От 20% экономии на инфраструктуре, надежность, гибкость и простое масштабирование — преимущества перехода в облачное пространство досконально на практике изучила торговая сеть «Кенгуру». О результатах работы с «1С-Рарус» и о том, как компании работается в отечественной ERP-системе, CNews рассказал ИТ‑директор «Кенгуру» Алексей Чалей.
Снижение рисков и экономия ресурсов
Алексей Чалей:
Практически все: сортировка товаров, перемещение, создание и обработка заказов, ценообразование. Это наша корневая бизнес-система, которую помог нам создать «1С-Рарус». WMS (система управления складом) тоже написана на 1С. За исключением системы лояльности, все процессы так или иначе работают на 1С.
Алексей Чалей:
Наша компания не была готова нести капитальные расходы в несколько миллионов рублей на покупку серверов, их установку и создание собственной инфраструктуры. Вместо этого было принято решение пойти по пути аренды. Весь процесс организации работы в облаке занял 3−4 месяца.
Также нам не пришлось нанимать собственных системных администраторов, которые бы занимались поддержкой инфраструктуры и баз данных 1С. И мы получили возможность быстрого масштабирования ресурсов в пике высокой нагрузки.
Алексей Чалей:
В целом, это больше история про снижение рисков и экономию денег, чем о повышении заработка. Стоимость оплаты облака за 3 года сопоставима со стоимостью собственной инфраструктуры, которую нужно заменять раз в 2 года. Таким образом, мы экономим 20−25%, если работаем в облаке.
Кроме того, мы начали работу по переходу в облако в 2018 году. Так как заметно менялся курс американского доллара, а стоимость аренды инфраструктуры пусть и подорожала, но не вдвое — сэкономленная сумма еще больше.
А еще мы получили доступ к дополнительным продуктам 1С. Например, «1С:Аналитика» хорошо подходит для исследований и дает нам возможность за 150 тыс. рублей реализовать пилотный проект, на организацию которого своими силами мы бы потратили в 10 раз больше и это было бы гораздо затратнее по времени. Нет необходимости рисковать большими суммами для того, чтобы попробовать запустить что-то новое.
Также после перехода в облако SLA повысился с 95% до 99,9%, что является прекрасным показателем доступности сервиса.
Масштабирование одним письмом
Алексей Чалей:
Максимально упростилось масштабирование ресурсов. Мы уже не создаем отдельные базы данных, а работаем внутри существующей. Открытие новых точек делается по заявке одним письмом. Отпала необходимость в проведении большой проектной работы.
С переходом в облако оптимизировались и процессы, связанные с техническим обслуживанием, резервным копированием, мониторингом работы систем.
Алексей Чалей:
Это совместная работа нашего внутреннего подразделения, которое занимается поддержкой баз данных и их передачей, и наших коллег в «1С-Рарус», которые со своей стороны обеспечивают высокий уровень безопасности. Данные защищены шифрованием, VPN и ограничением доступа на уровне IP-адресов в сети.
У 1С нет конкурентов в России
Алексей Чалей:
Если говорить о ERP-системах, то у 1С конкурентов на отечественном рынке практически нет. Конкурентоспособные продукты были у иностранных компаний — SAP, Microsoft Dynamics Axapta. Но они покидают российский рынок.
Второе важное преимущество — большое количество специалистов-разработчиков 1С в России. В отличие от специалистов из других компаний, которых как раз недостаточно, они не задирают цены на свои услуги. То есть можно выйти на рынок, приложить там зарплату чуть выше средней и быстро найти специалиста.
Еще одно преимущество в том, что большинство решений, связанных с адаптацией к новшествам в государственном регулировании, у 1С появляются быстрее всего.
Алексей Чалей:
Сейчас действительно есть много решений разных разработчиков по использованию искусственного интеллекта. У нас есть несколько проектов по генеративным и рекомендательным моделям. Мы пользуемся возможностями TensorFlow, PyTorch, GPT и так далее. Конкурирующие продукты отечественных разработчиков мы пока не тестировали.
На текущий момент технологии ИИ по большей части находятся на стадии разработки и исследований, до промышленной эксплуатации дело еще не дошло. Решения по прогнозированию спроса, ценообразованию и т. п. мы используем давно, но они разработаны нами на более традиционных технологиях и на платформе все того же 1С.
Будущее за ИИ
Алексей Чалей:
Большая часть того, что связано с машинным обучением и ИИ, обеспечивается зарубежными провайдерами. Последний пакет санкций показал нам, что любая система, построенная на иностранном решении, может в один момент рухнуть. Например, у нас было хорошо работающее решение по автоматическому заказу товаров, которого мы внезапно лишились без расторжения договора и юридического обоснования. И такие кейсы есть в истории практически каждой крупной компании. Безусловно, после этого бизнес задумался о том, нужны ли нам эти иностранные подписки? А 1С — это качественный отечественный продукт, к нему есть доверие.
Что касается изменений в ритейле, то на прошедшем в сентябре Retail TECH IT&Innovation Forum основной упор был как раз на использовании искусственного интеллекта. Я считаю, что ИИ, машинное обучение, безусловно, изменят наши бизнес-процессы и будут развиваться. Они экономят время и деньги. Но для того, чтобы ИИ ушел в материальный продакшн и полноценно заработал — понадобятся годы.
Источник публикации: cnews.ru.