Чат-бот в Телеграм — это роботизированный аккаунт в мессенджере, который запрограммирован на автоматическое совершение действий: продавать товары, развлекать пользователей или искать полезную информацию. Управляется по принципу «вопрос — ответ»: пользователь вводит текстовую команду, бот обрабатывает запрос, находит в своей базе данных подходящий сценарий и отвечает пользователю по скрипту.
В сообщении от бота может быть:
- текст,
- ссылки,
- картинки,
- видео,
- файлы,
- кнопки.
Что умеют Телеграм-боты
Боты в Telegram умеют практически все: продавать, следить за списком задач и даже управлять умным домом. Мы рассмотрим функции, которые полезны для бизнеса: помогают увеличивать лояльность клиентов и повышать продажи.
- Выступать в роли личного кабинета программы лояльности. Боты могут регистрировать новых клиентов в программе лояльности, отображать информацию о балансе бонусов и доступных промокодах.
- Информировать об акциях и новинках товаров. С помощью бота можно делать рассылки актуальной информации, которая необходима пользователям: рассказывать об актуальных акциях магазина, новинках, напоминать о записях на мероприятия или брони столика.
- Собирать отзывы клиентов. Боты могут не только запрашивать стандартную информацию: личные данные и контакты, — но и проводить опросы клиентов, выявлять уровень лояльности или удовлетворенности работой компании.
- Помогать в продажах. Бот может показывать фото товаров с описанием их характеристик. После команды от пользователя бот регистрирует заказ, принимает оплату и оформляет доставку. Информация о заказе автоматически передается в учетную программу.
- Консультировать клиентов 24/7. Бот может круглосуточно отвечать на простые вопросы клиентов. Такая функция помогает уменьшить нагрузку на менеджеров и подключать их только в случае нестандартных запросов. Например, бот подбирает одежду нужного размера, присылает инструкцию для товара, актуализирует остатки на складе, проверяет свободное время для записи к мастеру.
Как создать Телеграм-бота
Выбрать платформу разработки
Есть два способа создать бота: написать код самостоятельно или использовать готовый конструктор на специальной платформе.
Выбор зависит от того, какие функции нужны, как много у вас времени и денег на разработку, умеете ли вы программировать или можете нанять разработчика. Самостоятельная разработка подойдет, когда нужен бот для нестандартных задач.
Платформы с готовыми конструкторами облегчают процесс и удешевляют разработку, но ограничены в функциях. Чтобы запустить бот на сторонней платформе, не надо знать программирование: интерфейс сервиса обычно достаточно простой и содержит необходимый функционал под любые потребности бизнеса: бот-магазин, бот техподдержки или бот для рассылок.
Зарегистрировать бота в мессенджере
- Зарегистрировать рабочий номер в Телеграме. Для регистрации аккаунта подойдет постоянный мобильный или городской номер.
- Написать боту BotFather. В поиск вводим имя бота BotFather. Его название будет с голубой галочкой, которая означает, что бот официально подтвержден мессенджером. Открываем чат с ботом, нажимаем кнопку «Начать» и выбираем команду «/newbot».
- Указать название и имя бота. Для названия бота используем название компании как оно есть. Имя бота, которое будет использоваться как ссылка, пишем латинскими буквами с добавлением «_bot» на конце: ADressFY и ADressFY_bot.
- Получить токен и интегрировать бота с сервисом. В сообщении от BotFather об успешном создании бота будет обозначен его универсальный ключ — токен. Он поможет связать бота с кодом разработки или платформой с конструктором.
- Настроить бота. Далее оформляем бота, прописываем сценарии в коде или конструкторе, настраиваем кнопки и интегрируем его с системами компании. Подробнее расскажем ниже.
В Telegram можно создать максимум 20 ботов для одного номера. Они могут выполнять разные задачи: продавать, консультировать, развлекать пользователей.
Оформить бота
Оформляем бота через BotFather или в конструкторе. Для оформления через BotFather в диалоге с ним пишем /mybots и нажимаем на кнопку «Edit Bot».
Что можно добавить в Телеграм-бот:
- Описание возможностей бота. Описание отображается на стартовом экране под окном «Что умеет этот бот?». В нескольких словах пишем, чем занимается бот: принимает заказы, консультирует 24/7, помогает подобрать кино на вечер или делится рецептами блюд. Описание можно редактировать, если функции бота изменятся. В BotFather описание добавляем по команде «Edit About».
- Описание компании. Описание компании видно в профиле бота. В нескольких предложениях пишем, чем компания может быть полезна: что она продает, какие акции проводит, условия доставки. В BotFather описание вводим по команде «Edit Description».
- Аватар. Его добавляем через кнопку «Edit Botpic». Оптимальный размер — 500x500 пикселей. Изображение должно быть четким и мало весить. Обычно для аватара ботов используют логотип компании, чтобы клиенты сразу понимали, кто им пишет.
Оформление бота удобнее настраивать в конструкторе. В сервисе отображается сразу вся информация в одном окне и не нужно каждый раз переходить к своему боту, чтобы посмотреть изменения.
Настроить кнопки
Часто для общения с ботом клиентам предлагают нажать на кнопки. В кнопки зашивается команда, в ответ на которую бот выполняет определенный алгоритм действий.
Что видит пользователь
Кнопка «Количество бонусных баллов» → нажимает → сообщение от бота «240 баллов».
Что видит бот
Пользователь нажал кнопку «Количество бонусных баллов» → запрос в системы компании → поиск личного кабинета по номеру телефона → переход в личный кабинет пользователя → количество бонусных баллов — 240 → сообщение пользователю «240 баллов».
Кнопки в Telegram бывают двух видов: reply и inline.
- Reply. Эти кнопки отображаются внизу диалогового окна под строкой ввода сообщения. Reply-кнопки считаются более распространенным видом. Они выполняют функцию активации команды, которая заранее прописана в сценарии бота: кнопка «актуальные акции», команда — запрос актуальных акций на 01.04.2023. Результат нажатия на такую кнопку — получение информации от бота в виде обратного сообщения.
- Inline. Inline-кнопки идут сразу под сообщением на экране чата. Такие кнопки могут работать как reply, то есть получать информацию в обратном сообщении, или открывать ссылки и веб-приложение в отдельном окне.
Нужен чат-бот в Telegram?
1С-Рарус: Система управления лояльностью — это платформа для автоматизации программы лояльности. Она позволяет собрать собственный Телеграм-бот, настроить его и перенести программу лояльности в мессенджер.
Протестировать чат-ботПримеры Telegram-ботов
Аптеки «Горздрав»
Бот помогает заказать лекарства, получить помощь консультантов и узнать информацию по бонусной карте.
«Перекресток»
Сеть супермаркетов запустила бота техподдержки. С помощью него клиенты могут оставить отзыв о качестве обслуживания и продуктов, задать интересующие вопросы по продуктам или уточнить детали доставки.
«Спортмастер»
Бот представляет собой виртуального ассистента, который может предоставить консультацию фитнес-эксперта, отобразить данные о заказах, показать полезную и актуальную информацию.
TEZ TOUR
Бот турагентства помогает подобрать тур, следить за ценами и подписаться на спецпредложения.
Как выглядит готовый бот
Как пользователю запустить бота
- Найти бота. Для запуска клиент должен найти бота в поиске по имени или перейти по ссылке из внешнего источника: с поста в соцсетях или по кнопке на сайте.
- Перейти в диалоговое окно. Когда клиент впервые открывает бота, он видит сообщение с описанием возможностей бота и кнопку «Начать» или «Start».
- Нажать кнопку «Начать». Когда клиент нажимает на кнопку, отправляется команда /start и бот начинает свою работу.
Куда может писать бот
- В личные сообщения. Бот может писать только тем людям, которые его запустили. Если пользователь не запускал бота, он не активируется и не будет отправлять сообщения. Клиент всегда может заблокировать бота, поэтому следует внимательнее относиться к контенту.
- В группу. Бота добавляют в группу как обычного пользователя или как администратора. В группе бот может отвечать на простые запросы с его упоминанием или присылать рассылки. Максимальное количество ботов в группе — до 20 штук.
- В канал. В канал бота добавляют только как админа. В роли админа бот может добавить к чужим постам кнопки: реакции в виде эмодзи, ссылки или опросы по теме.
Что может писать бот
- Максимальный размер сообщения — 4096 знаков. Если сообщение содержит вложения — до 1024 знаков.
- Максимальный размер файла до 2 ГБ.
- Оптимальный размер изображения для поста — 1280 пикселей по длинной стороне. Лучше сообщение предварительно протестировать.
- Оптимальные размеры видео для поста — с соотношением сторон 3:2 для горизонтальных видео и 2:3 для вертикальных. Максимальный вес видео, как и у файлов, — до 2 ГБ.
Как настроить видимость сообщений ботом
Если бот будет видеть в группе или в канале все сообщения, то он будет автоматически отвечать на каждое — это не уместно. Если боту ограничить видимость в личных чатах, то он будет пропускать запросы пользователей. Они могут подумать, что бот сломан, и заблокируют его.
За видимость сообщений отвечает Privacy mode. Privacy mode — настройка бота, которая помогает ограничивать или расширять видимость им сообщений. Она включена с самого создания бота.
Если настройка включена, то бот воспринимает только сообщения:
- Упоминания бота.
- Нажатие кнопок.
- Ответы на сообщение бота.
Если настройка выключена — бот видит каждое сообщение в чате. Выключить ее можно с помощью BotFather. Настройку часто отключают для чат-ботов, ботов-магазинов или контент-ботов, чтобы ими воспринимались все сообщения от клиентов.
Бот также видит все сообщения, если он — админ группы. В этом случае необходимо подумать, какие функции прописать боту, чтобы он не был навязчивым собеседником или добавить его как простого участника.
Главное о Телеграм-боте
Телеграм-бот — это аккаунт в мессенджере, который запрограммирован на автоматическое совершение действий: рассылать рекламные сообщения, консультировать по товарам или продавать их.
Бот помогает бизнесу:
- Выступать в роли личного кабинета программы лояльности.
- Информировать об акциях и новинках товаров.
- Собирать отзывы клиентов.
- Продавать.
- Консультировать клиентов 24/7.
Для корректной работы бота необходимо добавить описание, прописать сценарии работы и интегрировать с системами компании. Для этого используют специальные сервисы. В них предусмотрены готовые функции без написания кода.
Все приведенные в статье материалы взяты из открытых источников. Информация действительна на июнь 2023 года. Все упомянутые в статье бренды принадлежат их правообладателям.
Хотите запустить Telegram-бота?
1С-Рарус: Система управления лояльностью — это платформа для автоматизации программы лояльности. Она позволяет быстро запустить чат-бота в Телеграм для повышения лояльности клиентов.
Перейти на страницу сервиса 14 дней бесплатно