В настоящее время отрасль ресторанного бизнеса и общественного питания находится на подъеме, что вызвано заметным ростом благосостояния и изменением образа жизни населения в России. По статистическим данным правительства г. Москвы на сегодняшний день в столице работают около 7000 предприятий питания, из них около 40% — столовые и закусочные, более 30% — рестораны, 15% — кафе, 10% — бары. В таких условиях развития отрасли жесткая конкуренция требует от предприятий питания соответствия двум важным критериям: качество обслуживания клиентов и хорошо организованные бизнес-процессы на предприятии. Для выполнения первой и второй задач служит автоматизированное ведение товарного и складского учета с возможностью оперативного получения актуальной информации о продажах в различных аналитических разрезах.
Многие организации, планируя автоматизировать учет, стремятся подобрать готовое решение, чтобы сократить затраты на автоматизацию и уменьшить срок ввода новой системы в эксплуатацию.
Типовые решения компании «1С-Рарус» для автоматизации общественного питания известны 6 лет, система для автоматизации ресторанного «фронт-офиса» представлена на рынке более 2 лет. За это время эти программы выбрали 2900 предприятий питания, из них решение «1С-Рарус: Ресторан + Бар + Кафе» приобрели более 100 ресторанов и кафе в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и других городах России. В этой статье пойдет речь о возможностях нового типового решения «1С-Рарус: Ресторан + Бар + Кафе, ред. 2».
Типовое решение «1С-Рарус: Ресторан + Бар + Кафе, ред. 2» предназначено для автоматизации процессов, связанных с розничной продажей продуктов и блюд на предприятиях общественного питания: в ресторанах, кафе, барах и предприятиях быстрого питания (fast-food). Используя типовое решение, можно создать специализированные персональные рабочие места:
- Администратора автоматизированной системы управления торговым процессом;
- Менеджера смены;
- Кассира;
- Официанта;
- Бармена.
Автоматизированная работа «фронт-офиса» позволяет избежать «бумажной» работы, при которой официант записывает заказы на листочек, что повышает контроль над сотрудниками ресторана и сокращает время приема заказа.
Комплексная автоматизация
Система «1С-Рарус: Ресторан + Бар + Кафе, ред. 2» может использоваться как самостоятельно, так и совместно с типовым решением «1С-Рарус: Общепит, ред. 6», версий «Стандарт» или «Проф», при этом типовое решение «1С-Рарус: Ресторан + Бар + Кафе» будет выполнять роль «Front-Office», в то время как решение «1С-Рарус: Общепит» будет работать в качестве «Back-Office».
![Схема, иллюстрирующая работу решения](/upload/78/56935/rsc034p1.gif)
Схема, иллюстрирующая работу решения «1С-Рарус: Ресторан + Бар + Кафе» в качестве «Front-Office» и «1С-Рарус: Общепит» в качестве «Back-Office»
Конфигурация «1С-Рарус: Ресторан + Бар + Кафе, ред. 2» разработана на основе базовых объектов системы «1С:Предприятие 7.7», может использоваться с компонентами «Бухгалтерский учет», «Оперативный учет», «Расчет».
Основные возможности типового решения
В ресторане, кафе или баре посетителям может предлагаться от 50 до 500 блюд. В автоматизированной системе возможно ведение справочника блюд с широкими возможностями построения сложных характеристик. Например, мороженое может быть нескольких видов: с шоколадной крошкой, с джемом, с кусочками фруктов, с карамелью — заказ любого вида мороженого будет корректно отражен в системе и соответственно, заказ будет правильно выполнен. Программа для ресторана «1С-Рарус: Ресторан + Бар + Кафе» позволяет формировать «Меню», при этом используется информация из справочника блюд.
В типовом решении реализована возможность построения системы различных скидок и ввода дисконтных карт:
- Ручные (заведены кассиром вручную) и вытесняющие скидки (например, скидка постоянного клиента, составляющая 15%, вытеснит 3%-ную скидку на сумму заказа);
- Скидка на количество заказанных блюд (например, в ресторане действует скидка, согласно которой гостю, заказавшему 7 и более блюд, предоставляется скидка 10% — система будет рассчитывать такую скидку автоматически);
- Скидка на время и сумму заказа (к подобным скидкам жители столицы и крупных городов, наверняка, уже привыкли, у многих магазинов, супермаркетов, а также ресторанов или кафе есть скидки в утренние часы);
- Скидки по дисконтным картам.
Для элитных ресторанов характерной особенностью является работа с постоянной клиентурой и создание системы клубных карт. Решение «1С-Рарус: Ресторан + Бар + Кафе, ред. 2» позволяет хранить информацию о клиентах и работать с именными картами членов клуба.
В программе реализовано графическое построение карты столов для облегчения визуального представления состояния ресторана официантами и менеджерами залов. Схема ресторана, на которой расположены столики, перегородки, рабочие места персонала и другие элементы интерьера, создается в виде рисунка, сделанного в произвольном графическом редакторе. При работе с дисплеем Touch Screen официант нажатием кнопки «СТОЛ» активизирует карту ресторана, на которой размещены и пронумерованы все столики, согласно общему плану залов. При выборе на экране конкретного стола и нажатии на его изображение, номер стола попадает в заказ.
![Рабочее место официанта. Вид экрана с картой расстановки столов](/upload/78/56935/rsc034p2.jpg)
Рабочее место официанта.
Вид экрана с картой расстановки столов
Для удобства работы с системой используется ведение списка пользователей с широкими возможностями настройки списка прав (около 200 различных прав).
Система документооборота, заложенная в конфигурацию, предназначена для управления торговыми процессами на предприятии общественного питания. Типовое решение позволяет формировать следующие документы:
- Переоценка — используется для назначения цены товара или блюда;
- Заказы — документ, в котором в табличном виде отражается заказ посетителя;
- Чеки — накопление данных о продажах;
- Инкассация — документ об изъятии или внесении денежных средств из касс;
- Закрытие кассовой смены — стандартный документ, который формирует кассир в конце рабочего дня, с созданием дневных отчетов о продажах в различных аналитических разрезах и с сохранением архива пробитых чеков;
- Акт списания — документ, по которому производится списание товара со склада.
Для создания персонализированных рабочих мест в типовом решении применяются эргономичные интерфейсы, в т. ч. используются дисплеи Touch-Screen, позволяющие реализовать все необходимые действия в соответствии с функциями, выполняемыми сотрудниками предприятия.
Для удобства работы с системой, а также разграничения прав и функций персонала существуют три различные формы для ввода информации, называемые термином «Фронт»: Фронт Официанта, Фронт Кассира, Фронт журнала заказов. Существуют различные формы фронтов, предназначенные для работы с разным разрешением мониторов, а также для клавиатурного ввода или для работы с сенсорными экранами.
Для более оперативного обслуживания посетителей используется возможность набора заказов от клиентов с различных столиков зала ресторана или с барной стойки. При этом ввод заказов осуществляется с использованием номенклатурных позиций и их свойств, которые могут менять розничную стоимость блюд.
![Вид экрана рабочего места официанта](/upload/78/56935/_rsc034p3.gif)
Вид экрана рабочего места официанта
При печати заказов на кухни могут использоваться отчерки заказов для определения очередности приготовления блюд. При вводе заказа сохраняется «история» изменения его состава. Когда заказ введен в информационную базу, программа распечатывает заказ клиентов на кухонных принтерах с автоматическим определением места приготовления.
Программа может выполнять печать пречеков (гостевых чеков), а также пробитие чека по заказу на фискальном регистраторе. В случае необходимости, в системе возможно выполнение возвратов по пробитым чекам, оформление быстрых продаж с пробитием чека без создания заказа. В системе осуществляется прием наличной и безналичной оплаты, в том числе с автоматической авторизацией платежных карт.
Формирование оперативных отчетов
Быстро и эффективно оценить состояние ресторана, кафе, бара в любой момент времени помогает блок оперативных отчетов:
- «Отчет о продажах» — предоставляет информацию о продажах в различных аналитических разрезах: по товарам, по скидкам, по клиентам, по платежным картам, по официантам. Пользуясь результатами данного отчета, можно рассчитать эффективность продаж того или иного товара: какой товар продается лучше, в какое время, какими официантами. Также можно оценить влияние скидок или расположения столов на количество заказов. Отчет, сгруппированный по официантам, влияет на решение руководства о начислении заработной платы и премиальных сотрудникам ресторана.
- Отчет «Расход товаров» — служит для формирования аналитики по проданным, списанным и возвращенным товарам и услугам за указываемый период. По результатам отчета показывается товародвижение по подразделениям предприятия, причем, анализ можно провести по различным типам: сколько «заготовок» реализовано, сколько «блюд» списано или возвращено, на какую сумму оказано «услуг».
- Отчет «Состояние ресторана» — позволяет выяснить особенности текущего состояния ресторана в различных аналитических разрезах. Например, можно узнать состояние заказов («открыт», «пречек», «дозаказ», «отпечатан») в разрезе столиков, официантов, можно получить общую сумму одного или нескольких заказов.
- Отчет «Загруженность залов» — дает возможность узнать текущее количество свободных/занятых мест в зале ресторана. На основании данных этого отчета менеджер зала сможет принять наиболее правильное решение о размещении новых посетителей или при оформлении предварительного заказа на столик.
Работа с торговым оборудованием
Для построения высокотехнологичной автоматизированной системы при работе с типовым решением «1С-Рарус: Ресторан + Бар + Кафе» можно использовать широкий спектр подключаемого торгового оборудования:
- Принтеры сервис-печати
- Программируемые клавиатуры
- Сканеры штрих-кодов и считыватели магнитных карт
- Фискальные регистраторы
- Touch-Screen мониторы (сенсорные дисплеи)
- Дисплеи покупателя
- Авторизаторы платежных карт
Система управления торговым оборудованием позволяет использовать устройства, подключенные к различным компьютерам сети с произвольного рабочего места.
Компания «1С-Рарус» имеет разветвленную сеть партнеров по всей стране, поэтому ознакомиться с типовыми решениями для автоматизации общественного питания и ресторанного «фронт-офиса» можно не только в офисе компании в Москве, но и у ее партнеров в регионах России и стран СНГ. Для более массового распространения отраслевых решений и более качественной технической поддержки пользователей, которые приобрели данные программы, «1С-Рарус» проводит обучающие курсы для партнеров по типовым решениям и дальнейшую сертификацию специалистов.
Теперь в 21 городе России и стран СНГ можно приобрести программное обеспечение для автоматизации предприятий общественного питания и получить квалифицированную помощь специалистов по нашим продуктам.
Список партнеров, сертифицированных по типовым отраслевым решениям «1С-Рарус: Ресторан + Бар + Кафе» и «1С-Рарус: Общепит»:
- Алма-Ата, ТОО «Чекпоинт Системс Казахстан», 8 (3272) 43-53-40
- Ангарск, ЗАО «Сибкон», 8 (3951) 54-33-40
- Барнаул, ООО «К-Трейд», 8 (3852) 36-33-33
- Братск, ООО «Форус-Братск», 8 (3953) 47-71-53
- Владивосток, ООО «Юманс», 8 (4232) 49-13-91
- Екатеринбург, НПП «Системы и Сети», 8 (3432) 12-58-86
- Екатеринбург, ООО «Прайм-1С-Екатеринбург», 8 (3432) 49-40-10
- Екатеринбург, ООО «Фирма «Техно-линк», 8 (3432) 75-78-41
- Екатеринбург, ООО НПП «Эрикос», 8 (3432) 70-62-06
- Екатеринбург, ООО «Геософт-Ек», 8 (3432) 70-30-93
- Иркутск, ООО «Внедренческий центр Мадьярова», 8 (3952) 42-59-68
- Иркутск, ООО «Дайюс», 8 (3952) 20-91-38
- Иркутск, ООО «Мастер-Софт», 8 (3952) 44-17-98
- Иркутск, ООО «НПФ ФОРУС», 8 (3952) 25-83-11
- Иркутск, ООО «Сайбирит», 8 (3952) 25-81-28
- Казань, ООО «ВИВА-сервис», 8 (8432) 92-15-72
- Киев, «ABBYY Украина», 8 (044) 463-67-80
- Красноярск, Внедренческий центр Сарычева, 8 (3912) 34-71-10
- Кызыл, ЧП Снегирев, 8 (39422) 1-12-26
- Нижний Новгород, ООО «1С-Рарус-НН», 8 (8312) 72-89-99
- Нижний Новгород, ООО «Корпорация Ф1», 8 (8312) 77-95-26
- Новосибирск, ООО «Центр Ф1», 8 (3832) 25-19-44
- Омск, ООО «Процессор Плюс», 8 (3812) 30-74-79
- Псков, ЗАО «Академия Проф-ИТ», 8 (8112) 16-99-98
- Ростов-на-Дону, ЗАО «ГЭНДАЛЬФ», 8 (8632) 92-33-00
- Ростов-на-Дону, ООО «ИКС-РД», 8 (8632) 67-91-67
- Самара, ООО «БиТ Самара», 8 (8462) 78-45-45
- С-Петербург, ООО «МС-Сервис», 8 (812) 310-93-32
- Тольятти, ООО «ТЕХНОВА», 8 (8482) 73-26-00
- Усолье-Сибирское, ООО «Техсервис», 8 (39543) 4-68-50
- Челябинск, «EMS Софт Сервис», 8 (3512) 60-44-42
![Подается ли ЕФС-1 при переводе в другое обособленное подразделение? title=](/upload/iblock/cbf/32alpkknhvw1x7qfo0d6mddc62zuvq0a/666361_mini.png)
![Может ли решение о командировании подписываться электронной подписью? title=](/upload/iblock/00f/kzlusau0k0vwz10ffkgpw8qltbhp0ebc/icon_80_2024_07_12.png)
![Расчет региональной зарплаты при подвижном характере работ title=](/upload/iblock/9f2/kjczupzez6wo74f8tvnhy6lhckdq7bxb/665116_mini.png)
![Как внести в трудовую книжку диплом бакалавра? title=](/upload/iblock/0a6/djpxvr63zib41i08pvhjm5310auq3321/664896_mini.jpg)
![Нужно ли учитывать доплату до МРОТ при расчете среднего заработка? title=](/upload/iblock/28f/5mmydqimfqc3g43ppo8d898w205ahkdk/665001_mini.jpg)
![Что делать, если в трудовой книжке сотрудника нет записи об увольнении с прошлой работы? title=](/upload/iblock/d6c/ulj6v89vnoa72gkxmf34ygz50v04b9aq/664893_mini.png)