1. По оценкам экспертов, еще несколько лет назад специализированное программное обеспечение использовали в своей работе не более 10% отечественных туркомпаний. Какова ситуация сейчас?
Сейчас начался процесс укрупнения туристических компаний, поэтому те агентства, которые раньше не могли себе позволить специализированное программное обеспечение, будут все более активно автоматизировать свою работу.
2. Что, на ваш взгляд, мешает активному развитию автоматизации рынка?
В первую очередь, наверное, небольшие доходы турфирм. А также неготовность или нежелание руководства, плюс консервативность персонала.
3. Новые технологии традиционно наиболее активно внедрялись в столичных турфирмах. Каков сегодня уровень автоматизации операторских и агентских компаний в российских регионах?
В регионах многие компании стали активно заниматься автоматизацией своей работы. В первую очередь это связано с ростом самих турфирм и рынка в целом. Сейчас вопрос автоматизации ставится наравне с вопросом дальнейшего развития фирмы. Многие компании это понимают и уделяют должное внимание внедрению специализированного ПО.
4. Появились ли за последний год принципиально новые технологические решения, связанные с автоматизацией работы турфирм? Какие новинки в этой сфере планирует представить в текущем году ваша компания?
Принципиально новые технологические решения для турфирм появятся в течение этого года и связаны они с новой технологической платформой «1С: Предприятие 8» и специализированной платформы «1С-Рарус» на базе «1С: Предприятие 8», которая позволяет разрабатывать специализированные отраслевые решения.
5. Большинство российских туроператоров предпочитают покупать уже готовое программное обеспечение, при необходимости адаптируя его под свои потребности. В каких случаях компании выгодно заказывать разработку программы автоматизации «с нуля»?
Если ни одно из существующих решений не подходит компании или автоматизирует максимум 30% их бизнес-процессов, остается только один вариант - заказывать разработку программы «с нуля». Но, скажем, разработку на основе «1С: Предприятие 7.7 или 8» нельзя назвать таковой на 100%. В типовых решениях многие возможности уже есть, их необходимо только адаптировать под конкретные пожелания заказчика.
6. По прогнозам специалистов, в ближайшие годы в результате «эффекта масштаба» стоимость услуг технологических компаний существенно снизится. Будет ли деятельность фирм-разработчиков ПО коммерчески выгодной?
Стоимость услуг вряд ли снизится, если рынок будет развиваться дальше. Успешная деятельность фирм-разработчиков ПО зависит от многих факторов. Думаю, что даже при снижении стоимости программ или услуг, но при увеличении количества заказов прибыль все равно будет.
7. Отличаются ли требования российских и иностранных турфирм к программам автоматизации? Смогут ли российские разработчики ПО в обозримом будущем выйти на мировой рынок и начать предлагать свой продукт за рубежом?
Уже сейчас российские разработчики ПО вышли на мировой рынок и активно предлагают свои продукты за рубежом. Так, система «1С: Предприятие 8» интересна зарубежным компаниям, которые планируют выход на российский рынок или уже вышли на него. Возможности гибкой настройки и многоязычный интерфейс системы позволят работать компании с офисами в разных странах.
Евгений Докучаев,
руководитель отдела автоматизации туристических предприятий «1С-Рарус»