Торговля успела выработать достаточно стойкий иммунитет к обещаниям ИТ-компаний. Листая успевшие пожелтеть страницы отраслевых изданий и читая статьи на ИТ-порталах десятилетней давности, то и дело наталкиваешься на хорошо знакомые термины и аббревиатуры. RFID, кассы самообслуживания, магазины будущего… В конце таких статей автор, как правило, делает оптимистичный вывод, что это самое будущее не за горами и наступит уже, скорее всего, в следующем (2005, к примеру) году.
EDI, на первый взгляд, относится к числу таких же «многообещающих, но маловыполняющих» технологий. Однако это не совсем так.
Очередные обещания?
Во-первых, можно привести впечатляющий список работающих в РФ торговых сетей, уже, так или иначе, использующих эту технологию на практике. По словам аналитиков портала Retailer.ru, «системы электронного обмена данными в 2011 г. активно внедряли и развивали такие ритейлеры, как X5 Retail Group, «Атак», «Стройдепо», «Евросеть», МТС, Media-Saturn Russia. На 2012 г. проекты электронного документооборота стоят в плане у «Старика Хоттабыча», «Уютерры», «Обуви России».
Некоторые торговые сети, ведущие EDI-проекты (по состоянию на начало 2011 г.)
Источник: «реал, — Гипермаркет», 2012
Во-вторых, у технологии EDI нет того главного, сдерживающего развитие, скажем, той же RFID-технологии, фактора — неудовлетворительного соотношения цены и качества, делающего сегодня нецелесообразным массовое использование радио-меток в торговых залах. EDI-технология надежна, отработана, предоставляется, как правило, из провайдерского облака по SLA в виде SaaS-сервиса, стоимость которого, в ряде случаев, уже можно сравнить, скажем, со стоимостью отправки обычного SMS-сообщения.
Можно привести ряд примеров, когда отдельные, прогрессивно мыслящие торговые сети берут на себя не только затраты по созданию необходимой им EDI-инфраструктуры, в том числе, бесплатных для пользователей web-порталов для обмена EDI-документами (сообщениями) и пр., но и готовы платить даже за трафик поставщиков, проходящий через EDI-оператора. Справедливо полагая, что со временем вся эта миссионерская деятельность окупится с лихвой за счет того, что обмен электронными документами станет более быстрым, безошибочным, экономически выгодным, и, наконец, попросту, более цивилизованным.
Сегодня уже есть все основания надеяться, что, при благоприятном стечении обстоятельств, не особенно заметный доселе EDI-рынок станет основным драйвером информатизации торговли и смежных с нею отраслей уже в ближайший год. В частности, многие участники EDI-рынка уже давно приготовилась к тому, чтобы помочь обслужить юридически-значимый оборот электронных счетов-фактур. По идее, одни только счета-фактуры могут вызвать экспоненциальный рост обращающихся в EDI-сетях сообщений, хотя сегодня многие эксперты, наученные горьким опытом, и не разделяют подобного рода оптимизм.
Наконец, в отрасли накоплен первоначальный опыт внедрения интересных, «продвинутых» EDI-решений, таких, как, к примеру, практическое использование подходов VMI (Vendor Managed Inventory), что позволит многим поставщикам управлять заказами ритейлера (принимать участие в создании сообщений ORDER для самих себя). Этому, казалось бы, и надо посвятить последнюю статью раздела обзора, посвященному применению EDI в торговле. Что же может помешать реализоваться этому оптимистичному и полному обоснованных надежд сценарию развития событий? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, присмотримся к EDI-отрасли более пристально.
Перечислим поименно
Если посмотреть на список сертифицированных некоммерческим партнерством «Эффективный отклик на запросы потребителей» (ECR-Rus) провайдеров, то первая мысль, которая приходит в голову, заключается в том, что отрасль построена сегодня по некому образу и подобию «большого телекома», где главную роль играют несколько федеральных операторов сотовой связи. Действительно, есть 4-ка основных EDI-провайдеров, обладающих статусом Trusted Partner, есть также и операторы с базовым сертификатом.
Сертифицированные EDI -провайдеры
Источник: ECR-Rus, 2012
На протяжении ряда последних лет провайдеры повышали уровень своей технологической зрелости, снижали цены, цивилизованно конкурировали друг с другом. ECR-Rus выступала все это время в качестве площадки, на которой провайдеры имели возможность выступать, общаться и вырабатывать совместные решения, согласуя их, в частности, со своими основными клиентами — торговыми сетями, исправно заказывающими и оплачивающими их услуги.
Однако, по косвенным признакам, можно предположить, что сегодня EDI-отрасль гораздо больше волнуют не новые интересные технологии и решения, которые продолжает предлагать российским провайдерам ECR-Rus, а несколько другие проблемы. Как это почти всегда бывает, растущий рынок может привлечь внимание игроков покрупнее, чем сами EDI-провайдеры, причем противостоять такому напору ни один из них в одиночку окажется не в состоянии. Попробуем немного порассуждать на эту тему, сослаться на некоторые факты, взятые из открытых источников, а затем привести мнение некоторых провайдеров по этому поводу.
EDI-провайдерам уже угрожали
Справедливости ради, следует заметить, что формирующийся российский EDI-рынок уже сталкивался с конкуренцией из смежных отраслей, одной из которых стала отрасль разработки ПО. Разработчики популярного ПО для ведения бухгалтерии и др. справедливо предположили, что дополнительно поднимут популярность своих решений, если встроят в свои программы готовые EDI-модули. Это позволило бы пользователям устанавливать прямые EDI-соединения безо всяких дополнительных платежей провайдерам.
Однако устанавливать такие прямые соединения, по целому ряду причин, российские клиенты в своей массе не стали. А провайдеры, в свою очередь, снизили цены и подхватили первоначальную идею своих конкурентов. Например, многие EDI-провайдеры предлагают сегодня недорогую интеграцию с бухгалтерией «1С» через дополнительный модуль. Определенную роль сыграло и то обстоятельство, что EDI-провайдер «1С-Сеть» как раз и обеспечивает согласования безоператорского стандарта CML и операторской модели EDI. Уйдя от прямой конкуренции с существующими провайдерами, «1С-Сеть» развивает операторскую модель взаимодействия, сконцентрировавшись на обслуживании заказчиков отраслевых учетных решений «1С-Рарус», в большинстве не являющихся участниками ECR. Хотя тиражные решения «1С-Рарус» для продовольственной розницы занимают значительную часть этого сегмента.
«Стоимость подключения торговой сети на 80 – 90% определяется сложностью функционала ее учетной системы. Цена модуля, позволяющего учетной системе, построенной на базе такого ПО как как «СуперМаг» или 1С, напрямую обмениваться EDI-сообщениями, ориентировочно может составить от 100 тыс. руб. и выше. Если торговая сеть применяет SAP, то на оплату труда специалистов по настройке SAP для работы с EDI придется потратить от 0,2 до 1,5 млн рублей — в зависимости от архитектуры подключения и типов документов. Если та или иная система изначально имеет функционал для работы с EDI, то себестоимость ее подключения обычно ниже», — привел ориентировочные цены из практики Игорь Зеленько, директор обособленного подразделения «Корус Консалтинг СНГ».
Безусловно, со временем, будет нарастать конкуренция с «классическими» операторами электронного документооборота, что, впрочем, должно пойти EDI-провайдером только на пользу, причем многие из них к такой конкуренции уже давно готовы.