Компания Sunrise является в России одним из ведущих поставщиков компьютерного оборудования, выпускаемого под собственным брэндом, а также комплектующих. В настоящее время компании принадлежит сеть из 25 филиалов во всех крупных городах России. В августе 2004 года «Sunrise» открыла в Москве новый специализированный магазин компьютерной, цифровой и Hi-Fi техники, который расположился на территории Торгового центра «Динамо-Станколит». Гипермаркет «Санрайз-ПРО» занимает более 2 000 квадратных метров, включает в себя 2-хэтажный высокотехнологичный склад и торговый зал, в котором находятся терминалы, кассовые узлы, информационная стойка консультантов. Формат магазина — сочетание технологий cash&carry и Интернет-магазина.
Еще перед началом строительства крупного магазина в Москве руководство центра «Санрайз-ПРО» приняло решение о создании эффективной системы автоматизации бизнес-процессов. Эксперты компании провели исследование рынка IT-технологий, в результате которого было принято решение в качестве ядра информационной системы использовать программный продукт «1С:Предприятие 8.0. Управление торговлей». Разработчиком заказной информационной системы была выбрана компания «1С-Рарус» (1С:Франчайзи, Москва).
Использование функциональных возможностей новой технологической платформы «1С:Предприятие 8.0» позволило создать уникальную информационную систему, рассчитанную на высокую нагрузку: по планам владельцев центра «Санрайз-ПРО», ежедневно магазин будет обслуживать более 2 000 покупателей, с оформлением 12 000-15 000 документов в день. Автоматизированная система включающая на настоящее время 134 рабочих места, с перспективной расширения до 200 мест, обеспечивает высокоэффективное ведение розничных продаж компьютерной техники и комплектующих. В единую информационную систему «1С:Предприятие 8.0» включены рабочие места: директора гипермаркета «Санрайз-ПРО», 10 менеджеров-консультантов, 10 кассиров, 1 бухгалтера, 16 кладовщиков, 96 терминалов покупателей.
Для покупателей создан специализированный web-сайт, с механизмами доступа к базе данных «1С:Предприятие 8.0» (справочник товаров). Через web-интерфейс покупатель формирует заказ, при этом по каждому товару предоставляется информация с описанием и изображением продукции, актуальные остатки и резервы. Взаимосвязь web-интерфейса с серверами «1С:Предприятие 8.0» и SQL осуществляется средствами ASP.net, через пул COM-соединений. Отметим, что терминалы покупателей построены на специализированных компьютерах, комплектация которых состоит из жидкокристаллического монитора, процессора с установленной сетевой картой и не включает в себя винчестер или другие устройства хранения информации. Терминалы используют платформу Unix, работают под управлением операционной системы Linux. Из программного обеспечения на компьютерах установлен только Интернет-браузер. Для управления терминалами задействованы манипуляторы типа «тач-пэд», которые полностью заменяют стандартные клавиатуру и мышь.
Разработана система идентификации покупателей с использованием бесконтактных смарт-карт, сделанных по технологии Philips Mifare. Механизм работы смарт-карты предназначен для строгой идентификации клиента и обеспечивает надежную защиту от различных случаев мошенничества, связанных с подделкой чеков и других документов. Карта программируется в момент обработки заказа кассиром, при помощи ридера смарт-карт производства фирмы Rosan.
В блок закупки товаров встроена синхронизация с другими офисами компании «Sunrise». Поступление товаров оформляется в 3 этапа:
- Загрузка электронных товарных накладных из центральной оптовой базы Sunrise.
- Сверка печатной накладной с электронным документом при доставке товара из оптовой базы.
- Складирование товара на складе, размещение продукции по складским секциям.
Приход товара и сканирование серийных номеров осуществляется с помощью радиосканеров Cipher 1160 Bluetooth, имеющих область покрытия более 30 метров.
Схема реализации товаров, заложенная в систему, «заточена» под специфику розничных продаж гипермаркета «Санрайз-ПРО» и оформляется цепочкой следующих действий:
- Формирование заказа покупателя через web-интерфейс.
- Прием оплаты от покупателя, программирование смарт-карты на выдачу товаров.
- Распределение заказа на подбор по складским зонам.
- Подбор товаров по зонам склада.
- Сборка заказов в зоне выдачи, при этом информация о собранных заказах высвечивается на табло в холле магазина.
- Формирование, печать и проведение накладной на выдачу, оформление гарантийного талона, сканирование серийных номеров продуктов.
- Проверка смарт-карты на получение заказа.
- Выдача товаров.
По результатам тестирования и рабочей эксплуатации системы процесс оплаты и получения товара покупателем занимает 7-10 минут, что обеспечивает высокую пропускную способность компьютерного гипермаркета.
В информационной системе созданы специализированные интерфейсы для персонала гипермаркета «Санрайз-ПРО», это позволило разграничить права сотрудников и сделать работу более удобной. Созданы интерфейсы Кассира, Кладовщика, Сборщика заказов, Выдачи заказов. Также реализовано несколько интерфейсов, дополняющих основные интерфейсы системы, таких, как интерфейс операционной кассы и «Табло готовности заказов». Интерфейс «Табло готовности заказов» служит для отображения последних собранных, но еще не выданных заказов. В качестве идентификатора заказа на табло отображается номер смарт-карты, выданной покупателю при оплате заказа.
Дополнительно в системе настроен блок «Обмен», который обеспечивает следующие функции:
- Загрузка каталога товаров в систему «1С:Предприятие 8.0 Управление торговлей» из сторонней SQL-базы данных средствами ADO, либо из файлов XML.
- Выгрузка подтверждения приходов товаров в стороннюю систему: данные выгружаются из информационной системы путем репликации SQL-баз.
- Выгрузка отчетов о продажах в розничных ценах для их последующей загрузки в стороннюю систему путем репликации SQL-баз.
Предусмотрена также возможность синхронизации каталога товаров и документов через файлы формата XML.
Система «1С:Предприятие 8.0 Управление торговлей» содержит крупный блок отчетов. Помимо типовых отчетов в «Санрайз-ПРО» используются нестандартные отчеты по мониторингу розничных продаж и времени подбора товаров.
В целях упрощения операций, производимых пользователями, настроен служебный запуск системы «1С:Предприятия 8.0» — «Робот», периодически совершающий определенные действия без помощи пользователя. «Робот» выполняет следующие функции:
- Автоматическое снятие резерва с заказов, которые не оплачены более определенного интервала времени.
- Периодическое обновление каталога, загрузка приходных накладных и выгрузка отчетов о продажах.
Дополнительно разработан блок «Сервис», представляющий функционал для обеспечения приема бракованного товара или товара в ремонт, выдачи денег покупателю по товару, который не удалось отгрузить.
Система адаптирована к работе со следующим торговым оборудованием: фискальные регистраторы Штрих ФР-Ф, сканеры штрих-кодов Metrologic MS 5145 Eclipse, Cipher 1160 Bluetooth, табло покупателя DSP 851, денежные ящики CashLuxe 420, детекторы подлинности валюты PRO-12LPM, счетчики банкнот PRO-90A, считыватели смарт-карт Rosan.
В планах сотрудничества компаний «1С-Рарус» и «Санрайз-ПРО» — запуск в рабочую эксплуатацию схемы работы под заказ (для привилегированных клиентов), настройка управленческого блока (финансовый анализ и планирование) и сопровождение созданной информационной системы.