1С:Проект года
ПАО «Северсталь» контролирует работу 2900 транспортных средств с «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП»
Ситуация до внедрения, информация о компании
Группа компаний «Северсталь» — вертикально‑интегрированный горнодобывающий и сталелитейный бизнес.
Ключевой актив ГК «Северсталь» — Череповецкий металлургический комбинат (ЧерМК). Комбинат расположен в Вологодской области. ЧерМК производит металлопрокат, стальные трубы, метизы для различных отраслей промышленности, а также железорудное сырье, металлоконструкции. За все время работы на предприятии выплавлено более 400 млн тонн стали и произведено более 2,5 млн километров проката.
За информационные технологии на предприятии отвечает дочерняя компания АО «Северсталь‑инфоком». Информационные технологии играют важную роль в развитии бизнеса, поэтому стратегическим приоритетом «Северсталь» является реализация программ цифровой трансформации. Руководством управления транспорта «Северсталь» было принято решение начать проект по автоматизации работы автотранспорта на современной технологической платформе «1С:Предприятие 8.3». В качестве основы для новой отраслевой системы выбрали конфигурацию «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП», выпускаемую Центром разработки «1С‑Рарус».
Внедрение и адаптацию информационной системы выполнила компания АО «Северсталь‑инфоком» с привлечением специалистов ООО «1С‑Рарус» в части методологии и принципов работы решения «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП». В настоящее время осуществляется дальнейшее развитие системы в рамках ее сопровождения.
Уникальность и инновационность проекта
Новая система учитывает специфику всех видов транспортных средств, включая крупнотоннажные перевозки, выполняемые в многорейсовые смены, а также междугородные перевозки. В системе ведется учет и осуществляется контроль 2900 транспортных средств, прицепов и навесного оборудования, принадлежащих как собственному автотранспортному подразделению, так и внешним подрядным транспортным организациям.
Автопарк структурирован по колоннам: грузовики, тягачи, большегрузные самосвалы, автовышки и краны, различная спецтехника, автобусы и легковой автотранспорт, бульдозеры.
Основные задачи автотранспортного подразделения «Северсталь» — удовлетворение в круглосуточном режиме потребностей внутренних заказчиков во всех видах транспортировки. В системе организована совместная работа заказчиков и исполнителей, а логисты получили удобный инструмент для распределения заявок на транспортные услуги.
Внедрение новой системы позволило эффективнее использовать ресурсы собственного автопарка и оценивать работу подрядчиков. До запуска проекта деятельность подрядных организаций была недостаточно контролируема. За счет использования цифровых инструментов учет внешних перевозок организован качественно иным образом, появилась возможность оценивать и оптимизировать стоимость услуг внешних перевозчиков.
Результаты проекта
- Внедрено единое окно заказа транспортной услуги. Регистрация заявок на оказание транспортных услуг выполняется в системе непосредственно внутренними клиентами, что позволяет сократить количество ошибок при передаче информации, исключить потерю и дублирование данных, а также снизить нагрузку на диспетчерский персонал автотранспортного подразделения, высвободив его ресурсы для качественного решения логистических задач.
- Внедрена подсистема планирования работы собственного транспорта. На основании поступивших заявок на транспортные услуги осуществляется краткосрочное (суточное) и среднесрочное (месячное) планирование работы собственных транспортных средств. Логист распределяет заявки на транспортные услуги по колоннам автотранспортного подразделения. Система позволяет подбирать транспортные средства с соответствующими характеристиками под тот или иной заказ клиента исходя из его потребности, а также в режиме реального времени контролировать загрузку (использование) автопарка. Результат планирования — повышение эффективности работы транспортных средств.
- Внедрен цифровой документооборот с поставщиками (подрядчиками) транспортных услуг. Система автоматически распределяет заявки на транспортные услуги между сторонними перевозчиками, используя различные алгоритмы распределения (например, аукцион). Диспетчеры подрядных транспортных организаций непосредственно в системе самостоятельно планируют исполнение переданных им заказов. Оптимизированы время обработки заказов и организация транспортировки.
- Внедрена маршрутизация и расчет трудоемкости выполнения транспортных заданий. Система подсказывает специалисту по планированию перевозок оптимальные маршруты движения, а также модели транспортных средств, наиболее подходящие для выполнения той или иной транспортировки груза. При этом учитывается доступность транспортного средства и водителя, что исключает порожние пробеги, сокращает время в пути, снижает прямые и косвенные эксплуатационные расходы на транспортировку.
- Автоматизированы операции выдачи и сдача путевых листов в электронном виде через инфоматы водителей. Диспетчеры выдают путевые листы водителям в ручном режиме, водители после выполнениях транспортной работы сдают путевые листы в цифровой форме, вводя данные в интерфейс системы, доступный на инфоматах, расположенных в специальном помещении. Идентификация водителя осуществляется по служебному электронному пропуску. Автоматизация позволяет сократить время простаивания в очередях и трудоемкость учета путевых листов диспетчерами.
- Реализована сервисная модель взаимодействия поставщика и потребителя транспортных услуг, заимствованная из ITSM (управление услугами информационных технологий) и адаптированная для сферы транспортной логистики. Модель будет использоваться после структурной реорганизации заказчика, и ввода в штатное расписание новых должностей, их комплектования и подготовки персонала, с последующим последовательным внедрением в подразделениях заказчика/потребителя транспортных услуг.
- Внедрена картография и мониторинг транспорта. Учет работы собственных и наемных транспортных средств в единой системе позволяет в любой момент времени получить данные о загруженности транспорта и водителей, внести изменения, часто возникающие в момент выполнения заказов и корректно оценить объем выполненной работы. Теперь есть возможность оперативно получать данные о фактически выполненной работе. Контролируются простои транспорта и в случае их возникновения автоматически формируются сообщения диспетчерскому персоналу.
- Автоматизированы учет и планирование ремонта бортового оборудования системы спутникового мониторинга транспорта. Диагностика работоспособности бортового оборудования спутникового мониторинга транспорта осуществляется автоматически без участия человека.
- Внедрен автоматический контроль отпуска топлива с собственных автомобильных топливных заправщиков. Данные о топливных транзакциях через систему спутникового мониторинга транспорта почти в режиме реального времени передаются в систему. Кроме того, списание израсходованного в ходе транспортной работы топлива осуществляется автоматически на основании данных спутникового мониторинга транспорта.
- Автоматизирован учет медицинских осмотров, в процессе которых оценка состояния водителей осуществляется медицинскими терминалами. Заключение о допуске водителя к работе регистрируется медицинским работником в интерфейсе специального автоматизированного рабочего места, идентификация водителя осуществляется по служебному электронному пропуску. Ведутся работы по интеграции системы с сервисом медицинских осмотров, что позволит повысить пропускную способность и сократить время прохождения осмотров и минимизирует влияние человеческого фактора на качество учета.
- Автоматизирован учет и анализ режимов работы водителей с использованием данных водительских карт бортовых тахографических устройств.
- Автоматизировано формирование и учет использования пропускных талонов на вывоз промышленных отходов, что позволяет обеспечить соблюдение экологических норм и правил.
- Разработан прототип мобильного приложения механика, в котором механики автоколонн заполняют карты осмотра транспортного средства, на основании чего автоматически устанавливается отметка в путевом листе, разрешающая или запрещающая эксплуатацию транспортного средства. Данная функциональность в дальнейшем позволит осуществлять прогнозирование неисправностей, планирование будущих ремонтов и технического обслуживания транспортных средств, автоматически формировать журналы технического контроля. В целом данная функциональность призвана повысить безопасность эксплуатации транспортного средства, а также безопасность дорожного движения.
- Планируется разработка мобильного приложения водителя для оперативных формализованных коммуникаций с диспетчером, грузоотправителем и грузополучателем, визуализации на карте маршрута движения транспортного средства, учета простоев.
Характеристики проекта
Архитектура решения и масштаб проекта: |
|
На данный момент в системе работают 1700 подключенных пользователей и 350 одновременно работающих пользователей.
|
Интеграция с сервисами: |
|
|
Сроки и качество (по 10‑балльной системе): |
|
|
Экономический эффект от внедрения (%): |
|
|
Продукты 1С, внедренные в ходе проекта: |
|
|
Fleet Management System (FMS) |
|
|
Сервис маршрутизации (VRP) |
|
|