Компания «Глобус–Телеком» была образована группой российских телекоммуникационных компаний при активном участии Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации в 2000 году.
В настоящее время «Глобус–Телеком» обеспечивает связью органы государственной власти Российской Федерации федерального и регионального уровня, в том числе Администрацию Президента, Дом Правительства, Совет Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Высший арбитражный суд РФ и другие органы власти. Клиентами компании являются также российские предприятия «Лукойл», «Норильский никель», «Сургутнефтегаз», «Нестле», «Суал», «Пермские моторы» и ряд других.
Компания «Глобус–Телеком» предоставляет своим клиентам все виды услуг голосовой связи, включая услуги по предоплаченным картам и услуги FMC (интегрированной фиксированной и мобильной связи), широкополосный доступ к сетям передачи данных и телематических служб, в том числе к сети Интернет и ряд других услуг. Также компания занимается проектированием телекоммуникационных сетей, поставкой оборудования и решений «под ключ». При этом некоторые виды оборудования могут быть предоставлены в аренду. Широкий спектр деятельности компании значительно усложняет ведение бухгалтерского учета.
Система автоматизации
Требования к системе автоматизации были сформулированы руководством компании исходя из объема хозяйственных операций, необходимости в получении оперативной информации о состоянии взаиморасчетов и хозяйственных средств предприятия, а также потребности в усилении контроля за сохранностью материальных и денежных средств и целесообразностью их расходования.
Исходя из сформулированных требований в первую очередь было решено автоматизировать ведение бухгалтерского учета и деятельность отделов по работе с клиентами.
После анализа предложения на рынке программного обеспечения руководство «Глобус–Телеком» летом 2004 года приняло решение о приобретении специализированного продукта для телекоммуникационных компаний — типового решения «1С-Рарус: Оператор услуг связи». Данный программный продукт является дополнением к типовой конфигурации «1С:Бухгалтерия 7.7» системы программ «1С:Предприятие 7.7».
Выбор программы для автоматизации был обусловлен несколькими обстоятельствами. Прежде всего, конфигурация «1С-Рарус: Оператор услуг связи» является готовым решением, с широкими возможностями анализа всех участков учета для целей управления и контроля, которое, как оказалось, можно интегрировать с применяемым в компании программно-аппаратным комплексом. Большое значение имели также высокая функциональность программы, достаточная скорость работы, простота в освоении и постоянная поддержка разработчиком.
Проект автоматизации выполнялся поэтапно. На этапе экспресс-обследования предприятия были выполнены оценки текущего состояния бухгалтерского учета и степени его автоматизации, а также описаны схемы бизнес-процессов. Также были разработаны методические рекомендации по формированию учетной политики, по организации бумажного и электронного документооборота. Была составлена план-схема организации бухгалтерского и финансового учета, обмена данными и получения сводной отчетности. В результате экспресс-обследования также был определен перечень необходимых работ.
На следующем этапе было автоматизировано ведение бухгалтерского учета компании. С учетом особенностей деятельности заказчика на дополнительных субсчетах организован учет взаиморасчетов для отражения реализации по различным видам деятельности. Также в системе реализован учет основных средств на складе. При оформлении операции выдачи основных средств в эксплуатацию им автоматически присваиваются инвентарные номера. В системе предусмотрено оформление операций по созданию основных средств в виде комплектов из нескольких товарно-материальных единиц. Реализован учет основных средств, изготовленных собственными производственными подразделениями компании.
Копания «Глобус–Телеком» оказывает услуги по договорам и по картам экспресс-оплаты. В системе автоматизировано оформление операций по поступлению и реализации пластиковых карт экспресс-оплаты, а также по реализации услуг связи по картам. Поступление карт регистрируется с помощью документа «Поступление материалов». Реализация карт отражается с использование документа «Передача материалов на ответственное хранение». Данный документ может быть заполнен данными как вручную, так и автоматически, с помощью загрузки данных из системы биллинга. Реализация услуги связи по карте отражается с помощью документа «Оказание услуги», загруженного из системы биллинга. Документ содержит данные о карте, об оказанных услугах (3, 12 часов связи по цене 0,6 условных единиц за час) и при регистрации формирует бухгалтерские проводки. Для услуг, оказанных по договорам, из системы биллинга могут быть загружены данные об оказанных услугах в разрезе договоров.
В системе автоматизирован учет взаиморасчетов с контрагентами, в том числе с национальным оператором дальней связи Российской Федерации «Ростелеком». Ведется учет начисленных агентских вознаграждений в разрезе услуг, а также учет исходящих и входящих авансовых платежей, производится автоматический зачет аванса. В результате пользователь получает информацию о взаиморасчетах с юридическими лицами, о доходах в разрезе видов деятельности, о взаиморасчетах с агентами и принципалами.
Участок расчета заработной платы, а также кадровый учет компании автоматизированы с помощью программы «1С:Зарплата и Кадры». Данный участок характеризуется сложной организационной структурой компании, разнообразием используемых графиков работы и видов оплат. Организован обмен данными между программой «1С:Зарплата и Кадры» с информационной базой бухгалтерии.
Для получения информации, необходимой для управления компанией, в системе предусмотрены соответствующие отчеты, сформированных на основе данных бухгалтерского учета. С помощью отчета «Свод по счетам», например, можно получить информацию о счетах и об их оплате в разрезе контрагентов. Данные о неоплаченных и частично оплаченных счетах в разрезе контрагентов и договоров представлены в отчете «История платежей по неавансовым счетам». В отчете «Доходы по объектам» содержится информация о видах доходов компании в разрезе объектов связи. Также с помощью отчетов можно получить данные о динамике дебиторской задолженности, движении денежных средств на расчетных счетах, сформировать перечень предприятий-дебиторов. В процессе автоматизации компании было проведено обучение пользователей.
Результаты
В результате проделанной работы были улучшены схемы бизнес-процессов компании, автоматизированы наиболее критичные участки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, реализован обмен данными между отдельными участками.
В настоящее время в обмене данными участвуют три системы. Это система внутреннего документооборота (собственная разработка информационно-технической службы «Глобус-Телеком»), ITC — биллинговая система и «1С-Рарус: Оператор услуг связи».
Реализация проекта автоматизации позволила руководству компании «Глобус–Телеком» вывести управление предприятием на качественно новый уровень, существенно ускорить выполнение рутинных операций, свести воедино разрозненные источники деловой информации и сделать работу предприятия более прозрачной и удобной.
Дальнейшие планы сотрудничества компаний «Глобус–Телеком» и «1С-Рарус» предусматривают сопровождение автоматизированной системы, дальнейшую автоматизацию подсистемы учета товарно-материальных ценностей и подсистемы кредиторской задолженности. Запланировано также создание Web-интерфейса, с помощью которого менеджеры по работе с клиентами смогут получать оперативную информацию, находясь, не только в офисе, но и вне его.
Конфигурация «1С-Рарус: Оператор услуг связи» получила от фирмы «1С» сертификат «Совместимо! Система программ 1С:Предприятие».