Частые изменения в законодательной сфере, в системе ведения бухгалтерского и налогового учёта создают напряженность, порождают сбои в управлении и бизнесе. Как помочь руководителям и работникам этой ситуации?
Новая информационно-аналитическая система «Консалтинг. Стандарт», представляемая компанией «1С-Рарус», способствует оперативному и комплексному решению вопросов, связанных с получением необходимой информации для ведения учета и предпринимательской деятельности. Несложная в освоении, системы может быть изучена на специализированных семинарах, проводимых компанией, и полезна руководителям, юристам и аудиторам предприятий разного профиля.
Динамика изменений законодательства и системы бухгалтерского учёта создает значительные сложности в работе руководителей фирм, бухгалтеров и индивидуальных предпринимателей. Такая ситуация порождает материальные издержки, конфликты в производственных отношениях, сбои в управлении организациями и их функционировании. Поэтому для оперативного и комплексного решения вопросов, связанных с предпринимательской деятельностью, фирма «1C» совместно с фирмой «ИНФОРАС» разработала новый программный продукт — информационно-аналитическую систему «Консалтинг. Стандарт».
ИАС «Консалтинг. Стандарт» предоставляет пользователю (руководителю, бухгалтеру, юристу, аудитору) готовое решение в виде справки по следующим аспектам:
- собственно справка (решение по конкретному вопросу, подготовленное специалистами-разработчиками; всего система содержит более 4000 справок);
- юридические документы (подборка юридических документов на интересующую тему);
- аналитика (комментарии и рекомендации юристов, бухгалтеров, аудиторов и арбитражная практика);
- бухгалтерский учёт (описание проводок с комментариями и подборкой ссылок на юридическую базу и соответствующие формы документов по данной хозяйственной операции);
- формы документов (актуальные формы документов).
Поиск решения, организованный по принципу «от интересующей темы, а не от юридического документа», делает систему «Консалтинг. Стандарт» приближенной к естественной схеме формулирования вопроса, а значит, более понятной, более удобной по форме общения пользователя с компьютером. Обновление юридической базы и соответствующих документов и справок (аналитика, бухучёт, налогообложение) осуществляется разработчиками ежемесячно и выпускается в виде отдельного компакт-диска, на котором также содержится правовая база «Гарант».
Такой комплексный и методически продуманный подход является преимуществом и отличительной особенностью данной ИАС.
Теперь рассмотрим работу системы на конкретном примере. Предположим, что на фирме решается вопрос об аренде дополнительных помещений и нужно подготовиться к решению этой задачи.
Рис. 1. Исходное окно системы
Из исходного окна системы (рис. 1) получим доступ к поисковой системе «Консалтинг. Стандарт». С помощью панели управления активизируем поисковую систему и укажем в строке «Найти» ключевую фразу, в данном случае — «договор аренды». Фильтры «Искать в тексте» и «Искать в заголовках» помогут корректно сформировать список документов. Далее нажмём кнопку «Показать список». В результате из различных тематических разделов мы получим список из 135 документов (рис. 2).
Рис. 2. Список полученных по запросу документов
Теперь вы можете отсортировать полученный список и выбрать интересующий вас тематический раздел, например, «Договор аренды (общие положения)». В левой половине окна будет показан иерархический список документов раздела «Договор аренды (общие положения)», а в правой — соответствующая справка (рис. 3).
Рис. 3. Справка темы «Договор аренды (общие положения)»
Полученный иерархический список позволяет оперативно просматривать любые справки выбранного раздела.
Справка по данному вопросу содержит:
- лаконичные определения по этой тематике;
- ссылки на термины данного вопроса (арендодатель, арендатор, собственность);
- ссылки на нормативные документы (конкретные статьи ГК РФ);
- ссылки на конкретные виды аренды (прокат, аренда транспортных средств, аренда зданий и сооружений, аренда предприятий, финансовая аренда);
- ссылку на общие положения о договоре.
Поработаем с полученной в правой половине окна справкой. Если воспользоваться ссылкой на ключевое слово «арендатор», система в развитие темы выведет окно с новой справкой, раскрывающей ключевые определения темы (рис. 4).
Рис. 4. Ссылка на ключевое слово «арендатор»
Отобранный системой материал позволит ознакомиться с правами и обязанностями арендатора и арендодателя, рассмотреть условия изменения и расторжения договора аренды и общие положения о сторонах договора. Таким образом, вы имеете возможность оперативно и всесторонне изучить вопрос, не отходя от компьютера.
Практически в каждом окне вы встретите гиперссылки для оперативного доступа к информации темы. Окно на рис. 4 наглядно это демонстрирует: здесь также есть гиперссылки на ключевые термины темы и нормативную базу (в данном случае — ГК РФ). Используя логические переходы по гиперссылкам, можно оперативно сделать подборку документов различного содержания. «Консалтинг. Стандарт» также предоставляет собственный сервис: найденную информацию можно «подшивать», создавать закладки, осуществлять двунаправленный поиск внутри документов, распечатывать полностью и фрагментами и т.д. После непродолжительной практики вы сможете легко ориентироваться в системе.
Теперь обратим внимание на закладки внизу окна, изображенного на рис. 3: документы, налоги, учёт, образцы документов. Дело в том, что система выдает информацию по вашему запросу комплексно, т.е. показывает её в разных аспектах: предоставляет для работы нормативную базу, описывает, как и какие налоги следует платить, объясняет, как в данном случае правильно вести бухгалтерский учёт, сделает подборку необходимых документов (все они загружаются из системы «Консалтинг. Стандарт» в офисные программы-обработчики MS Word или MS Excel). Если вопрос спорный, то будет предоставлена дополнительная информация из арбитражной практики. Таким образом, комплексный подход экономит время, силы, деньги и нервы сотрудников.
Воспользуемся закладкой «Документы». Окно примет вид, показанный на рис. 5. Здесь мы имеем ссылки на нормативную базу и судебную практику данного вопроса.
Рис. 5. Закладка «Документы»
Гиперссылка на Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ откроет окно с текстом федерального закона. Таким образом, вы сможете быстро сделать нужную подборку документов, которые актуальны по теме данного вопроса, а не просто имеют к нему какое-либо отношение.
Далее воспользуемся закладкой «Налоги» и рассмотрим полученный результат в окне на рис. 6. Перед нами находятся ссылки по налогообложению, каждая из них предоставит подробное разъяснение и тексты соответствующих статей НК РФ, ГК РФ, приказов и писем МНС России и т.п.
Рис. 6. Окно, раскрывающее тематику налогообложения
Закладка «Учёт» откроет окно доступа к информации по бухгалтерскому учёту, в котором можно открыть конкретный вариант учета, например: «Предоставлены работы, оказаны услуги, передано имущество в аренду. Счет-фактура и оплата в рублях. Предоплата» (Рис. 7). Теперь у вас есть возможность получить общее описание всех проводок и подробное описание каждой из них с указанием необходимых документов и гиперссылками на нормативные документы.
Рис. 7. Подробная инструкция по бухгалтерским проводкам
Нам осталось рассмотреть закладку «Образцы документов», исходное окно которой показано на рис. 8.
Рис. 8. Образцы документов
Здесь мы получаем в электронном виде подробное описание документа, в нашем случае это «Договор аренды», с гиперссылками на ключевые моменты, по одной из которых рассматриваемый документ можно передать на обработку (загрузить) в MS Word (см. самую верхнюю гиперссылку окна на рис. 8). Остается заполнить полученный бланк в MS Word и вывести его на печать — документ готов.
Итак, мы получили в результате поиска по тематике «договор аренды»:
- подборку из 135 документов, освещающих данную тему (рис. 2),
- разъяснения ключевых моментов темы (рис. 3),
- тематически связанную расширенную справку (рис. 4),
- доступ к нормативной базе и судебной практике (рис. 5),
- консультации по налогообложению (рис. 6),
- бухгалтерский учёт (рис. 7),
- готовые формы актуальных документов (рис. 8).
Таким образом, используя «Консалтинг. Стандарт», вы оперативно получаете комплексную информацию по конкретному вопросу по следующим аспектам:
- нормативная база;
- арбитражная практика;
- налогообложение;
- бухгалтерский учёт;
- комплект готовых бланков актуальных документов.
Как показывает опыт компании «1С-Рарус», имеющей статус «1С: Дистрибьютора» и «1С:Франчайзи» фирмы «1С», система «Консалтинг. Стандарт» позволяет быстрее разобраться в законодательстве, регламентирующем деятельность компании, быстрее наладить бухгалтерский учет, своевременно получать необходимую информацию по интересующему пользователя вопросу.