{{countBasket}}
Фискальные чеки в общепите: когда и как их пробивать по закону 54-ФЗ
Фискальные чеки в общепите: когда и как их пробивать по закону 54-ФЗ

Фискальные чеки в общепите: когда и как их пробивать по закону 54-ФЗ

12.11.2025
8 мин
326

Статья будет полезна ресторанам, предприятиям общественного питания, организациям формата фастфуд.

Нередко в заведениях общественного питания возникает ситуация, когда гости не получают фискальный чек. В таких случаях высока вероятность, что чек просто не пробивается — что является нарушением законодательства.

Чтобы устранить эту проблему, в нормативные акты были внесены изменения: теперь фискальный чек формируется вместе со счетом, а не после оплаты. Это важно, поскольку фискальный чек является расчетным документом, подтверждающим факт оплаты.

В статье разберем, как теперь пробиваются фискальные чеки в ресторанах и кафе, какие есть варианты реализации и какие нюансы важно учесть, чтобы не нарушить закон и избежать штрафов.

Что говорит закон?

В пункте 5.11 статьи 1.2 Федерального закона №54-ФЗ указано:

«При расчетах за оказанные услуги общественного питания, осуществляемых при непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или автоматическим устройством для расчетов, пользователь после получения согласия клиента совершить такой расчет должен отпечатать кассовый чек (бланк строгой отчетности) на бумажном носителе и выдать его клиенту до момента этого расчета.

При таких расчетах кассовый чек (бланк строгой отчетности) подтверждает предстоящий прием денежных средств за оказание услуг общественного питания».

Иными словами, официант должен пробить чек до момента оплаты.

Два подхода к пробитию чеков

На практике применяются две схемы фискализации — обе законны, но имеют свои особенности.

Вариант 1. Полный расчет сразу

В этом случае при формировании гостевого счета одновременно пробивается фискальный чек.

Порядок действий:

Шаг Суть
Заказ и оформление услуги Гость формирует заказ, озвучивает его официанту. Официант фиксирует заказ в системе и создает пречек
Потребность клиента осуществить расчет Гость завершил прием пищи и готов произвести оплату за заказ
Выбор способа оплаты Гость озвучивает клиенту способ оплаты — наличные, карта, QR-код, талон на питание, программа лояльности и т. д.
Бумажный чек на полный расчет с планируемым типом оплаты Официант формирует гостевой счет и фискальный чек с выбранным типом оплаты
Оплата Гость производит оплату в соответствии с выбранным типом

Преимущества:

  • простота восприятия: один чек, минимум действий;
  • возможность предоставления нефискальных скидок.

Сложности:

  • Необходимость корректировать типы оплат: если гость решает изменить способ оплаты, фискальный чек нужно аннулировать (сделать возврат) и пробить заново с измененным типом оплаты.

Вариант 2. Расчет через кредит

Более формализованный вариант: перед выдачей гостевого счета пробивается чек не на полный расчет, а на отгрузку в кредит — в фискальных данных указывается тип оплаты «кредит». После того, как клиент оплачивает заказ, официант или кассир пробивает второй чек — на зачет кредита.

Таким образом, формируются два фискальных чека:

  • первый — на отпуск в кредит;
  • второй — на оплату кредита.

Порядок действий:

Шаг Суть
Заказ и оформление услуги Гость формирует заказ, озвучивает его официанту. Официант фиксирует заказ в системе и создает пречек
Потребность клиента осуществить расчет Гость завершил прием пищи и готов произвести оплату за заказ
Бумажный чек на отгрузку в кредит Официант формирует гостевой счет и фискальный чек на отгрузку в кредит
Оплата и закрытие заказа Гость оплачивает счет выбранным методом, официант принимает оплату и создает чек на зачет кредита

Преимущества:

  • Не нужно корректировать тип оплаты — его можно выбрать на этапе закрытия заказа.

Сложности:

  • Невозможно использовать нефискальные скидки (например, оплату сертификатами или талонами на питание — поскольку они оформляются как встречное предоставление, а не как скидка).

Настройка системы

Чтобы реализовать нужный вариант, необходимо выполнить несколько шагов:

  1. Обновить конфигурацию программы.
  2. Перейти в раздел «Основные настройки фронта», затем «АРМ официант».
  3. В параметре «Выбрать способ формирования пречеков» выбрать один из вариантов:
    • не фискализировать;
    • передача в кредит;
    • единый чек.
Нужна помощь в настройке? Получите консультацию специалиста
Заказать консультацию

Резюмируя

  • Выбор способа пробития чеков зависит от особенностей заведения и сценариев обслуживания гостей.
  • Главное — соблюдать требования 54-ФЗ и обеспечить прозрачность расчетов.
  • Правильно настроенная система поможет избежать штрафов, снизить количество ошибок персонала и повысить доверие гостей.

Подписывайтесь на Telegram‑канал «1С‑Рарус Официальный», чтобы не пропустить новые выпуски.

Есть вопросы по статье? Задайте их нам!

Рассылка «Новости компании»

Узнавайте первыми о новых статьях, мероприятиях и спецпредложениях.

Посмотреть все рассылки «1С‑Рарус»

Заинтересованы в сотрудничестве?
Нужна консультация?
Свяжитесь с нами!