1С:Проект года
Проект года Global CIO
Ситуация до внедрения, информация о компании
Хлебокомбинат «ПЕКО» — хлебопекарное предприятие, оснащенное современным производственным оборудованием.
В производстве участвуют 3 цеха:
- хлебобулочный (белый, черный хлеб, мелкоштучные изделия);
- кондитерский (торты, пирожные, тарты и другие изделия);
- цех восточных сладостей (рахат-лукум, халва, печенье и т. д.).
Продукция хлебокомбината поставляется в розничные магазины, доступна онлайн-доставка. Ассортимент предприятия составляет 600 хлебобулочных и кондитерских изделий, батончиков и восточных сладостей. Ежегодно ХБК «ПЕКО» занимает призовые места в рейтинге хлебозаводов и хлебопекарен Москвы.
На момент старта проекта на хлебокомбинате отсутствовала полноценная система оперативного учета и было много ручного труда. Также предыдущая информационная система не предоставляла руководству хлебозавода аналитическую отчетность в необходимых разрезах. Показатели работы предприятия приходилось собирать вручную, возникал риск неточных расчетов и сложности с формированием документации на выпуск продукции, был затруднен расчет полной производственной себестоимости продукции.
«Предыдущая система не показывала нам, растут или снижаются издержки по конкретным статьям. Учет шел котловым методом, и не было аналитики по подразделениям, единицам, номенклатурам, номенклатурным группам. Сложно было определить, по каким точно параметрам происходит списание сырья, накладные расходы не распределялись в соответствии с ресурсными спецификациями. Разнообразие ассортимента и увеличение загрузки производственных площадей обязывали нас контролировать себестоимость продукции. Ранее мы были как в потемках, теперь мы можем разворачивать отчеты попозиционно, принимать решения вплоть до вывода нерентабельных позиций, тщательно анализировать контрагентов и торговые точки. На основании детального анализа полученных цифр мы строим управленческие отчеты для руководства и акционеров».
Уникальность и инновационность проекта
Новая информационная система создана на основе связки решений на платформе «1С:Предприятие 8»:
- Значительный объем документов оперативного контура потребовал принятия решения о выделении бухгалтерского и налогового учета, а также учета затрат и расчета себестоимости в отдельную информационную базу «1С:Предприятие 8. ERP Управление предприятием 2», интегрированную с общей учетной системой. Осуществлен переход на версию 2.5.7.288 для обеспечения формирования бухгалтерской и налоговой отчетности согласно установленным законодательством регламентам и срокам.
- Кадровый учет, расчет зарплаты, подбор и анализа кадров, формирование отчетности вынесены в отдельную систему «1С:Зарплата и управление персоналом КОРП». Выполнена интеграция с общей учетной базой, что позволяет оперативно обмениваться информацией о начислениях и выплатах заработной платы. Появилась возможность отдельного обновления базы чтобы вести учет в соответствии с частыми изменениями зарплатного законодательства.
- Автомобильный парк хлебокомбината насчитывает 15 собственных автомобилей и более 150 единиц наемного транспорта. Для повышения эффективности перевозок, обеспечения учета путевых листов по водителям, количественно-суммового учета прихода и расхода ГСМ внедрен модуль «1C:Управление автотранспортом для 1С:ERP».
- Проведен анализ нагрузки на базу данных, хлебокомбинату «ПЕКО» даны рекомендации по правилам настройки серверного пространства, размещения баз, требуемых мощностей с целью ускорения производительности учетных систем.
Результаты проекта
- На 20% ускорена обработка заказов благодаря созданию единого оперативного контура для взаимодействия подразделений завода. В одной системе объединены бизнес-процессы предприятия: загрузка заявок от торговых точек, трансляция заказов на производство, передача на реализацию и возврат товара.
- Процент брака сокращен до 1%, до реализации проекта показатели доходили до 2-3%. Система фиксирует производственный брак в момент выпуска готовой продукции, и экспедиционный брак в случае возвратов от водителей. Появилась возможность контролировать, находить причины и снижать эти показатели.
- На 40% ускорено получения управленческой и регламентированной отчетности. Обеспечено автоматизированное формирование декларации по НДС, по налогу на прибыль, бухгалтерской отчетности. Сверка данных показала отсутствие отклонения баланса по счетам учета в «1С:ERP» от показателей сданной бухгалтерской отчетности в налоговые органы.
- Разработана и реализована схема переноса в систему данных договоров лизинга производственного оборудования согласно новой методике ФСБУ 25/2018 «Учет аренды».
- Выполнен переход на онлайн-взаиморасчеты с контрагентами. Модифицированы текущие нетиповые отчеты по дебиторской и кредиторской задолженности с учетом нового порядка расчетов.
- Усилен контроль за расходом ГСМ. Ручной неточный расчет списания топлива заменил удобный калькулятор с алгоритмами, разработанными в соответствии с рекомендациями Министерства транспорта. Автоматизирована выписка путевых и маршрутных листов, обмен данными между системами упрощает взаимодействие транспортного отдела и бухгалтерии.
- Получена возможность оперативного расчета маржинальности каждого вида продукции для формирования рентабельной ассортиментной матрицы.
- Повысилась точность и прозрачность ежемесячного расчета себестоимости 600 товарных позиций ассортимента хлебокомбината. Настроено гибкое управление издержками в производстве и продажах для оптимизации себестоимости выпускаемой продукции.
Экономический эффект от внедрения (%)
- сокращение трудозатрат в подразделениях: 30%;
- ускорение получения управленческой отчетности: 40%;
- ускорение получения регламентированной отчетности: 40%;
- ускорение обработки заказов: 20%;
- снижение объемов материальных запасов: 10%;
- сокращение производственных издержек: 15%;
- рост производительности труда в производстве: 10%;
- снижение производственного брака: 50%.
«Для поддержания стабильного спроса на нашу продукцию и адаптации предприятия к меняющимся рыночным условиям нам требовалось сделать прозрачными все этапы производства. Созданная экосистема 1С дает нам всю необходимую информацию для анализа показателей работы и последующих действий. В ближайших планах — цифровизация документооборота с проектной командой „1С-Рарус“».
Архитектура решения и масштаб проекта
Подразделения хлебокомбината работают в единой связке. Менеджеры выгружают заказы из внешней базы приема заказов в оперативный контур, далее формируется заказ на производство, содержащий информацию, сколько необходимо произвести изделий. По мере готовности продукция перемещается на экспедицию, на основании заказов выписываются документы реализации, логисты готовят маршруты доставки. Оперативный контур интегрирован с бухгалтерским, и блоками управления автотранспортом и расчета заработной платы.
В рамках проекта автоматизировано 350 рабочих мест:
- 1С:Предприятие 8. ERP Управление предприятием 2 — 175;
- 1С:Управление автотранспортом. Модуль для 1С:ERP — 5;
- 1С:Зарплата и управление персоналом 8 КОРП — 170.