В логистике как в сопровождающем бизнесе главная задача — органично включиться в бизнес-цепочки клиентов. Иначе клиентов можно просто потерять.
Михаил Глинников
Современный рынок предъявляет жесткие требования к работе торговых и логистических компаний. Например, при работе с зарубежным партнером задержка автомобиля с грузом более чем на два-три часа может повлечь штрафные санкции. Как компании выстраивают свой логистический бизнес, чтобы полностью соответствовать требованиям клиентов?
Логистика
Логистическая компания «Бразис Логистика» входит в группу «Бразис Групп» и специализируется на предоставлении услуг 3PL, в том числе ответственного хранения, складской обработки и экспедирования грузов любой сложности. Компания имеет собственный складской комплекс класса А площадью 12 тыс. кв. м. на 22 тыс. палето-мест. Склад оснащен современным оборудованием, сейчас завершается строительство второй очереди складского комплекса площадью 7 тыс. кв. м. на 15 тыс. палето-мест. В компании работает около 200 сотрудников.
Василий Коваль |
«До кризиса наблюдался переизбыток логистических услуг, — отмечает Василий Коваль, руководитель ИТ-подразделения компании «Бразис Логистика». — Cейчас на этом рынке остались либо те, кто имеет собственные складские площади, либо те, кто выстроил очень эффективные и привлекательные для клиентов логистические схемы работы».
Главный козырь в конкурентной борьбе на этом рынке — качество обслуживания. «Мы сделали ставку на качество. Чтобы поддерживать его на должном уровне, создан контрольно-ревизионный отдел. — рассказывает Коваль. — Его функции — выявление и устранение ошибок, жесткий контроль за стикеровкой и проверкой товара. Благодаря более тщательному контролю удалось повысить качество обслуживания клиентов на 20%».
Добиться более высокого качества помогает WMS-система. В компании «Бразис Логистик» применяется система управления складом Logistic Vision Suite греческого производителя, которую внедрил его российский партнер — компания Ant Technologies. В настоящее время WMS-система поддерживается и настраивается силами штатных сотрудников «Бразис Логистикс». Общая стоимость проекта составила 5 млн руб. Эти затраты уже окупились.
«WMS-система — незаменимый инструмент в нашей работе, прежде всего благодаря ее гибкости, — поясняет Коваль. — Практически 90% отчетов для наших клиентов мы можем реализовать за один день, силами всего двух наших специалистов».
В настоящее время идет генерация отчетов по запросам клиентов. Есть три самых востребованных отчета, которые готовятся по запросу клиентов на основании данных из WMS-системы: товарный остаток на определенное время, отчет о товаре, который сейчас принимается, и отчет о товаре, который собран для отгрузки.
«Основная трудность в нашей работе (особенно в самом начале сотрудничества с клиентом) — это непонимание заказчиками того, как работает современный склад. — считает Коваль. — Приходилось тратить много усилий, объясняя, показывая на примерах, доказывая на практике, что «по старинке» работать уже нельзя. Надо признать, что многие компании быстро восприняли наши схемы, работать по новой технологии им понравилось, более того, они даже к нам на склад приводили своих клиентов».
Перейти на новые логистические технологии 3PL очень помогли сетевые магазины, которые штрафуют на серьезные суммы поставщиков товара и даже прекращают работу с ними, если обнаруживаются факты, которые могут повлечь серьезные ошибки в работе торговой сети (например, если выявляется несовпадение штрихкодов на один товар).
«Сейчас кризис в логистике, полагаю, преодолен. Оборачиваемость нашего склада за год увеличилась в полтора раза, а рентабельность бизнеса достигла 60%», — рассказывает Коваль. Клиенты постоянно расширяют номенклатуру своего товара, увеличивают оборот. В среднем номенклатура клиента «Бразис Логистикс» составляет 300 наименований, исключение составляют поставщики обуви — у них имеется по несколько тысяч наименований.
В перспективе специалисты «Бразис Логистикс» намерены реализовать систему, которая позволит отслеживать транспорт, приходящий на территорию складского комплекса, и получать о нем исчерпывающую информацию.
Владимир Голованов |
Оптовые закупки и продажи
Предприятие «Оргхим» — биохимический холдинг, один из российских лидеров в области разработки и производства смол и эмульгаторов для производства синтетического каучука, а также по объему добычи и переработки лесохимического сырья.
В состав холдинга входят управляющая компания «Торговый дом» в Нижнем Новгороде и заводы в Воронеже, в городах Урень Нижегородской области и Лесосибирск Красноярского края. Торговый дом реализует продукцию холдинга, а также закупает сырье для предприятий холдинга.
Основная продукция завода в Урене — нефтяные масла и эмульгаторы. Завод в Лесосибирске занимается переработкой скипидара в высокодоходные, уникальные для страны, продукты, а основная продукция воронежского завода — антиоксиданты. Всего в холдинге «Оргхим» работает примерно 700 сотрудников.
«Рост производства составляет 5–7% ежемесячно», — рассказывает Владимир Голованов, руководитель ИТ-службы управляющей компании «Торговый дом «Оргхим». Предприятия холдинга быстро развиваются и выходят на международный уровень, уже более половины продукции поставляется за границу. Чтобы обеспечить развитие бизнеса и, в частности, эффективно выполнять торговые и логистические функции, компании потребовалась современная информационная система.
Для роста и развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры в компании Торговый дом «Оргхим» был создан ЦОД. В ЦОД сосредоточены единые базы данных холдинга, а также центральное телекоммуникационное оборудование, кроме того, создано единое телефонное адресное пространство на базе IP-телефонии. В ЦОД развернуты сервер баз данных, почтовый сервер на базе Microsoft Exchange Server и терминальный сервер на базе продукта Parallels Virtuozzo Containers, позволяющий разместить на одном виртуальном сервере более 50 полноценных удаленных станций.
«Структура холдинга территориально распределенная, предприятия отстоят друг от друга на тысячи километров, а единый центр управления находится в “Торговом доме” в Нижнем Новгороде, — отмечает Голованов. — Обеспечить удаленную поддержку наших заводов удается средствами продукта Radmin, системные администраторы и сотрудники отдела ИТ в оперативном режиме консультируют сотрудников удаленных предприятий по возникающим у них вопросам».
В качестве основы единой информационной системы холдинга применяется система «1С:Управление производственным предприятием 8.2». Реализация бизнес-процессов в этой системе позволила наладить планирование закупок сырья и вести оперативный анализ его качества. Система охватывает все складские подразделения, реализованы поемкостный учет и схема отслеживания качества продукции по всей технологической цепочке для системы менеджмента качества.
Благодаря постоянному контролю средствами ERP-системы за поступлением сырья, поставкой готовой продукции и графиками ее отгрузки, вся картина производственных запасов стала прозрачной. «Система отслеживает, сколько мы можем заказывать сырья с учетом вместимости емкостей. Каждая разновидность продукта хранится в своей емкости, эти емкости представляют собой достаточно дорогие, сложные сооружения, которые проектируются и строятся отдельно, поэтому необходимо их использовать четко и грамотно», — поясняет Владимир Голованов.
Автоматизация логистических бизнес-процессов позволила сократить простои автотранспорта. Практически сразу же после загрузки машины на одном из заводов, у менеджера «Торгового дома» появляется вся информация, чтобы готовить документы для ее отправки и для таможни. Это значительно ускоряет процесс оформления и исключает ошибки. Когда машина подъезжает к «Торговому дому», менеджер уже встречает ее с готовым пакетом документов. В результате простои машин сократились на порядок.
На корпоративном портале в «Торговом доме» ведется отслеживание этих машин. Специалист по логистике из транспортной компании связывается с коллегой в «Торговом доме», они вместе определяют график доставки и назначают определенные машины в зависимости от требуемой спецификации автомобиля (они различны для разных европейских предприятий — партнеров компании).
Большая доля поставки сырья идет железнодорожным транспортом. Оптимизация использования цистерн также решается средствами информационной системы.
«К лету планируется обеспечить выгрузку данных из нашей системы с последующей автоматической загрузкой в информационные системы наших западных клиентов», — рассказывает Голованов. Также планируется дооснащение всех емкостей датчиками, данные с которых будут передаваться в ERP-систему.
Требовательные клиенты
Роман Якушев, руководитель проектов департамента корпоративных проектов компании «1С-Рарус НН», считает, что основная сложность автоматизации торгово-логистических предприятий возникает тогда, когда им приходится работать с западными партнерами.
Как правило, те требуют неукоснительного соблюдения графиков поставки: нарушение их более чем на два-три часа чревато штрафными санкциями, поэтому информационные системы должны учитывать все возможные факторы, которые могут повлиять на логистику.
Сложность автоматизации бизнес-процессов в торгово-логистической деятельности можно существенно снизить, если обеспечить заблаговременное планирование (увязку плана производства с планом отгрузки) и наличие в системе всей необходимой информации по всем торговым и логистическим операциям.
Внедренные решения компании «1С-Рарус» по проекту в ЗАО «ТД Оргхим»
http://www.1c.ru/rus/partners/solutions/solution.jsp?SolutionID=234171
http://www.1c.ru/rus/partners/solutions/solution.jsp?SolutionID=241582
Статья Михаила Глинникова «Точно, удобно и в срок» («Директор информационной службы», №02 за 2011 год) републикуется с разрешения издательства «Открытые системы» (www.osp.ru). Все права сохранены.