Игорь Григоров: «Главная особенность нашей подсистемы — это две ветки планирования, внутренняя и внешняя КС-2»
На вопросы главного редактора IT News Геннадия Белаша отвечает Игорь Григоров, руководитель департамента АС УПП дирекции отраслевых решений автоматизации строительства, управления производственными предприятиями компании «1С-Рарус» (Москва).
Вашим департаментом реализован первый этап проекта по внедрению системы «1С:Управление строительной организацией 2» в компании «СтройТрансНефтеГаз». Что планируется на втором этапе?
Пока согласованных планов нет. На первом этапе проекта автоматизированы бухгалтерский, налоговый учет, казначейство, расчет зарплаты, управление персоналом, снабжение, управление автотранспортом и строительными машинами. Новая система охватила 2 тысячи рабочих мест, объединив работу головной компании, 25 обособленных и 8 дочерних обществ предприятия.
Не страшно было браться за реализацию такого грандиозного проекта?
Нет, не страшно, поскольку у нас уже были внедрения «1С:Управление строительной организацией» в «СтройГазМонтаже» и «ТрансСтройМеханизации».
Система «1С:Управление строительной организацией 2» вышла на рынок в сентябре 2015 года. Что в ней появилось нового для реализации проектов именно в нефтегазовой отрасли?
Программный продукт «1С:ERP Управление строительной организацией 2» подходит для большинства крупных и средних строительных компаний, в том числе и в нефтегазовой сфере. Он реализован на основе решения фирмы «1С» «1С:ERP Управление предприятием 2» и включает в себя весь функционал этой системы.
Отраслевые особенности разработанного нами продукта — это подсистемы «Управление инвестиционной деятельностью в строительстве», «Управление строительным производством», «Управление материально-техническим обеспечением, автоматизация ПБУ-2/2008» (положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» — Г. Б.), интегрированы «1С:Управление автотранспортом для ERP» и «1С:Смета 3», возможность бесшовной интеграции с модулем «Аренда и управление недвижимостью» для «1С:ERP», а также многое другое. Если связать нашу систему с документооборотом, можно увидеть весь массив совместной работы менеджеров предприятия.
В чем особенности вашего продукта?
Интеграция работы всех сотрудников предприятия в едином информационном пространстве — важная фишка продукта. Особенностями подсистем управления строительной организацией являются: создание плана на основе сметы, файла MS Project и графиков прошлых проектов.
Очень полезны оперативный бюджет строительства, готовый настроенный кейс для автоматизации бюджетирования в финансовой службе, а также график поставки материалов, КС-6 с оперативным отражением выполнения работ на объекте через браузер, списание материалов на конкретную работу, план-фактный анализ по стоимости. Главная же фишка подсистемы — две ветки планирования, внутренняя и внешняя КС-2.
А зачем делать две ветки?
Лет десять назад я работал главным бухгалтером строительной организации, выполняя при этом еще и функции финансового директора. Приходилось много общаться с планово-экономическим и производственно-техническим отделами для согласования договора с заказчиком и оплаты счетов поставщиков. Тогда я придумал, как формализовать внутреннюю приемку работ настолько, чтобы по ней можно было платить по счетам, анализировать качество планирования закупок и производства. Эти идеи удалось реализовать в «1С:УСО 2»: в рамках согласованного с заказчиком контракта мы можем делать декомпозицию работ в соответствии с проектом строительства — создается внутренний график производства работ, связанный с графиком заказчика.
Перепланирование работ внутреннего графика не требует согласования с заказчиком и придает организации, на мой взгляд, дополнительную мобильность. Внутренняя приемка работ до сдачи заказчику, оформляемая в системе документами КС-6 и внутренней КС-2, позволяет онлайн проводить реальный план-фактный анализ хода строительства, а после сдачи работ заказчику оценить объем незавершенного производства.
Данные реального выполнения СМР доступны для анализа внутри ERP-системы и дают возможность рассчитаться с подрядчиками и работниками, не дожидаясь актирования работ заказчиком. С другой стороны, внутренняя КС-2 хорошо связана с внешней: достаточно нажать соответствующую кнопку, и из внутренней КС-2 формируется внешняя КС-3. Хочу сказать, что мы добились качественного нормирования расхода стройматериалов: наш расширенный отчет М-29 (унифицированная форма отчета об экономии/перерасходе материалов в соответствии с нормами и фактом исполнения работ. — Г. Б.) стал теперь реально управленческим, как и раньше в СССР.
Что еще полезного для нефтегаза есть в этой системе?
Есть фишка, которая была в редакции «1.3», но в «2.0» она расширилась за счет новых печатных форм. Речь идет о плане потребности в материалах: в новой системе материалы можно заказывать не по комплектовочной ведомости и не по смете, а на конкретный период.
Привязана ли такая возможность заказа к конкретному участку трубопровода, куда эти материалы должны поступить?
Если график производства работ разбит по этапам и один из этапов — конкретное место трубопровода, то, конечно, такая возможность есть. Но строители могут сами решать — делать это в разрезе результатов либо в разрезе видов работ, кому как удобно, однако в любом случае это график, который можно представить в виде диаграммы Ганта.
Насколько точно по срокам на конкретный участок трубопровода поступают заказанные материалы?
У нас есть система управления цепочками поставок — это как раз нововведение «1С:УСО 2»: мы четко видим в отчете, где находятся заказанные материалы.
Есть ли возможность формировать задачи бригаде, выходящей на работу на конкретный участок трубопровода?
В «1С:УСО 2» прораб специальным документом назначает исполнителей на конкретные работы, которые должна выполнить бригада в конкретный день на конкретном участке трубопровода. При этом все пункты документа привязаны к графику.
Итак, в результате реализации первого этапа проекта не сложно отслеживать движение каждой единицы из десятков тысяч наименований товарно-материальных ценностей. За счет чего удалось этого добиться и как все они идентифицируются на пути от завода-изготовителя до трассы строительства?
В системе «1С» есть артикулы и серии, за счет которых легко идентифицировать любой предмет и отследить его нахождение. Есть также возможность привязать предмет к меткам. Так что в нашей системе без проблем отслеживается любое движение товарно-материальных ценностей.
В дальнейшем на базе «1С:УСО 2.0» «СтройТрансНефтеГаз» планирует автоматизировать управление строительным производством. Какова предполагаемая роль вашей компании на этой стадии?
Мы ожидаем, что будут востребованы наши основные продукты и услуги: программные продукты фирмы «1С», проектные работы и услуги по сопровождению систем. Планируем использовать наш программный продукт, но если процессы, алгоритмы и отчеты, которые заложены в нашем решении, потребуют детализации либо корректировки под специфику заказчика, то мы не остановимся на консалтинге и готовы адаптировать структуру базы данных «1С:УСО 2» в рамках проекта заказчика, обучить пользователей и взять систему на поддержку и сопровождение.
Что надо добавить / разработать в «1С:УСО 2», чтобы еще глубже автоматизировать управление строительным производством?
В планах развития этой системы заложена интеграция с решением Renga Software — это визуализация на 3D-модели план-фактного анализа по объемам выполнения работ и финансам.
С какими сложностями пришлось столкнуться при выполнении проекта в «СтройТрансНефтеГазе» и как они были преодолены?
Главная проблема на рынке автоматизации — нехватка специалистов. Наше московское подразделение, которое занимается автоматизацией строительства, насчитывает только 50 человек. При выполнении работ в «СтройТрансНефтеГазе» не припомню технических проблем, которые показались бы нам сложными. Ведь мы работаем на рынке автоматизации строительных компаний с 2003 года, причем не только оцениваем бизнес-процессы заказчика и реализуем их внедрение, но и предлагаем целый ряд своих проектных решений из опыта предыдущих проектов.
Насколько помогает в строительстве трубопровода 3D-моделирование Renga?
У нас пока нет опыта реализации проектов автоматизации строительства трубопроводов с использованием последнего продукта этой компании.
Данные из Renga поступают в «1С:УСО 2»: как из загружаемых 3D-моделей и смет формируется план-график работ?
В «1С:УСО 2» изначально заложен справочник «Конструктивные элементы», и у любого этапа, любого элемента графика есть аналогичный реквизит. Мы уже сейчас в табличном виде можем по конструктивным элементам формировать план-факт по объемам выполнения, финансам и срокам. А если мы интегрируем с Renga, то можем все это видеть на 3D-модели. То есть загружаем из Renga 3D-модель, составляем смету, на основании которой формируется календарный график.
Как в вашей системе отражаются приемка работ от подрядчика и сдача работ заказчику?
Наше решение «1С:Управление строительной организацией 2» документоориентированное, то есть все действия фиксируются документами. Для отражения работ субподрядчиков есть КС-2 субподрядчика. Для расчетов с заказчиком — КС-2 заказчика. Данные документов отражаются в журнале проводок и управленческих регистрах, в которых хранится определенная информация, а затем на основании этого строится отчет для визуализации свода этих данных и отражения приемки работ.
Какими особенностями обладает ваше «1С:УСО 2»?
Система, состоящая из «1С:УСО 2» плюс «1С:Документооборот» и других решений фирмы «1С», дает возможность не только вводить документы и получать отчеты, но и управлять процессами и формировать интегральные панели, индикаторы и отчеты для принятия управленческих решений.
В первую очередь «1С:УСО 2» — это основа для интеграции всех служб строительной организации в одном информационном пространстве. Во вторую очередь «1С:УСО 2» — это основа для создания российских BIM-систем.