Статья будет полезна бухгалтерам, сотрудникам кадровых служб и руководителям.
Организация, находящаяся в простое, выплачивает сотрудникам 2/3 средней заработной платы. В новом выпуске линии консультаций «1С-Рарус» ответим на три вопроса:
- Включается ли время простоя по вине работодателя в стаж, дающий право на отпуск?
- Возможно ли предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска во время простоя?
- Как правильно считать отпускные и средний заработок во время простоя?
Что такое простой?
Под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.
Простой может произойти по нескольким причинам:
- по вине сотрудника;
- по вине работодателя;
- по причинам, не зависящим от работника или работодателя.
В каком размере производить выплаты при простое?
- Простой по вине работодателя: время простоя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника.
- Простой по независящим причинам: время простоя оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя.
Нужно ли во время простоя находиться на рабочем месте?
Статья 107 Трудового кодекса РФ устанавливает, что время простоя не относится к времени отдыха. Следовательно, во время простоя работнику следует оставаться на рабочем месте, если иное не предусмотрено работодателем: сотрудник может не находиться на рабочем месте во время простоя, если работодатель освободил его от такой обязанности.
Включается ли время простоя по вине работодателя в стаж, дающий право на отпуск?
В статье 121 ТК РФ содержится перечень периодов, не входящих в стаж, дающих право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Так, время простоя в этом списке не указывается. Следовательно, простой следует включать в стаж, дающий право на отпуск.
Возможно ли предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска во время простоя?
Поскольку простой, в отличие от отпуска, не относится к времени отдыха, работодатель может предоставить ежегодные основные и дополнительные отпуска сотрудникам, находящимся в простое.
Как правильно считать отпускные и средний заработок во время простоя?
Работодатели должны считать средний заработок за расчетный период.
К нему относятся месяцы (с 1 по 30 (31) число), предшествующие периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
Период простоя и все начисленные за этот период суммы не включаются в расчет среднего заработка.
Резюмируя
- Под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.
- Во время простоя работнику следует оставаться на рабочем месте, если иное не предусмотрено работодателем: сотрудник может не находиться на рабочем месте во время простоя, если работодатель освободил его от такой обязанности.
- Простой следует включать в стаж, дающий право на отпуск.
- Поскольку простой, в отличие от отпуска, не относится к времени отдыха, работодатель может предоставить ежегодные основные и дополнительные отпуска сотрудникам, находящимся в простое.
- Период простоя и все начисленные за этот период суммы не включаются в расчет среднего заработка.
Подписывайтесь на Telegram-канал «ЛК 1С‑Рарус отвечает», чтобы не пропустить новые выпуски.
Ответы ЛК «1С-Рарус»