Официальное открытие сети центров мобильной связи «Связной», принадлежащей торговой компании «Максус», состоялось 23 апреля 2002 г. В настоящее время розничная сеть «Связной» насчитывает 274 центра в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Казани. В сети центров представлены большой ассортимент сотовых телефонов и аксессуаров, стационарные телефоны и факсы, карты экспресс-оплаты, IP-телефонии и доступа в Интернет, центры подключают абонентов к сотовым операторам. В центрах также предоставляются такие дополнительные услуги, как обмен старых телефонов на новые с доплатой, прием платежей в режиме on-line и др.
Для повышения эффективности работы сети и увеличения пропускной способности каждого салона руководство компании «Максус» приняло решение о внедрении системы автоматизации, поддерживающей продажи товаров и услуг и отражающей специфику работы салона связи.
Программное обеспечение для данной цели должно отвечать ряду требований. Требовалось автоматизировать в сжатые сроки несколько сот магазинов, поэтому решение должно быть тиражным. Программный продукт должен содержать все необходимые функциональные возможности и в то же время быть максимально простым в эксплуатации. В системе должна быть также предусмотрена возможность дополнительных настроек в соответствии со спецификой розничной торговли мобильными средствами связи, сопутствующими товарами, услугами и другими аналогичными продуктами.
После исследования различных технологий, предлагаемых на рынке программных средств для автоматизации, IT-подразделение компании выбрало решение «1С-Рарус: Магазин» компании «1С-Рарус» (1С:Франчайзи, г. Москва), разработанное на платформе «1С:Предприятие 7.7».
Типовое решение «1С-Рарус: Магазин» предназначено для автоматизации торговых процессов и оперативного учета розничных торговых предприятий. Решение может быть использовано как небольшими и средними магазинами (торговые павильоны, мини-маркеты, локальные торговые точки сетей магазинов), так и крупными магазинами (торговые дома, универмаги). Важными особенностями продукта являются простота использования и возможность адаптации под требования заказчика. Решение позволяет организовать эффективный оперативный учет торговых операций, управлять широким спектром торгового оборудования, создавать автоматизированные рабочие места кассиров и формировать всю необходимую отчетность. В настоящее время данный программный продукт эксплуатируется более чем на 250 предприятиях розничной торговли.
Совместная работа компаний «Максус» и «1С-Рарус» по внедрению в сети центров мобильной связи «Связной» программного продукта «1С-Рарус: Магазин», созданного на основе компоненты «Оперативный учет» системы программ «1С:Предприятие», началась в феврале 2004 г. Вначале была разработана стратегия по созданию единой для всех торговых точек системы автоматизации, которая предусматривала пилотный запуск системы в двух торговых точках на первом этапе, опытную эксплуатацию в 25 московских салонах на втором этапе и широкомасштабное внедрение системы во всех существующих, а также во вновь открывающихся торговых точках на третьем этапе.
В рамках проекта по автоматизации специалистам компании «1С-Рарус» требовалось дополнить типовое решение функциональными возможностями для автоматического оформления платежей абонентов в режиме on-line, для организации специализированной дисконтной системы, для учета контрактов и SIM-карт. Эта задача была успешно решена в кратчайший срок.
По плану 2 апреля 2004 г. новая система была установлена в двух центрах «Связной», расположенных в Москве. После трехнедельной успешной эксплуатации в данных центрах в соответствии со вторым этапом в течение двух дней программное обеспечение было установлено в 25 салонах, расположенных в нескольких районах Москвы. Следует отметить, что перед запуском системы специалисты компании «1С-Рарус» тщательно проработали методику обучения сотрудников салонов, а также подготовили специальное методическое пособие, рассчитанное на сотрудников данной сети. Кроме того, инструкторы Школы по подготовке персонала сети «Связной» провели занятия по обучению продавцов работе с программным продуктом, и это позволило им уверенно пользоваться программой «1С-Рарус: Магазин».
В результате автоматизации в салонах произошло сокращение количества операций с вводом данных вручную, что позволило уменьшить вероятность ошибки оператора практически до нуля. В результате увеличения скорости принятия платежей в 30 раз также повысился общий уровень обслуживания клиентов. Изменились содержание и количество операций при оформлении платежа клиента за SIM-карту, а также процедура активации платежа. До автоматизации клиент заполнял бланк, после чего оператор проверял правильность заполнения. После этого он принимал от клиента денежные средства и вводил информацию о платеже в компьютер. Активация платежа выполнялась вручную через Интернет или с помощью отправки сообщения по электронной почте в центральный офис. После автоматизации необходимость в заполнении бланка клиентом исчезла. Оператор сразу вводит данные о платеже в компьютер. После этого на экране выполняются проверка правильности ввода данных и формирование счета клиенту. Затем в автоматическом режиме производится активация платежа, после чего от клиента принимаются денежные средства.
В 2004 г. компания «Максус» планирует открывать 15 новых центров мобильной связи «Связной» ежемесячно. Всего к концу 2004 г. появится более 180 новых торговых точек, 160 из которых — в регионах России. Все открывающиеся точки будут оперативно оснащены торговым оборудованием и программным решением «1С-Рарус: Магазин» на платформе «1С:Предприятие».