Российская кооперация № 39 (868), четверг, 2 октября 2014 года
Елена САЛТЫКОВА,
соб. корр., Челябинская область
Есаульское потребительское общество было в числе первых организаций системы Челябинского облпотребсоюза, решивших внедрить новые технологии в своих торговых точках. В этой организации привыкли, прежде чем сделать какой-то шаг, просчитать все расходы и предполагаемые доходы. Так было и с автоматизацией, требовавшей солидных
вложений.
Автоматизация привлекала председателя совета Есаульского потребительского общества Галину Ротатову тем, что она даёт возможность глубокого анализа торговых процессов. Кроме того, автоматизация должна была поставить надёжный заслон недостачам, которые порой доходили до 100–150 тысяч рублей в месяц, подрывая финансовое состояние организации.
Первым всегда сложно, а когда ещё и продавцы боятся работы на компьютере, это ещё более усложняет процесс автоматизации. Именно так и случилось в Есаулке.
— Закупить оборудование и установить его — это полдела, — рассказывает Галина Ротатова, — мы много времени и нервов потеряли во время автоматизации. То результаты многократных ревизий были некорректными, то программа давала сбои, то само оборудование подводило, а специалистов, готовых устранить неполадки, под рукой не оказывалось. Не скрою, что даже покупатели из-за этого от нас уходили. Долго мы регулировали и переход от суммового учёта к количественному, но и с этой очень важной для нас задачей разобрались. Случалось даже, что, несмотря на наличие видеонаблюдения, продавцы, принявшие автоматизацию в штыки, умудрялись навредить… Но отчаиваться в этой ситуации не стоит: всё поправимо, если коллектив правильно настроить и до каждого довести, что обратной дороги нет, что автоматизация сегодня нам нужна как воздух. Я 20 лет билась над устранением недостач, и наконец с введением автоматизации эта давняя проблема решена. Непросто нам, конечно, пришлось, но всё уже позади — сейчас магазин работает нормально.
Нормально — значит полная взаимозаменяемость кадров. Галина Ротатова убеждена, что вся бригада, работающая в автоматизированном магазине, должна быть готова заменить оператора. И с бухгалтерии спрос особый — председатель требует вникать во все процессы в условиях автоматизации.
В коллективе Есаульского потребительского общества считают, что в перспективе автоматизация даст хорошие результаты.
— Вообще в торговле падают объёмы товарооборота. Это всех нас очень беспокоит, — говорит Галина Николаевна. — В 2006, 2007 и 2008 годах у нас наблюдался очень хороший рост показателей, а сейчас идёт падение. И дело здесь не только в конкуренции. Она скорее всего на втором месте в числе причин сокращения объёмов, а на первом — всё же снижение доходов населения, его закредитованность. К такому выводу мы пришли, работая на селе и ежедневно общаясь с нашими покупателями, и мы уверены в правильности своего вывода. Тем не менее даже в этой ситуации не всё безнадёжно. Резервы кроются в оптимизации ассортимента. АВС-анализ должен помочь нам избавиться от неликвидных групп товаров. Большие надежды возлагаем и на оптовые закупки. Когда пойдёт опт, я уверена, что мы обойдём конкурентов. Уже на будущий год, я думаю, доходы у нас возрастут.
Сейчас в Есаульском потребительском обществе готовятся к автоматизации магазина в Ключевке и магазина промышленных товаров. Оборудование уже закуплено и завезено. Идёт процесс его установки в магазинах. Кооператоры убеждены, что автоматизировать новые магазины будет значительно проще, ведь первый, самый сложный этап позади.