Единый профиль клиента

Профиль клиента — это совокупность всех данных о нем:

  • личная информация,
  • контакты,
  • история покупок,
  • интересы,
  • поведение.

Профиль включает всю важную информацию о покупателе, которая помогает строить взаимоотношения с ним и увеличивать его продажи. За всесторонний анализ его еще называют профиль клиента 360º. У каждого покупателя свой уникальный профиль с отличительными чертами и поведением.

Зачем нужен профиль клиента компании

Данные о клиенте помогают изучить путь до покупки и скорректировать маркетинговую стратегию.

  1. Повышать продажи. Анализ клиентского профиля помогает понять интересы и задачи покупателя. Эти данные помогают рекомендовать товары, которые будут полезны клиенту и которые он купит с большей вероятностью.
  1. Находить новых клиентов. Если вы знаете, как ведет себя действующий клиент, то вы можете предугадать потребности и поведение потенциального покупателя. На основе этих данных составляется портрет целевой аудитории, планируются рекламные кампании, выбираются каналы продвижения и создаются воронки продаж.
  2. Общаться с клиентами и повышать их лояльность. Информация о поведении пользователя помогает создавать персонализированные рассылки рекламы, полезных материалов, поздравлений и использовать удобные для клиента каналы общения.
  3. Улучшать обслуживание. Единый профиль помогает оценивать спрос и планировать ассортимент. Он также помогает выяснить предпочитаемые способы покупки: магазин, сайт, мобильное приложение, — и развивать их.

Чем профиль клиента отличается от портрета целевой аудитории

Профиль клиента — это информация о реальном покупателе, о том, кто уже покупает ваши товары.

Портрет целевой аудитории — это образ возможных покупателей, которых могут заинтересовать ваши товары.

Профиль клиента Портрет ЦА Зачем нужен Улучшить работу с действующими клиентами Привлечь новых клиентов
 
Когда создается Во время взаимодействия с покупателями До запуска продаж, затем корректируется
 
Включает информацию Личные данные, предпочтения, хобби, цели, проблемы и др.
 
Объективность информации Основывается на фактах Основывается на фактах и предположениях
 
Уникальность информации Уникальный для каждого клиента Общий для группы людей со схожими характеристиками
 
Количество профилей и портретов Равно количеству клиентов Один или несколько, в зависимости от типа бизнеса

Рассмотрим на примере аптеки:

  • Портрет целевой аудитории: женщины, 35-⁠40 лет, покупают витамины для всей семьи.
  • Профиль клиента: Иванова Мария, 33 года. Следит за здоровьем домашних и заботится о том, чтобы они не заболели. Покупает витамины B, D и с содержанием железа, чтобы поддерживать иммунитет.

Профиль клиента в B2C: из чего состоит и примеры

Единый профиль в B2C строится на следующих характеристиках:

  • Личные данные: фамилия и имя, дата рождения, семейное положение, родительский статус.
  • Контакты: номер телефона, email.
  • Демография: пол и возраст.
  • География: регион, город и климатические условия проживания.
  • Психографические данные: интересы, проблемы и привычки.
  • Социально-экономические данные: социальные роли, доход.
  • Поведенческие данные: товары в корзине, понравившиеся товары, история покупок, просмотры на сайте или в приложении и др.

Рассмотрим пример профилей клиентов в магазине одежды.

Информация Клиент 1 Клиент 2 Клиент 3 Личные данные ФИО Сергеев Антон Романова Мария Воробьева Ольга
 
Дата рождения 02.03.1987 13.04.1998 25.11.1983
 
Номер телефона +7 495 231 20-02 +7 495 231 20-02 +7 495 231 20-02
 
Email anton@rarus.ru masha@rarus.ru olga@rarus.ru Демографические данные Возраст 36 лет 25 лет 39 лет
 
Пол Мужской Женский Женский Дополнительные данные Размер одежды L S M
 
Размер обуви 46 38 37
 
Рост 2.02 1.71 1.64 Географические данные Город Анапа Тула Москва Психографические данные Предпочтения Прямые брюки и джинсы, базовые футболки Джинсы-⁠клеш, чайные платья, водолазки Классические брюки, юбки-⁠карандаш, строгие блузки
 
Проблемы Нет подходящей длины брюк Высокая цена базовых вещей Нет
 
Привычки Берет 2 пары носков с каждой покупкой Нет Дополнительно покупает аксессуары Поведенческие данные История покупок Рубашка белая,
XL — 2 шт.
Брюки черные,
L — 1 шт.
Носки черные,
46 — 2 шт.
Джинсы голубые,
M — 1 шт.
Водолазка бежевая,
S — 2 шт.
Майка белая,
S — 3 шт.
Юбка бежевая,
M — 1 шт.
Блузка белая,
M — 2 шт.
 
Товары в избранном Рубашка синяя, XL. Джинсы серые, M.
Сумка кросс-⁠боди бежевая
Нет
 
Товары в корзине Пиджак серый,
XL — 1 шт.
Майка белая,
L — 2 шт.
Джинсы серые,
M — 1 шт.
Нет

Профиль клиента в B2B: из чего состоит и примеры

Единый профиль клиента в B2B сегменте немного отличается от B2C и включает следующие характеристики:

  • Описание компании: название, род деятельности, размер, лицо, принимающее решение.
  • Контактное лицо: телефон, email, предпочитаемые каналы связи.
  • Географические данные: города присутствия.
  • Поведенческие данные: история заказов.

Показываем на примере производителя упаковки профиль клиента в B2B.

Информация Клиент 1 Клиент 2 Клиент 3 Описание компании Название MilkaKozha БудьСвеж ЗдравХилл
 
Род деятельности Производство обуви из кожи Выращивание и оптовая продажа овощей Производство лекарств
 
Численность сотрудников 250 1000 2000 Контакты Контактное лицо Игорь Волкова Елена Зайцев Иван Владимирович
 
Номер телефона +7 495 231 20-02 +7 495 231 20-02 +7 495 231 20-02
 
Email igor@rarus.ru elena@rarus.ru ivan@rarus.ru Географические данные Регион присутствия ЦФО ЦФО, СВО ЦФО, ЮФО, ПФО, СФО Поведенческие данные История заказов Короб, size L, картон — 1000 шт.

Пакет, size M, картон, — 1000 шт.
Ящик, size XL, пластик — 10 000 шт.

Ящик, size L, дерево — 6000 шт.

Короб, size L, картон, — 4000 шт.

Короб, size M, картон, — 2000 шт.

Упаковка под зелень, size S, конус — 10 000 шт.
Короб, size L, картон — 10 000 шт.

Короб, size S, картон, — 100 000 шт.

Короб, size M, картон, — 150 000 шт.

Пакет, size M, пленка — 100 000 шт.

Пакет, size L, пленка, — 10 000 шт.

Создайте профиль клиента 360º

1С-Рарус: Система управления лояльностью — это платформа для управления лояльностью клиентов. Она помогает собрать данные о покупателях, составить клиентский профиль и работать с ним.

14 дней бесплатно Логотип

Где и как собирать информацию о клиентах

Первое, с чего начинают сбор информации, — знакомство и последующая идентификация клиента. Чтобы привязать действия человека к конкретному покупателю, нужно сначала его распознать.

Знакомство проводится двумя способами:

  1. Программа лояльности. Покупатель предоставляет личные данные, взамен получает карту клиента и приветственные бонусы. С помощью карты компания отслеживает его дальнейшее поведение.
  2. Личный кабинет на сайте или в мобильном приложении. Пользователь регистрируется в личном кабинете, чтобы делать заказы и отслеживать их статус. По номеру телефона или адресу почты компания фиксирует все заказы клиента.

На этапе знакомства достаточно узнать имя и контакты клиента, чтобы не утомлять его заполнением большой анкеты. Дальше база данных постепенно обогащается из разных источников:

  • Общение с менеджером → поведенческие данные. При живом общении можно узнать о задачах клиента, его потребностях и трудностях, с которыми он сталкивается при покупке.
  • Оформление доставки → география клиента. При оформлении доставки клиент указывает адрес. Также определить географические данные клиента помогают настройки геолокации сайта.
  • Подписка на рассылки компании → интересы клиента. Если у вас сегментированная рассылка, вы можете определить интересы или профессию клиента.
  • Общение с чат-⁠ботом → интересы и проблемы клиента. С помощью чат-⁠бота можно узнать, какие товары или услуги интересуют клиентов и какие проблемы возникают при их использовании.
  • Участие в мероприятиях компании → поведение клиента. На мероприятиях вы можете воочию увидеть своих клиентов, познакомиться с ними в неформальной обстановке.
  • Прохождение опросов → предпочтения и лояльность клиентов. С помощью опросов можно выяснить, какие товары интересны клиентам, или насколько лояльно они настроены к бренду.
  • Анализ соцсетей → дополнительные данные. В соцсетях можно собрать социальный и психологический портрет покупателя: семейный и родительский статус, любимые сообщества, музыка и др.

Ошибки при составлении профиля клиента

  1. Описание клиента без подробностей. Отсутствие деталей превращает профиль клиента в описание целевой аудитории.
  2. Нет обмена данными между системами. Если данные из разных систем не объединены, информация о клиенте просто теряется.
  3. Нет актуализации информации о клиенте. Предпочтения клиента, факторы принятия решения со временем могут измениться, и ваши предложения перестанут быть интересны.

CDP — инструмент для создания клиентского профиля

Создавать профили вручную сложно и долго. Для этого маркетологу придется работать с множеством разных систем, которые не всегда интегрированы друг с другом: с СRM, CMS, программой товарного учета или кассовым решением. При этом информацию нужно постоянно актуализировать.

Работать с клиентскими данными помогает CDP-система. CDP — это платформа, которая автоматически собирает данные из разных источников, объединяет их и постоянно обновляет в режиме реального времени.

Преимущества CDP-⁠платформы:

  • Синхронизация данных. CDP синхронизирует информацию с мобильного приложения, сайта и магазинов, то есть помогает объединить онлайн и офлайн-⁠продажи.
  • Избавление от дубликатов. CDP помогает исключить дубли в клиентской базе и избежать лишних затрат на рассылку нескольких уведомление одному и тому же человеку. Плюсом клиент не завален рекламой, он не раздражается и не отписывается от рассылки.
  • Удобная аналитика. CDP сама обрабатывает информацию и помогает ее анализировать. Точность аналитики растет, а трудозатраты маркетолога — сокращаются.
  • Сегментация аудитории. CDP автоматически делит клиентов на сегменты и поддерживает их актуальность. Это помогает персонализировать работу с клиентами и повышать продажи.
Пример клиентского профиля.
Пример клиентского профиля на платформе «1С-⁠Рарус: Система управления лояльностью».

Нужна CDP для клиентских профилей?

1С-Рарус: Система управления лояльностью — это платформа для автоматизации программы лояльности. Она позволяет собирать данные, сегментировать базу клиентов и повышать продажи.

14 дней бесплатно Логотип