В период экономического кризиса ритейловым компаниям особенно важно быстро реагировать на любые колебания потребительских интересов, пересматривая и оперативно изменяя ассортимент с учетом перераспределения спроса на товары. Кроме того, в условиях финансовой нестабильности нельзя допускать замораживание средств в виде избыточных складских запасов.
Задачи по повышению эффективности компании решаются постоянно, независимо от того, кризисный период сейчас или нет. Однако, именно в пору кризиса этим задачам уделяется особенно пристальное внимание.
Александр Заржецкий, руководитель Департамента автоматизации непродовольственных предприятий розничной торговли компании «1С-Рарус»:
Эффективность управления реализацией в розничной торговли, на мой взгляд, можно разбить на несколько задач:
- Управление товарным ассортиментом (регулярный вывод устаревших позиций и добавление новых, подбор товаров по характеристикам и т.п.)
- Управление торговым залом (управление эффективностью использования торговых площадей, оптимизация выкладки товаров и т.п.)
- Управление ценообразованием (максимизация маржинальной прибыли магазина за счет регулирования розничных цен на основе анализа конъюнктуры и эластичности спроса)
- Управление дисконтной системой (стимулирование продаж за счет использования различных скидок, бонусов, купонов и т.п.)
- Управление взаимоотношениями с клиентами (например, SMS-информирование покупателей на основе анализа данных об их прошлой активности)
- Управление мотивацией торгового персонала
Для сетевых торговых предприятий все перечисленные задачи значительно усложняются необходимостью их решения как на уровне каждого магазина в отдельности, так и на уровне компании в целом.
От кассы до аналитики
Какой бы полнофункциональной и комплексной ни была система, в любом случаем потребности всех пользователей удовлетворены не будут.
Среди возможностей, которые должна предоставлять современная ИТ-ситсема, Александр Заржецкий, руководитель Департамента автоматизации непродовольственных предприятий розничной торговли компании «1С-Рарус», советует прежде всего обратить внимание на способнось широкого анализа ситуации на основании спроектированных агоритмов: осуществление поддержки принятия, обеспечение реализации принятого решения и контроль его эффективности.
Свой совет Александр Заржецкий иллюстрирует примером модуля управления товарным ассортиментом в розничной сети.
Функционал «продвинутой» информационной системы должен обеспечить следующий набор инструментов:
- Возможность выявления товаров, маржа от реализация которых не соответствует заданным критериям.
- Получение рекомендаций по работе с такими товарами на основании заданных алгоритмов: изменение цены, возврат поставщикам или переброска остатка в другой магазин сети, необходимость исключения проблемного товара из ассортимента.
- Реализация принятых товароведом решений, например документарное оформление переброски товара в соседний магазин и одновременная корректировка ассортимента с целью исключения его дальнейших поставок.
- Возможность проверки объемов реализации и размеров полученной маржи от ранее перераспределенных между магазинами товаров с целью подтверждения правильности выбранного решения или его корректировки.
Тонкости выбора
Сегодня на российском рынке сушествует несколько решений, практически на 90% покрывающих потребности любой торговой компании, задача которой заключается в развитии и улучшении текущих показателей деятельности.
Александр Заржецкий в качестве одного из основных условий выбора рассматривает способность ИТ-решения хорошо настраиваться под требования конкретных пользователей: «Фактически, это должен быть набор инструментов, который позволит решить самые разнообразные задачи. Самой большой проблемой таких решений может стать ограниченность функционала информационной системы».
Александр Заржецкийпредостерегает: «У розничной торговли в «докризисный период» была одна неприятная особенность: внедрялись очень эффективные информационные системы, имеющие в своем составе очень интересные модули управления продажами, но… значимая часть этого функционала оставалась невостребованной. Причин тому несколько, но самая главная – низкая заинтересованность компаний в повышении эффективности работы. В то время это прощалось, сейчас – эффективность встает на первый план. Соответственно – основной совет: такие системы должны использоваться регулярно, в полном объеме, а не только в том случае, когда ситуация становится непоправимой. Ну чем, например, поможет «крутая» ИТ-система, если на складе компании 90% товара – неликвид?»
В условиях нестабильности экономической среды формулировка «время-деньги» приобретает особую остроту и актуальноcть. Следовательно, проект внедрения должен быть завершен быстро, чтобы компания как можно скорее начала получать преимущества.