудники также играют важную роль в удержании клиентов.

Хотите повысить LTV клиентов?

1С-Рарус: Система управления лояльностью — платформа для автоматизации программы лояльности. Она помогает собрать информацию о клиентах, персонализировать предложения и повышать лояльность клиентов.

14 дней бесплатно Логотип