В этой статье расскажем про перекрестные продажи: что это такое, зачем их применять и как делать это правильно.
Что такое кросс-продажи и зачем их использовать
Перекрестные продажи, cross-sell — это продажа дополнительных товаров вместе с основной покупкой. Например, покупательница заказывает туфли, а магазин предлагает к ним сумочку.
Кросс-продажи помогают:
- Повысить продажи. За счет увеличения среднего чека продажи увеличиваются на 20%, а прибыль — на 30%, по данным маркетинговой платформы McKinsey.
- Снизить отток клиентов. Рекомендации сопутствующих товаров, основанные на прошлых покупках клиента, помогают снизить отток клиентов примерно на треть.
- Сократить затоваривание. Вместе с ходовыми товарами в наборах продают те, что пользуются меньшим спросом.
![Пример рекомендации на сайте](images/example-image1.png)
Виды кросс-продаж
Различают несколько видов cross-sell:
- Пакетные продажи. Пакеты формируют заранее из товаров, которые дополняют друг друга. Наглядные примеры таких продаж — комбообеды и наборы косметики. Клиент не может отказаться от какого-то товара в наборе, но стоимость пакета обычно ниже, чем этих же товаров по отдельности.
- Продажа сопутствующих товаров. Сопутствующие товары помогают использовать основной. Например, клиент покупает смартфон, ему предлагают чехол и защитное стекло. Клиент может отказаться от покупки, но тогда использование товара будет менее удобным или эффективным.
- Продажа популярных товаров. Товары, которые пользуются высоким спросом, можно предлагать без привязки к основной покупке. Если клиент покупает сережки в ювелирном магазине, можно обратить его внимание на модную подвеску.
- Продажа товаров, похожих на прошлые покупки. В таких продажах используются товары, которые похожи на прошлые покупки клиента. Чаще всего их предлагают в блоке «вам может понравиться». Если клиент покупал брендовые кроссовки, ему предлагают ботинки этой же марки.
- Продажа недорогих приятных мелочей. По этой схеме работают продажи в прикассовой зоне — безделушки, шоколадки, жвачки, которые покупают машинально без долгих раздумий.
Техники перекрестных продаж
Сначала разберемся, где применяется кросс-сейл. Перекрестные продажи — это универсальный метод, который подходит для всех каналов:
- В магазинах — подобрать сопутствующий товар может как менеджер, так и учетная программа во время сканирования товара на кассе.
- На сайте или в приложении — блоки с рекомендациями отображаются в разделе основного товара или после добавления его в корзину.
- В рассылках — спустя время после покупки клиент получает письмо с подборкой сопутствующих товаров.
Как убедить клиента воспользоваться предложением
Указать на потребность в дополнительной покупке. Способ основывается на рекомендации сопутствующих товаров к основной покупке и служит для клиента напоминанием, что для использования товара нужны дополнительные элементы. Например, при продаже процессора напоминают про материнскую плату, оперативную память или другие комплектующие.
![Пример рекомендации на сайте](images/example-image2.png)
Предложить купить на большую сумму и получить особые поощрения. Клиентам предлагают увеличить чек дополнительными товарами до определенной суммы, чтобы воспользоваться бесплатной доставкой или скидкой. Клиенты охотнее заказывают дополнительный товар, чем платят за доставку.
![Пример рекомендации на сайте](images/example-image3.png)
Продать по акции. Акции позволяют объединять не связанные друг с другом товары и услуги. Вместе с востребованным товаром можно продавать и сопутствующий, и любой другой дополнительный товар. Клиенты покупают больше товара по низкой цене, что увеличивает оборот товаров и доход компании.
![Пример рекомендации на сайте](images/example-image4.png)
Использовать социальное доказательство. Таким способом удобно пользоваться в онлайне. На основе анализа всех заказов формируют рекомендации в блоке «с этим товаром покупают». Клиент видит, что кто-то уже заказывал товары вместе, и может поступить так же. Хорошо работает в магазинах одежды — можно опираться на образы других людей при составлении гардероба.
![Пример рекомендации на сайте](images/example-image5.png)
Хотите запустить кросс-продажи?
1С-Рарус: Система управления лояльностью — это платформа для автоматизации программы лояльности. Она помогает анализировать покупки клиентов и предлагать сопутствующие товары.
Перейти на страницу сервиса 14 дней бесплатно![Логотип](images/footer-image.png)
Как правильно использовать кросс-продажи
Чтобы клиент воспользовался перекрестной продажей, предложение должно соответствовать следующим правилам:
- Назначать цену дополнительных товаров ниже основного. Это поможет больше мотивировать клиентов к дополнительной покупке. К компьютеру предлагают перефирийные устройства, а не наоборот.
- Рекомендовать только товары, подходящие к основной покупке. Это поможет обратить внимание клиентов на предложение и задуматься о покупке. Уместно предложить купить к летнему платью босоножки или кеды, а не зимние ботинки.
- Не предлагать больше двух сопутствующих товаров. Это поможет не перегрузить клиента информацией и больше мотивировать к покупке. Лучше предложить к дрели сверла и дополнительный аккумулятор, а не показывать весь список инструментов.
- Рекомендовать товар во время покупки или в течение недели после нее. Рекомендация сработает лучше перед оплатой товара: упор делается на импульсивную покупку.
Как внедрить кросс-продажи
Запуск кросс-продаж состоит из следующих этапов:
- Создать товарную матрицу кросс-сейла, то есть таблицу соответствия товаров друг другу. Подобрать товары: поделить на основные и дополнительные, описать их связь друг с другом. Товары подбираются с помощью выявления потребностей покупателей.
- Создать комфортные условий для клиента. Нельзя навязывать клиенту купить товар с помощью слишком активных рекомендаций продавца или рассылок по несколько раз в день.
- Протестировать товарные пары. После формирования матрицы необходимо провести ряд продаж по ней. Это поможет проанализировать ее эффективность и при необходимости доработать пары.
Пример матрицы кросс-продаж.
Причины, которые мешают кросс-продажам
В офлайне
- Навязывание ненужных товаров. Продавцы могут рекомендовать товары и услуги, которые им выгоднее продать, без учета проблем и потребностей покупателей.
- Отсутствие мотивации у персонала. Продавцы могут не продавать дополнительные товары из-за того, что для этого необходимо постараться. А мотивации для этого нет.
- Излишняя активность менеджеров. Некоторые продавцы могут слишком активно рекомендовать сопутствующие товары. Это вызывает у клиентов недоверие, и покупка вообще может не состояться.
Решить эти проблемы помогают обучение продавцов: регулярное изучение ассортимента, совершенствование скриптов, разработка KPI, которые завязаны на продаже дополнительных товаров.
В онлайне
- Отсутствие персонализации. Иногда на сайтах не учитывается история покупок клиента, просмотренные или понравившиеся товары.
- Нет учета ценовой категории. Бывает, что на сайте клиенту предлагают дополнительный товар дороже ценовой категории основного. Клиент может быть не готов потратить на сопутствующие товары больше денег, чем на основной, и откажется от их покупки.
- Навязчивые предложения. Некоторые магазины показывают попапы с акциями и рекомендациями на весь экран и отправляют рассылки с сопутствующими товарами несколько раз за день. Такая излишняя активность отпугивает клиентов.
- Несвоевременные предложения. Предложения купить сопутствующий товар не должны приходить клиентам слишком поздно. Подборка средств по уходу за осенней обувью, которую отправили зимой, будет уже никому не интересна.
Проблемы кросс-сейла в онлайне решаются анализом пользовательского поведения и персонализацией. Анализ данных клиентов помогает настроить алгоритмы сайта так, чтобы они предлагали нужный продукт в нужное время.
Как повысить эффективность кросс-продаж
- Анализировать путь клиента. Анализ поведения клиентов помогает понять факторы принятия решения о покупке, настроить рекомендации под интересы покупателей и увеличить продажи.
- Использовать поощрения. Клиенты покупают больше дополнительных товаров, если им предлагают за них бонусы, подарки или бесплатную доставку. Ограничение по времени или наличию товара также мотивирует клиентов к покупке.
- Использовать мерчандайзинг. Кросс-товары необходимо размещать в привлекательном для клиента месте: для магазинов на уровне глаз или на кассе, для интернет-магазина — сразу под основным товаром.
- Обучать и премировать персонал. Повышайте компетенцию продавцов и менеджеров, чтобы они продавали больше дополнительных товаров. Для их мотивации можно разработать систему премий за продажу дополнительных товаров и услуг.
Все приведенные в статье материалы взяты из открытых источников. Информация действительна на июнь 2023 года. Все упомянутые в статье бренды принадлежат их правообладателям.
Хотите запустить перекрестные продажи?
1С-Рарус: Система управления лояльностью — это платформа для запуска и ведения программы лояльности. Она позволяет собирать, анализировать данные клиентов и отправлять им индивидуальные предложения сопутствующих товаров.
Перейти на страницу сервиса 14 дней бесплатно![Логотип](images/footer-image.png)