Что сегодня понимается под термином «автоматизация управления предприятием»? Какой круг задач решается при этом (учет, управление ресурсами, управление документами, управление проектами и пр.)?
С нашей точки зрения очевидно, что каждая компания решает сама, что понимать термин «автоматизация управления предприятием», несмотря на то, что давно выработаны общепринятые понятия этого термина. Для небольших компаний — это оперативный учет их основного вида деятельности с набором отчетности по заданным характеристикам. Для более крупных компаний — комплексная система, которая охватывает ресурсы компании: их учет, анализ, планирование. В последнее время бизнес укрупняется, расширяется география его присутствия. В связи с этим становятся актуальными вопросы управления распределенными бизнес-единицами и подчинению их общему процессу и стратегии развития компании.
Что можно сказать о задачах управления предприятием применительно к различным секторам рынка? (коммерческие и государственные организации, малые-средние-большие компании, различные вертикальные отрасли)?
В зависимости от сектора рынка автоматизация имеет как схожие черты, так и выраженную специфику. Например, практически на всех предприятиях востребовано финансовое планирование. Но если для государственных структур важно соблюдение бюджета, выделенных на целевые статьи затрат (именно это они понимают под автоматизацией управления предприятием), то коммерческие организации прежде всего делают упор на расчет прибыли, определение и минимизация состава затрат, которые составляют себестоимость продукции или услуги.
По-видимому, сегодня можно говорить о том, что этап «первичной» автоматизации (когда реальной ИТ-инфраструктуры ранее просто не было) предприятий уже завершен? (Или не завершен?) Как решаются сегодня задачи модернизации уже действующих информационных систем, как решаются задачи использования унаследованных решений? Как вы решаете вопросы интеграции с другими программными компонентами систем?
Да, в большинстве компаний России, работающих более десяти лет на рынке, этап создания ИТ-структуры (программно-аппаратного комплекса различных поставщиков и производителей) можно считать завершенным. Следующим этапом выступает модернизации созданной IT-структуры. Многие компании давно выработали корпоративные стандарты и требования к IT-структуре, и нам очень приятно, что 80% (данные независимых источников) российских компаний используют программное обеспечение фирмы «1С». Важно, что при переходе с одной версии программы фирмы «1С» на другую существует инструменты переноса данных, и не возникает проблем переноса или обмена данных. А вопросы взаимодействия с другими системами решаются индивидуально. Платформа «1С» имеет все необходимые технические средства для обмена информацией с внешними приложениями.
Что вы можете сказать о задачах автоматизации управления предприятием в технологическом плане? (реализация распределенных систем, использования Web, мобильных технологий, промышленных базовых платформ, СУБД)?
Современная автоматизация управления предприятием подразумевает наличие или как минимум возможность интеграции всех упомянутых сервисов. Так, система «1С:Предприятие 8.0» имеет в своей основе ряд технологических механизмов, присутствие которых позволяет максимально просто и быстро автоматизировать различные технические варианты ее использования, например, механизм распределенных информационных баз, предназначенный для создания территориально распределенных систем; WEB-доступ к информационной базе «1С:Предприятие», терминальный доступ, мобильный доступ к данным через КПК и прочее.
Что бы вы посоветовали компаниям-заказчикам при выборе продуктов, технологий, исполнителей ИТ-проектов?
Продукты, технологии и исполнители взаимосвязаны, все это компоненты внедрения автоматизированного учета в бизнес-процессы предприятия. Прежде всего они должны зарекомендовать себя и соответствовать рыночному уровню соотношения цены и качества. Кроме того, заказчику стоит учитывать квалификацию сотрудников ИТ-компании, производственные мощности выбираемой компании, наличие реализованных проектов в области, представляющей интерес для клиента.
Решение должно обеспечивать те задачи автоматизации, которые ставит руководство компании. Заказчик, должен определиться с контуром автоматизации, выделить бюджет, организовать конкурс и выбрать из большого числа предложений достойного партнера, способного оказать помощь в решении очерченного круга задач.