Руководство по настройке норм расхода топлива в решениях «1С:Управление автотранспортом»

angle-arrow-right

Нормы расхода ГСМ — один из ключевых инструментов для корректного учета затрат на топливо на предприятии. Он обеспечивает контроль и оптимизацию затрат, предотвращает нецелевое использование ГСМ. В данной инструкции представлен алгоритм настройки норм расходов топлива.

Общие настройки норм расхода ГСМ

Нормы расхода топлива регулируются Распоряжением Минтранспорта №АМ-23-р от 14.03.2008. Документ носит рекомендательный характер, поэтому организации часто утверждают локальные нормы списания ГСМ. В продуктах линейки «1С:Управление автотранспортом» нормы расхода настраиваются или в карточке автомобиля, или в справочнике модели автомобилей. Рекомендуется настраивать нормы в справочнике модели транспортных средств и оборудования. Нормы указываются на вкладке «Нормы расхода ГСМ» указанных справочников.

Общие настройки норм расхода ГСМ

Если автомобили находятся в разных климатических поясах, в которых существуют различные даты перехода на зимние/летние нормы, или автомобили одной модели имеют различные комплектацию и расход топлива, то в этом случае в карточке следует устанавливать нормы для каждого автомобиля отдельно.

Норма расхода ГСМ

Нормы зависят от типа автомобиля. Например, для грузовых бортовых автомобилей согласно рекомендациям Минтранса чаще всего используют нормы:

  • Линейная норма — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля в снаряженном состоянии. Это может быть норма специально на моточас, если речь идет о единицах, которые работают по счетчику моточасов.
  • Норма на изменение собственного веса применяется при учете расхода топлива на дополнительный вес прицепа, а также дополнительный вес самого транспортного средства, если существует разница транспортного средства и его модели.
  • Норма на транспортную работу устанавливается, если автомобиль выполняет работу по перевозке груза.

Для автомобилей, работающих на двух видах топлива, предусмотрена возможность учета норм для каждого вида топлив и его расхода.

Например, для ТС с газо-бензиновым двигателем можно установить норму на пробег для газа и норму на запуск двигателя для бензина.

Норма на простой устанавливается на простой автомобиля при включенном двигателе. Существуют различные вариации по установке норм на простой. В системе реализована возможность учитывать простой при расчете норм по моточасам.

Для специализированных ТС и механизмов, например, дорожно-коммунальной техники, предусмотрены возможности по учету специальных норм. Например, норма на операцию — это набор различных специальных показателей, таких как слив цистерны или прочая работа.

А на вкладке «Специальные работы» реализована возможность установить до 10 значений спецработ.

Установка сезонных норм расхода топлива

Нормы расходов топлива рекомендуется устанавливать посезонно. Для быстрого перехода с летних норм на зимние и наоборот, в программе предусмотрена специальная обработка «Изменение норм расхода топлива для Модулей и ТС», предназначенная для быстрого группового изменения норм расхода топлив для моделей ТС или отдельных транспортных средств.

В форме обработки есть возможность задать дату изменения норм, указать, по каким моделям, по какой организации и для каких видов топлива нужно изменить норму, а также выбрать конкретные нормы и значения для них.

Изменение норм расхода топлива для Модулей и ТС

Настройка формул расчета топлива

Расчет нормативного и фактического расхода топлива происходит в путевых листах.

Как указано выше, Министерством транспорта утверждены определенные алгоритмы нормативного расчета расхода топлива. Данные алгоритмы реализованы в конфигурации в виде формул расчета нормативного расхода ГСМ для каждого вида транспорта.

Формулы расчета норм для каждого вида транспорта

Формулы расчета норм для каждого вида транспорта

Для каждого вида транспорта используется своя формула, поэтому важно в карточке корректно указывать тип транспортного средства и следить за правильностью ведения справочника моделей.

Модели транспортных средст и оборудования

Если в организации выходит приказ, обязывающий использовать индивидуальные алгоритмы расчета расхода топлива, то в программе можно включить опцию «Использование расчета по формуле», позволяющую задать индивидуальную формулу расчета расходов топлива для транспортного средства или для модели. В данном случае может быть полезна функция заполнения формул из готовых шаблонов.

Использование расчета по формуле

Например, можно выбрать уже предустановленный шаблон для легковых автомобилей. При выборе шаблона данные заполняются автоматически. Если формула предприятия отличается от шаблонной, ее можно редактировать при помощи конструктора формул.

Формула нормы

Формула расчета

В конструкторе формул необходимо указать выбранные нормы, источники загрузки показателей и операторов.

Чаще всего модифицируют формулы в части прибавления и учета дополнительных коэффициентов. Бывает, что сам алгоритм расчета более упрощенный, чем алгоритм по рекомендации Минтранса. В этом случае можно убрать тот или иной показатель. Измененную формулу рекомендуется проверить перед записью.

Использование корректирующих надбавок

Расход топлива зависит не только от особенностей каждого транспортного средства, но и от других факторов: дорожно-транспортных, климатических и эксплуатационных. Чтобы учесть их влияние, при расчете норм применяются поправочные коэффициенты, например, расход топлива может увеличиваться в больших городах, в горной местности или при работе водителя-стажера. Вышеперечисленные поправочные коэффициенты настраиваются в справочниках блока ГСМ — «Условия эксплуатации» или «Температурные коэффициенты».

В справочнике «Условия эксплуатации» можно задать условия, которые в дальнейшем будут устанавливаться в путевых листах. Также здесь настраивается коэффициент изменения базовой линейной нормы расходов топлива.

Условия эксплуатации

Если коэффициент должен действовать на транспортное средство, работающее по счетчику в моточасах, необходимо установить соответствующую галочку.

Например, если автомобиль работает при температурах ниже 30−35 градусов, когда изменяется плотность и, соответственно, расход топлива, можно назначить определенный процент изменения базовой нормы расхода ГСМ — «Температурный коэффициент».

Температурный коэффициент

Кроме того, в настройках программы есть индивидуальный коэффициент для транспортного средства — так называемый «коэффициент старения». Он настраивается в карточке транспортного средства, на вкладке «Доп. параметры» — «Коэффициент изменения расхода ГСМ».

Коэффициент изменения расхода ГСМ

В таблице ниже отражены виды норм, которые учитываются в программе. К каждой из них могут применяться надбавки, такие как: условия работы, сезонные надбавки, температурные коэффициенты и прочие. Подробнее с требованиями и надбавками к каждой норме можно ознакомиться в «Справке» программы.

Применение надбавок для различных видов норм

Подготовлено на основе материалов вебинара «1С‑Рарус»

download-back
Не нашли ответ,
который искали?
Задайте вопрос
через форму
Заинтересованы в сотрудничестве?
Нужна консультация?
Свяжитесь с нами!