Есть три основных способа поделиться с клиентом информацией:
-
письмо,
-
СМС,
-
пуш-уведомление.
Рассмотрим каждый способ: в каких ситуациях подходит, преимущества и недостатки.
Email-рассылка
Email-рассылка — это отправка писем по электронной почте группе получателей.
Email-письмо вмещает в себя текст, изображения, ссылки и кнопки. С читателем можно взаимодействовать в самом письме без перехода на сайт. Например, читатель может положить понравившийся товар в корзину прямо в письме, а затем вернуться на сайт в удобное время, чтобы оформить заказ.
Письмо включает тему, прехедер, текст, иллюстрации и кнопки.
Когда использовать email‑рассылку
Реклама. В письме можно показать подборку товаров, описать их пользу, показать цену и персональную скидку. Ссылки и кнопки позволяют перейти на сайт, чтобы рассмотреть товар поближе.
Пример рекламного письма.
Полезные материалы. Письма подходят для рассылки инструкций, чек‑листов или выдержек из статей, которые помогают клиентам определиться с выбором или научиться пользоваться товарами.
Пример письма с инструкцией.
Опросы. Письма помогают быстро и без лишних трудозатрат собирать обратную связь. Клиенты могут оценить качество товаров и обслуживания, оставить комментарий и написать отзыв.
Пример письма с опросом.
Сервисные сообщения. На почту удобно отправлять чеки о покупках, доступы к личному кабинету, информацию об изменениях в профиле: потом все важные данные будет легко найти.
Пример сервисного письма.
Плюсы еmail‑рассылки
-
В письме нет ограничений по формату и размеру. Письмо можно превратить в полноценную промостраницу с полезным текстом, яркими иллюстрациями и интерактивными элементами, чтобы привлекать больше внимания читателей.
-
Письмо можно брендировать. Его можно оформить в фирменных стилях компании, добавить логотип, контакты и сделать узнаваемым среди остальных писем, в том числе конкурентов.
-
Письмо работает как нативная реклама. С помощью писем строятся сложные цепочки коммуникации с читателями без навязчивой рекламы. Сначала клиенты знакомятся с компанией, читают полезные советы и после получают предложение купить товар на индивидуальных условиях.
-
В письмах редко теряется важная информация. В почтовых агентах удобно хранить и фильтровать информацию. Письмо легко найти по отправителю — пригодится, если нужно найти письмо с доступами, промокодом или рекомендацией «как сделать».
-
Письма можно анализировать по эффективности. Письма можно анализировать по количеству доставок, открытий, переходов по ссылкам, отписок и жалоб. Анализ помогает понять, насколько правильную стратегию взаимодействия с клиентами вы выбрали.
-
Низкая стоимость одного письма — около 40 копеек. Есть несколько способов тарификации: выкуп писем пакетами, например, 10 000 писем в месяц, или выкуп писем на количество получателей. Первый вариант подходит для редких рассылок, второй — для частых. В обоих случаях стоимость письма не превышает 50 копеек.
Минусы еmail‑рассылки
-
Приходится конкурировать за внимание читателя. Письма — самый распространенный канал взаимодействия, в день клиент может получать несколько десятков писем. Это сильно размывает внимание, многие письма клиенты просто не открывают.
-
Почтовые агенты контролируют все рассылки. Gmail, Mail.ru, Яндекс.Почта внимательно следят за реакцией читателей на письма. Из‑за высокой доли отписок или высокого процента неактуальных адресов в базе вас могут пометить как ненадежного отправителя и запретить рассылки.
-
Письма нужно адаптировать под разные интерфейсы. Почту просматривают как с десктопа, так и со смартфонов. Нужно, чтобы письмо корректно отображалось на всех экранах: было полностью видно сообщение, элементы не съезжали. Письмо с небрежной версткой не будут читать.
Пример адаптированного и неадаптированного письма.
Вывод: электронные письма подходят для нативной рекламы, когда нет задачи продавать в лоб и когда важно, чтобы клиент сохранил информацию и мог к ней вернуться. Пригодятся, когда стоит задача выстроить долгосрочные отношения с покупателями.
СМС-рассылка
СМС-рассылка — это отправка коротких сообщений на телефонные номера клиентов.
СМС состоит только из текста. Изображения, интерактивные элементы вставить в сообщение нельзя. Единственный способ взаимодействовать с читателем — добавить ссылку в виде текста, которую современные смартфоны сделают кликабельной.
СМС состоит из текста, кликабельной ссылки или номера телефона.
Когда использовать СМС‑рассылку
-
Важная информация для всех покупателей. СМС помогают быстро оповестить клиентов о существенных изменениях: о переезде магазина, смене графика работы, новых условиях доставки.
-
Важная информация для одного покупателя. Например, что отложенный товар снова в наличии или что на товар в корзине появилась скидка. В сообщении не получится предлагать потенциально интересные товары, зато можно напоминать о тех, с которыми клиент уже взаимодействовал.
-
Напоминание. СМС нужны как напоминания, когда клиент уже частично совершил нужное действие. Например, нужно напомнить о предстоящем мероприятии, на которое зарегистрировался пользователь, забронированном столике или истекающем сроке хранения товара.
-
Сервисные и авторизационные сообщения. СМС подходят, когда нужно срочно оповестить клиента: выслать одноразовый пароль, пройти верификацию или проинформировать о статусе заказа. СМС заметят быстрее, чем письмо, при этом меньше вероятность, что его случайно смахнут, как пуш.
Примеры СМС-рассылок.
Плюсы СМС-рассылки
-
СМС не требуют подключения к интернету. Чтобы получить и прочитать письмо или пуш, клиенту нужно подключиться к интернету. Для получения СМС достаточно находиться в сети оператора. Это делает СМС самым надежным и быстрым способом передачи информации.
-
СМС читают чаще писем и пушей. Чтобы прочитать письмо, нужно перейти в почту, а СМС можно прочитать с заблокированного экрана телефона по примеру пуш‑уведомления. Но пуш можно случайно смахнуть и не узнать его содержание, а непрочитанные СМС хранятся в общем списке сообщений и специально помечены.
-
СМС меньше раздражают клиентов. За день клиент получает СМС меньше, чем других рассылок, поэтому сообщения меньше раздражают и больше привлекают внимание.
СМС на заблокированном экране.
Минусы СМС-рассылки
-
Длина СМС строго ограничена. В одном СМС умещается 70 символов, дополнительные символы тарифицируются как новое сообщение. Если в сообщение нужно добавить ссылку, придется использовать сокращатель. Это делает содержание зависимым от сторонних сервисов: если ссылка поломается, открыть ее не получится.
-
Нельзя проанализировать эффективность СМС. Вы не сможете отследить доставку и открытия СМС. Вспомогательный способ проанализировать эффективность рассылки — добавить в нее ссылку с UTM‑метки или промокод и посчитать частоту переходов и использования промокода, но для этого придется пожертвовать символами.
-
Высокая стоимость одного СМС — около 2,5 рублей. Стоимость сообщения зависит от оператора получателя, в среднем стоимость сервисного сообщения составляет 1,5‑2 рубля, а стоимость рекламного сообщения — около 2,5‑3 рублей.
Вывод: СМС подходят, когда вы отправляете важную информацию и нужно, чтобы она быстро и гарантированно дошла до получателя.
Пуш-рассылка
Пуши — это короткие уведомления на мобильном телефоне. Отправляются тем, кто установил приложение или электронные карты компании.
В мобильный пуш умещается заголовок, текст, логотип компании и кнопка действия. Иногда в пуш добавляют картинку, чтобы увидеть ее, нужно потянуть за сообщение.
Пуш содержит логотип, название компании, сообщение и баннер.
Когда использовать пуш‑рассылку
-
Реклама. Пуши отлично подходят, чтобы рассказать о новой распродаже, поступлении товаров и замотивировать клиента быстрее перейти в приложение.
-
Онбординг. Пуши служат подсказками и напоминаниями. Например, если клиент забыл заполнить профиль в личном кабинете, пуш напомнит, какую графу нужно заполнить. Другой пример: если клиент установил приложение для тренировок, пуш напомнит, когда пора выпить воды, перекусить или начать тренировку.
-
Опросы. Пуши помогают быстро собирать обратную связь от покупателей. Уведомление всплывает на экране сразу после покупки, чтобы клиент оценил доставку или обслуживание в магазине, пока помнит детали.
-
Сервисные сообщения. В пушах высылают информацию об успешной оплате товара, о продлении подписки или выполнении заказа.
Примеры пуш-уведомлений.
Плюсы пуш-рассылки
-
На мобильные пуши клиент подписывается автоматически. Когда клиент устанавливает мобильное приложение на Android, он автоматически подписывается на пуши без дополнительных разрешений. На айфонах разрешение на рассылку все же придется получить, например, при первом входе в приложение.
-
Высокий процент прочтения. Мобильный пуш можно прочитать с заблокированного экрана.
-
Пуши отправляются по геолокации. Если клиент находится рядом с торговой точкой, система распознает его нахождение и отправит актуальное предложение вместе с приглашением зайти в магазин.
-
Пуши бесплатны. За пуши не нужно платить, в отличие от СМС и писем.
Минусы пуш-рассылки
-
Пуши сильно ограничены по содержанию. В пуш помещается только одно‑два предложения. Каждый раз придется рассчитывать длину сообщений и тестировать, как пуш выглядит на экране смартфона.
-
Пуши можно отправлять ограниченной группе клиентов. Пуши получат только те клиенты, которые установили приложение или электронные карты лояльности. Остальным клиентам придется отправлять письма или СМС.
-
Пуши исчезают после просмотра. Если клиент случайно смахнет пуш, он не сможет к нему вернуться, чтобы прочитать содержимое и узнать о новых акциях и предложениях.
Вывод: пуши отлично работают как для рекламы, так и для сервисных сообщений, но на ограниченную аудиторию клиентов. Чтобы сделать пуши основным каналом общения, нужно активно продвигать мобильное приложение или электронные карты лояльности.
Коротко о каждом виде рассылки
Как запустить рассылку?
1С-Рарус: Система управления лояльностью — это платформа для автоматизации программы лояльности. Она помогает управлять всеми видами рассылок: позволяет собирать базу контактов, контролировать отправку и анализировать результаты.
Перейти на страницу сервиса14 дней бесплатно