Расстояние между Москвой и регионами измеряется не километрами, а годами. Работающие в регионах бизнесмены полагают, что в среднем по России оно составляет два года. В те восемь городов, где компания «Элекам» торгует бытовой электроникой и компьютерной техникой, бум потребительского кредитования тоже пришел с двухлетним опозданием. И бизнес компании получил дополнительное ускорение: за последние полтора года сеть «Элекама» выросла с четырех до восьми магазинов, до конца этого года откроется еще десять торговых точек.
Однако форы у регионалов нет: московские розничные сети, торгующие электроникой, активно строят в регионах собственные магазины. Конкурировать с москвичами непросто, в том числе в сфере автоматизации бизнеса. Зато местные ритейлеры более свободны в выборе программных продуктов: соображения престижа не довлеют над ними, так что переплачивать за брэнд нет никакой необходимости. «Для тех, кто считает свои деньги, разрекламированность информационной системы не имеет никакого значения», — утверждает исполнительный директор холдинга «Элекам» Владимир Микрюков. Считать деньги он умеет хорошо, поскольку занимает в компании также пост финансового директора. Очень долго ему в этом помогала отечественная программа «1С: Предприятие 7.7» и «самописка», с помощью которой велся учет торговых операций.
«Тянуть с выбором мы больше не могли»
До «семерки» 1С компания использовала предыдущие версии этой же программы. Как только возможности версий исчерпывались, их обновляли. Признаки исчерпания «семерки» проявились очень резко после открытия новых магазинов. Скачкообразно вырос объем данных — и отчеты стали формироваться значительно медленнее. Серьезно тормозилась передача данных о продажах из магазинов в центральный офис. Этот процесс начинался каждый вечер после закрытия касс и завершался незадолго до рассвета. После этого информация полуавтоматическим способом сводилась в единую базу, из которой
«На самом же деле полную информацию о том, что творится в компании, я получал только через месяц, — признается исполнительный директор. — Вместо того чтобы реагировать на оперативную информацию, мне оставалось лишь пассивно констатировать то, что уже давно произошло». Кроме того, большую сумятицу в учет вносили «товары в пути», которые в процессе передвижения со склада в магазин вообще не числились ни в одной из баз данных. Стало ясно, что дальнейший рост продаж и появление новых торговых точек рано или поздно приведет к информационному коллапсу: наступит момент, когда для получения и перекачки данных не хватит суток.
Эти риски в «Элекаме» осознали давно. Еще осенью 2003 года Владимир Микрюков впервые отправился в Москву на выставку «Софтул» с намерением выбрать новую
В поле его зрения попал, в частности, один импортный продукт. Но исполнительный директор пришел к выводу, что использовать западную систему на «Элекаме» нет никакой возможности. «Зарубежная система потребовала бы ломки наших бизнес-процессов, — объясняет он. — А 1С — это универсальная платформа, настраиваемая под нужды компании. Ее возможности ограничены только фантазией пользователей». К тому же российская программа была существенно дешевле (с учетом затрат на внедрение). К тому времени начальник ОИТ «Элекама» с головой погрузился в изучение нового релиза 1С. Правда, от участия в принятии решения он всячески уклонялся. «Видя предстоящий объем работ, он опасался брать на себя такую ответственность, — вспоминает Владимир Микрюков. — Компания у нас не маленькая, а подобные проекты очень капиталоемки. Но я уже сам чувствовал, что тянуть с выбором дальше нельзя, и принял решение — внедрять «восьмерку».
Скучное внедрение
Сначала возникла идея внедрять новую версию 1С своими силами —
Проект, который, по его словам, «был очень спокойным, даже слегка скучным», начался с экспресс-обследования компании, по результатам которого было написано техническое задание. Была создана новая схема организации информационных потоков и баз данных. Она устраняла существовавшее ранее дублирование при вводе информации. Много времени потратили на разработку нового управленческого плана счетов, модернизацию структуры статей затрат и обновление методики отражения торговых операций в управленческом учете. Помимо торговли система должна была автоматизировать сервисное направление «Элекама», работу входящего в холдинг центра технического обслуживания контрольно-кассовых машин и управление персоналом.
Поскольку у розничных торговцев «декабрь год кормит», приступать к воплощению плана внедрения в жизнь в последние недели года не стали. Проект стартовал 31 января 2005 года. На базе типовых конфигураций двух пакетов «восьмерки» московские консультанты начали разработку программных модулей с учетом выработанной ранее методологии управленческого и оперативного учета. Непосредственное программирование началось в апреле 2005 года и продолжалось до октября. Конструированием решили особо не увлекаться и от типовой конфигурации без особой необходимости сильно не отклоняться. «Иначе, — поясняет исполнительный директор, — это затруднило бы дальнейшее сопровождение и обновление программы». Но торговый модуль, в котором формируются данные по оперативному учету,
Телефон вместо джойстика
В конце 2005 года началась опытная эксплуатация информационной системы. Основные силы были брошены на обучение будущих пользователей. Наступили тяжелые времена для начальника отдела ИТ «Элекама».
Перевод системы в промышленную эксплуатацию происходил очень быстро («но очень напряженно, работали круглосуточно, у всех волосы дыбом стояли»). Подключение одного объекта происходило за один день. Команда айтишников приезжала вечером в магазин, снимала данные из старой базы данных и переносила их в новую базу. Утром приходили менеджеры из центрального офиса и помогали пользователям начать работу с «восьмеркой» по заранее подготовленным инструкциям. «Азам работы с новой системы удавалось обучить за один день», — хвалится исполнительный директор. Оказалось, что обучение пользователей идет гораздо быстрее, если им занимаются не сторонние консультанты, а коллеги. В роли учителей выступали специалисты экономического отдела «Элекама».
Хотя интерфейсы «семерки» и «восьмерки» «1С: Предприятия» практически не отличаются, в восьмой версии гораздо больше опций. Это нередко вызывало растерянность пользователей. «В «семерке» был стандартный отчет о продажах, который формировался нажатием одной кнопки, — приводит пример Владимир Микрюков. — В «восьмерке» тот же самый отчет имеет огромное количество разновидностей, отличающихся выбранным разрезом: направлениями бизнеса, категориями товаров, магазинами и другими параметрами». В компании до сих пор регулярно проводятся курсы, на которых пользователей обучают эффективной настройке отчетов.
Другим источником проблем и курьезов стала излишняя демократия в отношении раздачи пользователям прав работы в системе. В компании навсегда запомнили случай, когда
Следующим шагом Владимир Микрюков наметил внедрение модуля «Бюджетирование». Но сначала он хочет досконально изучить этот вопрос теоретически, с этой целью даже поступил в Школу финансового директора при Академии народного хозяйства. Об итогах внедрения новой системы, на его взгляд, говорить пока рано, но самый важный результат уже получен: «Мы открываем новые магазины, старая программа не позволила бы это делать с такой легкостью». Кроме того, с появлением «восьмерки» менеджеры получили в распоряжении гораздо больше отчетов, а время их подготовки сократилось до одной минуты. Передача информации в единую базу данных, ранее занимавшая не менее 8 часов, теперь длится не больше 15 минут. Доволен и начальник отдела ИТ: говорят, он снова взялся за джойстик. Но, судя по амбициям его начальника, ненадолго.