Ж. Современная торговля. Октябрь 2008
Автор – Мария Дадашева
Инвестирование средств в развитие ИТ-системы предприятия давно привычно для собственников отечественного ритейла. Современные тенденции развития бизнеса делают высокотехнологичные решения тем инструментом, без которого развитие розничной торговли немыслимо. Тем более что продовольственная розница – наиболее технологичный вид торговли, здесь заметнее всего отдача от внедрения информационных технологий. Однако, средние темпы устаревания технологий – 3-5 лет, за это время они тиражируются и перестают являться конкурентным преимуществом. Очевидно, что сегодня многие компании, бывшие пионерами автоматизации первой волны, столкнулись с недостаточным уровнем производительности своих торговых систем. Возросли сами требования к подобным системам, все четче прослеживается желание собственников применять на практике новые торговые технологии. Часто финансовый успех напрямую зависит от полноты и точности получаемой информации, скорости принятия решений и общего уровня управления. Устаревшие технологии значительно увеличивают инвестиции в открытие новых объектов, замедляя, а порой попросту тормозя эффективное развитие торговых структур. Наиболее востребованы сейчас инструменты повышения качества обслуживания клиентов, снижения очередей, предоставление дополнительных сервисов, использование мобильных рабочих мест и КПК.
Однако, выяснив на практике, несостоятельность существующих систем и приняв решение о модернизации, руководство компаний зачастую не осознает, какой именно функционал необходим. Внедряя торговую систему, руководитель надеется получить действенный инструмент для анализа и решения актуальных для его бизнеса задач. Системные интеграторы же предлагают передовые разработки и технологические новшества, нередко забывая рассказать, какие реально существующие проблемы они помогают решить. Попробуем разобраться, с какими вопросами сталкивается собственник, приняв решение о смене торговой системы, и какой эффект он получит от использования того или иного инструмента.
Один из самых актуальных вопросов – выбор производителя программного обеспечения. В частности, выбрать ли систему западных или отечественных производителей или написать программное обеспечение силами собственного ИТ-департамента.
Не менее важен вопрос, внедрять ли информационною систему, построенную полностью на компонентах одного производителя или же покупать различные специализированные пакеты и интегрировать их в свои информационные сети.
Существует устоявшееся мнение о том, что зарубежные решения, как правило, более проработаны и функционально полны, а также содержат проверенный и надежный управленческий опыт. Безусловно, так и есть. Но зачастую скорость внедрения технологических новинок в тяжелые информационные системы западных производителей невысока. К тому же, часто подобные, зарекомендовавшие себя на рынке решения, успешно локализированые для работы в России, имеют проблемы в интеграции с российскими системами учета.
Российские инновационные разработки, как правило, сразу предполагают глубокую интеграцию в учетные системы, особенно если это программные продукты одного производителя. Сейчас активно развиваются узкоспециализированные отраслевые комплексы, учитывающую специфику каждого сегмента рынка. Такие коробочные решения легки в обслуживании и стоимость владения ими невысока.
Третий вариант подбора оптимального программного обеспечения для эффективной работы компании – собственные разработки. Однако их может себе позволить далеко не каждое предприятие. Длительность сроков, вероятность недочетов и невысокий уровень технологий зачастую не оправдывают индивидуальную разработку системы под нужды конкретной организации.
Вопрос о преимуществах и недостатках монолитных и составных систем управления же достаточно распространен. Часто, в целях обеспечения комплексного охвата бизнеса внедряются и интегрируются проверенные решения разных разработчиков. Администрирование подобных систем и действующие механизмы синхронизации данных сложны и трудоемки, а большое количество обменов между разрозненными платформами может привести к ошибкам.
Сегодня все больше предпочтений отдается комплексным решениям на базе единого разработчика. Синхронизация нормативно справочной информации позволяет работать в едином информационном пространстве, а быстрый обмен между базами данных и легкость установки и настройки единой платформы убедительно демонстрируют преимущества.
Далее кратко рассмотрим, что именно получает руководство организации от использования наиболее востребованных функциональных возможностей автоматизированной системы управления. Для примера возьмем программный продукт «1С-Рарус:Торговый комплекс. Продовольственные товары, редакция 8» — узкоспециализированное типовое отраслевое решение, реализованное в виде конфигурации для «1С:Предприятия 8».
Система управления закупками позволяет хранить и анализировать ценовые предложения поставщиков. Осуществляет обработку первичной документации: загрузка прайс-листов, их корректировка, а также поиск и установка соответствий номенклатуры. Единожды зафиксированный протокол согласования цен на определенные период позволяет контролировать добросовестность выполнения договоров, предотвращать переплаты компании, контролировать цены поставщиков при приемке товара. На основании данных о товарообороте прошлых периодов система позволяет осуществлять прогноз продаж. Данная информация используется в алгоритмах автоматизированного заказа, которые позволяют оптимально рассчитать потребности в конкретной номенклатурной позиции. Кроме того, предусмотрен ряд отчетов, позволяющих оценить степень выполнения обязательств конкретным поставщиком, выявить расхождений согласованных и фактических цен до оприходования товара.
Для управления управление ценообразованием реализованы две схемы: автоматическое ценообразование в магазине и централизованное ценообразование в офисе. В разветвленной сети гибкая настройка прав доступа к изменению цен на уровне подразделений и пользователей позволяет контролировать формирование цен и предотвращать тем самым злоупотребления и хищения. Анализ цен конкурентов, соответствующая корректировка розничных цен, недопущение потери прибыли и снижения продаж вследствие оперативного реагирования на изменения ценовой ситуации в комплексе значительно увеличивают операционный доход компании.
«1С-Рарус:Торговый комплекс. Продовольственные товары, редакция 8» содержит в себе механизмы для работы по скидкам с кассовыми системами. Реализована возможность указания не только времени действия скидки, но и даты начала действия и даты окончания. Возможна централизованная и децентрализованная схемы управления маркетинговыми мероприятиями. Ввод данных и анализ работы акции производится непосредственно в бэк-офисе.
При использовании подсистемы управления ассортиментом руководство компании получает действенный инструмент расчета коэффициентов ротации, анализа динамики ассортимента и его планирования, что, в свою очередь позволяет выстраивать долгосрочные и более выгодные отношения с поставщиками. Для любой торговой компании правильно подобранный ассортимент или ассортиментная матрица – один из важнейших факторов успеха. Ассортиментная матрица — это перечень всех товарных позиций, включая и сезонные товары, которые могут временно отсутствовать в магазине. Причем это должен быть не хаотичный документ в формате MS Word или Excel с разрозненными колонками, а подробный и структурированный, подверженный определенной логике перечень всех товарных позиций. По сути, грамотно составленная матрица — это основной документ, на базе которого строится вся работа с ассортиментом. Четкое определение базового ассортимента магазина, своевременные заказы ключевых позиций и постоянное их присутствие в ассортименте торговых точек повышают лояльность покупателей, формируют покупательские привычки покупать именно в этом магазине. Так же уменьшается вероятность образования пересортицы, более рационально используются складские помещения, снижаются издержки компании.
В состав ТКПТ внесен блок информационных ланов, представляющий собой набор корпоративной отчетности с разделением информации на плановую и фактическую. На базе этой системы можно осуществлять бюджетное управление предприятиями сети (задавать плановые показатели для различных объектов и следить за их достижением). Различная информация из состава инфоплана может доводиться до различных групп пользователей. По сути, информационный план представляет собой набор сгруппированных показателей с механизмом автоматического формирования отчетных форм и с регулируемым доступом и контролем обязательности просмотра отчетов.
Система так же содержит ряд уникальных преимуществ, разработанных на основе современных торговых технологий, позволяющих повысить качество обслуживания клиентов и увеличить уровни продаж.
Так, подсистема «Планнограммы» программного продукта позволяет управлять выкладкой товара в разрезе секций и товарных полок, использовать метод АВС для выявления товаров-лидеров продаж, товары сезонного спроса и не пользующихся популярностью товаров. Существует возможность получать отчетность о продажах с торгового зала, секций и полок в привязках к площадям, отведенным для конкретных товаров. Для оценки эффективности мерчендайзинга используется анализ структуры товарооборота и эффективности использования торговых площадей. Применение всех доступных возможностей подсистемы позволяет оптимизировать выкладку товара, обеспечивая тем самым большую отдачу торговых площадей.
Программный продукт «1С-Рарус:Торговый комплекс. Продовольственные товары, ред. 8» предусматривает так же работу с использованием мобильных терминалов сбора данных. Использование данной технологии позволяет значительно упросить процедуры инвентаризаций, приемки товара и обслуживания покупателей. Использование двух терминалом сбора данных по эффективности равны работе одного кассового аппарата. В результате ускоряется время обслуживания посетителей, снижаются затраты на привлечение дополнительного персонала.
В заключение стоит отметить, каждая функциональная возможность типового решения «1C-Рарус:Торговый Комплекс. Продовольственные Товары, редакция 8» обусловлена реально существующей задачей или проблемой, существование которой руководство торговой компании может даже не осознавать. Надеемся, что описанный нами функционал поможет по другому взглянуть на проходящие бизнес-процессы и покажет возможные пути оптимизации работы.