1С:Проект года
Проект года Global CIO
Автомобильный завод «Урал» — российский производитель грузовых автомобилей. Расположен в городе Миассе Челябинской области.
Основан по решению Государственного комитета обороны СССР. До 1991 года являлся государственным предприятием в составе Министерства автомобильной промышленности СССР. В 2001 году был полностью приватизирован и вошел в состав машиностроительного холдинга «РусПромАвто».
Завод выпускает бортовые грузовики, вахтовые автобусы, седельные тягачи и т. п.
В 1994 году на базе российского завода «УралАЗ» совместно с итальянским автоконцерном «IVECO» было основано российско‑итальянское предприятие тяжелых грузовиков «Ивеко‑УралАЗ» (впоследствии «Ивеко‑АМТ»), выпускающего самосвалы, седельные тягачи, лесовозы, сортиментовозы и шасси по лицензии Iveco.
В 2019 году АЗ УРАЛ вошел в состав новой «Объединенной машиностроительной группы» (ОМГ).
История сотрудничества
Сотрудничество «1С‑Рарус» с заводом «Урал» началось в январе 2019 года.
Началом совместной работы стало подписание договора на реализацию проектов комплексной цифровой трансформации на платформе «1С:Предприятие 8». В контур автоматизации вошли бухгалтерский и налоговый учет, расчет заработной платы, конвейерное производство, планирование, документооборот, бюджетирование.
Дорожная карта проектов успешно выполнена в феврале 2021 года.
Совместная работа «Урал» и «1С‑Рарус» продолжается в рамках договора развития и сопровождения программного комплекса.
Последовательность проектов:
- Проект внедрения программного модуля «1С:Зарплата и управление персоналом 3.1 КОРП» (1С: ЗУП КОРП). За 8 месяцев проектной командой создана система управления персоналом для 6 тысяч сотрудников завода. Переход с сильно кастомизированной ЗУП 2.5 группы ГАЗ.
- Проект внедрения «1С:ERP Управление предприятием 2» в части бухгалтерского и налогового учета. Переход с сильно кастомизированной УПП группы ГАЗ на типовую ERP. Отказ от ИТ‑сервисов группы ГАЗ.
- Проект документооборота на базе «1С:Документооборот КОРП».
- Проект управления конвейерным производством, планированием на 1С:ERP. Отказ от западной ERP‑системы.
Итоги цифровой трансформации:
- Создана единая инфраструктура на базе «1С:ERP Управление предприятием 2», интегрированная с «1С:Зарплата и управление персоналом ред. 3.1» и «1С:Документооборот КОРП».
- 100 % договоров из 1С:ERP согласуются в 1С:ДО с использованием бизнес‑процессов.
- Финансовый результат рассчитывается в срок. Закрытие месяца по регламентированному учету проходит не позднее 5 числа месяца, следующего за текущим, ко второму месяцу промышленной эксплуатации.
- Обеспечено ведение раздельного учета ГОЗ.
- Создана мастер‑программа для ведения НСИ на базе 1С:ERP.
- Реализовано ежемесячное позаказное формирование плана изготовления автомобилей и запчастей.
- Реализовано ежедневное планирование, управление и формирование жесткой закладки конвейера на 5 дней с помощью АРМ «Управление закладкой».
- Реализовано адресное списание узлов и агрегатов на автомобиль, которая дает точность отнесения расходов и прослеживаемость главных узлов автомобиля.
- Розничный заказ клиента формируется в интернет‑магазине с интегрированием в 1C:ERP.
Автоматизированное управление персоналом для 6 тысяч сотрудников автозавода «Урал» на базе «1С:Зарплата и управление персоналом КОРП»
Цели проекта
- Оптимизировать и регламентировать документооборот по процессам расчета заработной платы и кадрового учета с учетом требований законодательства РФ.
- Снизить стоимость поддержки информационной системы за счет автоматического формирования регламентированной отчетности.
Уникальность проекта
Запуск в промышленную эксплуатацию новой системы выполнен в условиях ограниченного доступа к исторической системе с помощью разработанной концепции переноса начальных остатков и оборотных данных с начала года. Для переноса остатков по отпускам был разработан нетривиальный алгоритм разбора и загрузки данных по всем сотрудникам. Учтены как основные, так и дополнительные отпуска. Такая концепция загрузки начальных остатков позволила сформировать корректную отчетность уже с начала года. Разработана новая методика начисления премии, значительно ускорившая процесс согласования и начисления премии для шести тысяч сотрудников. В исторической системе расчёт премии производился на основании показателей из внешних систем и после ряда согласований часто получался субъективным.
Описание проекта
В ходе проекта реализованы задачи:
- Разработан реестр функциональных требований к системе кадрового учета и расчета заработной платы. Требования включают решения управленческих задач с достаточным уровнем аналитики.
- Разработана концепция переноса начальных данных и шаблоны загрузки в целевую систему. Документ описывает подходы к загрузке исторических данных для корректной работы системы в будущем.
- Проведено обучение пользователей системы и специалистов разработки с целью дальнейшего развития и сопровождения информационной системы.
- Оказана методологическая и техническая поддержка пользователей всех этапах внедрения системы.
Проект реализован по проектной технологии Agile.
Характеристики проекта
Масштаб проекта |
|
Внедренные программные продукты: Сложность реалиазации:
|
Экономический эффект от внедрения |
|
|
Оптимальность трудозатрат и эффективность внедрения |
|
|
Комплексная цифровая система и автоматизация конвейерного производства на автозаводе «Урал»
Цели проекта
-
Разработать условия для перевода действующих бизнес‑процессов с западного ПО на российское с улучшениями в процессах создания рабочей модели по циклу от конструкторской и технологической документации описания нового автомобиля до передачи продукции по заявке клиента:
- Планирование производства годовое — трехмесячное недельное, в т. ч. в интеграции с заказами клиента из CRM; план закупок; производственная логистика, реализация фактического списания материалов, ПКИ и агрегатов под автомобиль.
- Автоматизация закладки для сборки на главном конвейере, пооперационный учет.
- Полномасштабное внедрение на платформе «1С:ERP Управление предприятием» всего спектра производственных бизнес‑процессов — инструментальное и литейное производство, управление качеством, отчетность — РСБУ, МСФО, налоговый, управленческий, консолидация, интеграция с учетными системами, действующими на предприятии — 1С:ЗУП, ЭДО, 1С:Документооборот, CRM, SRM, в 1С:ERP Управление предприятием 2.
- Обеспечить раздельный учет по Государственному оборонному заказу и сократить время на подготовку отчетности по ГОЗ.
- Оптимизировать стоимость владения ИТ и минимизировать риски непрерывности и отказоустойчивости.
Задачи проекта
- Адаптировать информационную систему и интеграцию конфигураций 1С:ERP, 1С:ДО КОРП, 1С:ЗУП КОРП для работы в единой системе управления.
- Максимально сохранить типовой функционал конфигурации для последующего самостоятельного обновления целевой информационной программы сотрудниками заказчика.
- Подготовить пользователей и сотрудников ИТ отдела заказчика к работе с новой программой, чтобы снизить издержки на привлечение подрядчика во время промышленной эксплуатации.
- Настроить и подготовить информационную программу для отказа от «1С:Управление производством предприятия» и «1С:Зарплата и управление предприятием 2.5». Формировать закрытие месяца по регламентированному учету не позднее 5 числа месяца, следующего за текущим, к последнему месяцу окончания промышленной эксплуатации.
- Автоматизировать формирование отчетности в соответствии с требованиями ГОЗ.
- Увеличить точность расчета себестоимости за счет адресного списания узлов, составляющих не менее 95% себестоимости автомобиля.
Ситуация до внедрения
В 2019 году автозавод «Урал вошел в состав «Объединенной машиностроительной группы» (ОМГ), которая реализует амбициозные цели с помощью «сквозных» цифровых технологий. После изменения структуры холдинга возникла потребность в кратчайшие сроки создать собственную целевую архитектуру и ИТ‑ландшафт на основе существующего ПО.
В качестве информационных программ управления предприятием использовались «1С:Управление производством предприятия», «1С:Зарплата и управление персоналом 2.5» и другие сторонние продукты. После выхода из группы компаний планировался отказ от программ на платформе «1С:Предприятие», которые находились обслуживании. Поддержка использовавшихся сторонних программ вендором на территории РФ не реализуется. Развитие программы проводилось сотрудниками АЗ «Урал», которые поддерживали и дорабатывали продукт. Поиск и обучение новых сотрудников для работы — процесс постоянный по следующим причинам:
- Сложность производственного учета.
- Обилие интеграционных механизмов между программами на платформах.
- Множество сопутствующих программ, созданных сотрудниками.
- Сложность позаказного планирования конвейерного производства.
- Потребность в получении информации о детальной себестоимости выпускаемой продукции.
- Потребность в точном соответствии установленного на автомобиль узла в учете и по факту.
В целях формализации и дальнейшей автоматизации собственных бизнес-процессов предприятие решило внедрить единую программу управления предприятием, предоставляющую способность интегрировать бизнес‑процессы на платформе «1С:Предприятие 8».
Предпосылки проекта
- Переход с зарубежных систем устаревших версий на российский комплекс для снижения санкционных рисков.
- Необходимость сокращения времени на подготовку к производству новых изделий, поддержания целостности и актуальности данных о произведенных изделиях за счет перевода в «цифровое пространство» моделей изделия и бизнес-процессов проектирования/изготовления.
- Создание единого информационного пространства между предприятиями Бизнеса для обеспечения единых бизнес-процессов от заявки покупателя до продажи автомобиля, в т. ч. с использованием механизмов бесшовной интеграции между программными компонентами.
- Создание единой платформы для реализации всех бизнес-процессов предприятия.
Уникальность и инновационность проекта
Для успешной реализации проекта и получения быстрых результатов, проект разделили на этапы:
- Отказ от исторических систем «1С:Управление производственным предприятием», «1С:Зарплата и управление персоналом 2.5» и переход на учет в 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 3, 1С:ERP Управление предприятием, 1С:Документооборот КОРП.
- Подготовка регламентированной отчетности и расчет себестоимости в 1С:ERP Управление предприятием.
- Планирование производства на конвейере и автоматизация производственной логистики в 1С:ERP Управление предприятием. Отказ от западной системы.
- Внедрение производственного планирования за счет интегрирования 1С:ERP:Управление предприятием и CAD системы.
- Внедрение бюджетирования на базе «1С:ERP Управление предприятием» и «1С:Управление холдингом».
Проект реализуется при поддержке Российского фонда развития информационных технологий.
Проект комплексной автоматизации на базе «1С:ERP» объединил в едином цифровом решении процессы управления заводом начиная от годового, месячного планирования и формирования закладки на конвейере, до выполнения учетных операций и заканчивая бухгалтерским учетом и отчетностью. В результате создана информационная платформа для развития предприятия на годы вперед.
Завод впервые с момента создания получил многоэтапный расчет фактической себестоимости для 40 производственных подразделений со следующими условиями:
- Одни и те же статьи затрат могут содержатся в базах распределения. Например, для выпускающих и обрабатывающих цехов.
- Для конкретных заказов или даже конкретных цехов устанавливаются лимиты отнесения затрат.
- Расчет себестоимости сначала проводится внутри каждого цеха. Цех ежемесячно отчитывается по затратам и движению НЗП. После этого из полученных затрат отдельных цехов собирается полная себестоимость продукции.
В результате цеха начали управлять уровнем запасом материалов, полуфабрикатов, комплектующих и готовой продукциеи в цеховых кладовых, что оптимизировало НЗП и положительно сказалось на финансовом результате.
Автоматизировано конвейерное производство. Реализована приспособленная к изменениям спроса, в том числе отказов клиентов, программа планирования ежедневной закладки автомобилей.
- Разработан АРМ «Управления закладкой» — из типовой документации «План производства» на 5 дней пользователю предоставляют управлять очередью заказов: менять очередь, добавлять делали, удалять автомобиль с производства. АРМ допускает изменения в планах без открытия отдельной документации «Заказы на производство» и «Этапы». С помощью АРМ пользователю доступно открытие заказов не только на сборку автомобилей, но и на подсборку узлов (кабина, силовой агрегат (мотор) и пр.). АРМ помогает в создании «Задания на производство» основных узлов: рама, мост, раздаточная коробка, при этом не используется типовой Заказ на производство, что допускает внесение изменений «безболезненно» и быстро.
- Разработан АРМ «Номерных узлов». АРМ связан с АРМ «Управления закладкой», который показывает перечень узлов с привязкой к сборочным постам, моделям и ВИН-коду автомобиля. После установки узла на автомобиль в процессе сборки оператор в АРМ «Номерных узлов» отражает номерную информацию. Программа подставляет узел с серийным номером на конкретный автомобиль. В результате сборки узлов с серийными номерами программа допускает получения себестоимости автомобиля. Если на производстве заменить узел, который ставится по спецификации, АРМ подскажет, что номер принадлежит другому автомобильному узлу — удостоверившись в правильности выбора, программа автоматически произведет замену и в расходах и в поддержке.
- Разработан АРМ «Автоматическое списание ТМЦ». В АРМ ежедневно фиксируются материалы, ПКИ, узлы используемые для производства продукции с учетом введенных ресурсных спецификаций и разрешений на замену в текущем периоде. Все данные по использованным материалам накапливаются в течении дня. Каждую ночь вся информация по использованным материалам с учетом корректировок переносится в документы Этап производства и Производство без заказов. В случае наличия отрицательных остатков каждый диспетчер в АРМ видит их перечень, который необходимо отработать в течении следующего дня.
- Автоматизировано планирование и исполнение МТР. Для выполнения плана выпуска автомобилей задействованные цеха должны сформировать распорядительные ведомости по потребностям, с информацией о количестве, сроках поставки, изготовления и доставки в цеховые кладовые комплектующих и полуфабрикатов, входящих в состав конечного изделия. Утвержденные распорядительные ведомости служат основанием для открытия заказов и формирования выпуска вспомогательными цехами. Состав одной модификации производимого автомобиля включает 25 000 деталей и комплектующих, создаваемые детали обрабатываются в 40 цехах. Ежемесячно открывается 4 000 заказов только в цехах, отгружающих готовую продукцию заказчику.
Автомобильный завод «Урал» получил грант государственной программы целевого финансирования по проекту «Комплексное решение „Цифровой Урал“. От западного ПО к отечественному».
При выполнении проекта в автомобильном заводе «Урал» существенный объем работ выполнен собственной ИТ‑службой заказчика.
Характеристики проекта
Архитектура решения и масштаб проекта |
|
Сложность проекта заключалась в отказе от сильно кастомизированного ПО «1С:Управление производственным предприятием 8». Ввод НСИ выполнялся в нескольких программах. В качестве мастер‑программ для учета НСИ использовались сторонние программы и УПП. Выполнены работы по нормализации и выгрузки информации в 1С:ERP. В процессе выгрузки устранены дубли справочников, договоров, контрагентов. Оптимизированы справочники: структура предприятия, статьи расходов и доходов с учетом требований АЗ «Урал». В ходе проведенной опытной эксплуатации время расчета себестоимости не удовлетворяло требованиям регламента закрытия, после чего с помощью методологической проработки изменены способы формирования затрат и базы распределения и среднее время расчета себестоимости в базе по регламентированному учету составило 2 часа, что соответствует требованиям оперативного закрытия месяца. На этапе автоматизации конвейерного производства использовались экспертные услуги ЦКТП и 1С:Корпоративный Инструментальный Пакет для получения оптимального соотношения скорости формирования производственных планов с учетом требуемой детализации аналитик планирования. Количество автоматизированных рабочих мест: 1 200. Продукты 1С, внедренные в ходе проекта
Использованное дополнительное ПО, компьютерная техника и оборудование: 1С:Битрикс интернет‑магазин. |
Сроки и качество |
|
|
Экономический эффект от внедрения |
|
|
Внедрение системы электронного документооборота на автозаводе «Урал»
Задачи проекта
- Автоматизация внутреннего документооборота: подготовка приказов, распоряжений, согласование служебных записок.
- Автоматизация полного цикла работы с договорными документами.
- Автоматизация процессов:согласование, утверждение, подписание, ознакомление и регистрация внутренних документов.
- Внедрение системы электронного документооборота на базе «1С:Предприятие с настройкой интеграции» с 1С:ERP Управление предприятиями 2.
Ситуация до внедрения
До старта проекта в качестве автоматизированной системы электронного документооборота в компании использовалось стороннее ПО, которое не удовлетворяло текущим требованиям. Согласование документов велось по электронной почте, а после подписывался лист согласования в бумажном виде. Это увеличивало время обработки документов. Задачи выполнялись не всегда в срок.
Из-за отсутствия единой системы, учет и хранение внутренних документов велся разрозненно, поиск и сравнение версий были затруднены.
В рамках внутренней тендерной процедуры проверка надежности и добросовестности контрагентов велась по электронной почте, что не обеспечивало прозрачности бизнес-процесса и влекло за собой риски заключения договора с недобросовестными контрагентами.
Результаты проекта
- За счет применения типовых шаблонов ускорился процесс согласования и обработки документов.
- Сократилось время на поиск необходимых бумаг: создана качественная система хранения и поиска документов.
- Сократился объем бумажного документооборота: сейчас это только документы, которые согласно законодательству, должны быть представлены в бумажном виде.
- Строго разграничены права доступа: пользователи работают только с теми документами, которые им необходимы для реализации конкретного проекта.
- Обеспечена возможность удаленной работы: благодаря мобильному клиенту для «1С:Документооборот». Сотрудники компании могут работать с документами и участвовать в процессе согласования со своих планшетов и смартфонов.
- Синхронизирована информация из разных систем, исключена необходимость дублирования данных. Оперативно обновляются данные по пользователям и структуре предприятия в системе «1С:Документооборот 8 КОРП».