1С:Проект года
Проект года Global CIO
О компании
Компания Аkron Holding с 2001 года занимается заготовкой, переработкой и реализацией лома, а также производством металлопродукции, черных и цветных металлов. Аkron Holding — один из крупнейших независимых ломозаготовительных и производственных холдингов России, имеет горизонтальную мульти дивизиональную структуру, объединяющую производственные компании России и СНГ.
Структура холдинга (источник: https://www.akron-holding.ru/)
О масштабности бизнеса свидетельствует география присутствия: 22 региона России и стран СНГ и штат сотрудников свыше 8 000 человек. С каждым годом Холдинг наращивает объемы заготовки, открывает новые филиалы и приемные пункты, совершенствует технологии и расширяет номенклатуру выпускаемой продукции.
История сотрудничества
Аkron Holding более 7 лет плодотворно сотрудничает с «1С‑Рарус». Партнерство началось в 2015 году с внедрения программного продукта «1С:Управление холдингом».
В 2018–2019 г. реализован проект комплексной автоматизации одного из производственных предприятий холдинга — ООО «ГАЙСКИЙ ЗАВОД ПО ОБРАБОТКЕ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ» — на базе 1С:ERP Управление предприятием 2.
После автоматизации ключевых учетных бизнес-процессов на передний план вышли задачи грамотной организации документооборота. В 2019 году успешно реализован проект внедрения «1С:Документооборот КОРП» в холдинге.
В 2019 году проект «Управление производством на заводе по обработке цветных металлов с помощью 1С:ERP» стал победителем на ежегодном ИТ‑конкурсе «Проект года 2019» от Global CIO в номинации «Лучший ERP‑проект в металлургии».
Akron Holding централизовал и улучшил качество управления с помощью решения «1С:Управление холдингом 8»
Цели проекта
На определенном этапе развития бизнеса руководством было принято решение о централизации и унификации учета. Цель — повышения финансовой устойчивости холдинга. Поставлена задача автоматизации процесса получения данных и формировании полного пакета консолидированной отчетности по РСБУ и МСФО. Холдингу потребовалось унифицировать учетную политику, разработать единые правила подготовки и консолидации отчетности. Основой для построения информационной системы выбран программный продукт «1С:Управление холдингом».
Ситуация до внедрения
Ранее все компании холдинга самостоятельно вели учет, при подготовке финансовой отчетности информация бралась из разрозненных информационных баз. Методика ведения учета в разных организациях холдинга не совпадала, а консолидация отчетности в головном офисе после проверки данных от каждой компании производилась вручную. В результате отчетность формировалась в течение 1,5 месяцев и не отличалась высоким уровнем достоверности и качества.
Реализация проекта
Консалтинговую часть проекта выполнили эксперты «1С‑Рарус». Со стороны холдинга была сформирована проектная команда в составе 12 человек, состоящая из специалистов всех направлений проектной деятельности — программисты, методологи, казначеи и финансисты. За 3 месяца была проведена глубокая работа по анализу текущей ситуации, сформулированы цели изменений, возможности для оптимизации процесса консолидации отчетности. Новые правила сбора отчетности были разработаны для 36 организаций холдинга с учетом специфики их деятельности. Разработаны: единый пакет отчетных форм, процессы и алгоритмы их формирования и контроля результатов.
В единой базе «1С:Управление холдингом» работают 600 сотрудников холдинга.
Результаты проекта
- Унифицированы требования к заполнению справочников, созданы единые алгоритмы формирования отчетности. В результате формирование отчетности происходит быстрее, данные достоверны, ошибки отсутствуют.
- Система «1С:Управление холдингом» позволила оперативно формировать консолидированную отчетность по РСБУ по любому заданному периметру компаний холдинга за квартал, полугодие, 9 месяцев и год. Формы отчетов включают все детали, необходимые как собственникам, так и сторонним финансовым структурам для оперативного согласования кредитов в необходимом бизнесу размере.
- Для управления потоками денежных средств используется типовая подсистема Казначейства. Усилен контроль и безопасность платежей по всем компаниям холдинга.
- За счет унификации оперативного обмена данными, полноты и достоверности информации решение «1С:Управление холдингом» помогло оптимизировать и улучшить процесс, влияющий на качество принятия управленческих решений.
- Создана база для повышения эффективности и оптимизации трудозатрат:
- Тиражирование шаблонного решения на другие финансовые функции холдинга: бюджетирование, планирование, развитие казначейства.
- Быстрое закрытие отчетного периода (Fast close).
Задачи проекта выполнены в полном объеме. Значительно сократилось время подготовки консолидированной отчетности, снизились трудозатраты и ошибки при ведении учета, при формировании отчетности и корпоративных отчетов. Закрытие отчетных периодов 2016 года (квартал/год) прошло в новой системе. Сформирована сопоставимая и стандартизированная отчетность, корректность данных которой подтверждена внешним аудитом.
Холдинг получил удобный и эффективный финансовый инструмент. Увеличилась скорость работы финансовой службы, значительно улучшилось качество ведения учета и контроля за финансовыми показателями. Повышение качества привело к стабильному и своевременному формированию консолидированной отчетности по деятельности всех компаний холдинга. Теперь каждое предприятие имеет качественный инструмент для ведения учета, формирования отчетности и осуществления платежей. Значительно сократилось количество ошибок, что сразу отметили аудиторы, сейчас нет необходимости проводить корректировки в течение года. Холдинг успешно проходит все камеральные проверки фискальных органов.
Положительный опыт работы с продуктами фирмы „1С“ и командой „1С‑Рарус“ заслуживают самых высоких оценок. Данный проект — инфраструктурный. Он создает возможность для длительного получения экономического эффекта. Симбиоз методологического, ИТ и организационного сотрудничества специалистов „1С‑Рарус“ и специалистов холдинга взаимосвязывает, ускоряет выполнение и усиливает синергетический эффект от реализации проектов».
Управление производством на заводе по обработке цветных металлов с помощью 1С:ERP
Цели проекта
- Обеспечить контроль и сохранность материально-производственных запасов, готовой продукции.
- Создать методологию управления плавильным и прокатным производством для масштабирования на все профильные предприятия холдинга.
- Определить себестоимость производства и баланс металла, сократить непродуктивные потери.
- Обеспечить выполнение стандартов финансовой отчетности (РСБУ, МСФО) для предоставления информации в управляющую компанию, работы с внешними финансовыми организациями, банками, партнерами.
- Оптимизировать трудозатраты и автоматизировать рабочие места производственников.
- Сократить время подготовки отчетности и разработать автоматические светофорные показатели.
Уникальность проекта
Проектная команда создала методологию, которая сохраняет максимально типовой функционал «1С:ERP Управление предприятием 2» и учитывает особенности плавильного и прокатного производства. С нуля разработан расчет «Баланса металла», являющийся ключевым для контроля потерь на металлургическом предприятии — брака, сливов, скрапа и т. д. Жесткий контроль норм потерь на производстве повышает экономическую безопасность предприятия. Процессы, заложенные в информационную систему для завода по обработке цветных металлов, подходят для будущего внедрения и унификации на предприятиях холдинга по переработке черных металлов, производства обычного и нержавеющего металлопроката.
Сложность реализации
До внедрения «1С:ERP Управление предприятием 2» на заводе использовалось решение «1С:Управление производственным предприятием», в котором не были реализованы детальный учет производственных операций, бизнес‑процессы приемки и обработки лома, плавильного и прокатного производства, приемо‑сдаточных испытаний.
Для компенсации этого недостатка старой информационной системы применялись различные специализированные программы учета выпуска проката и плавильного производства. Однако, отсутствовала интеграция как между «1С» и специализированными решениями, так и между самими специализированными программами.
Не была реализована автоматизированная система диспетчеризации производства.
Фактически проектным командам исполнителя и заказчика пришлось проектировать некоторые бизнес-процессы «с нуля», обосновывать их экономическую целесообразность и защищать перед собственниками бизнеса новую модель IT‑ландшафта предприятия.
Описание проекта
Одно из производственных предприятий холдинга — ООО «ГАЙСКИЙ ЗАВОД ПО ОБРАБОТКЕ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ» — специализируется на выпуске медного, латунного, бронзового литья и проката. На предприятии использовался котловой учет расходов в уже снятой с продажи ERP‑системе предыдущего поколения «1С:Управление производственным предприятием».
Было принято решение о переходе на актуальную версию ERP‑системы от «1С» — «1С:ERP Управление предприятием 2». Для выполнения проекта руководство холдинга выделило собственную IT‑команду и обратилось за помощью в офис «1С‑Рарус» в Челябинске.
Совместная проектная команда заказчика и исполнителя провела работу над автоматизацией процессов завода и адаптацией «1С:ERP Управление предприятием 2» к отраслевой специфике:
- Определены объекты учета и контролируемые операции от регистрации заказа клиента до реализации готовой продукции. Появилась возможность управлять детализацией требуемых для производства ресурсов.
- Оптимизирована система финансовых и производственных отчетов, удалены дублирующие и неиспользуемые отчеты.
- Автоматизированы рабочие места сотрудников, обеспечивающих контроль движения сырья от поступления до сдачи готовой продукции. Реализованы АРМ Плавильщика, АРМ Оператора рабочего центра, АРМ выполнения операций.
- Спроектирована и реализована система контрольных и управленческих отчетов, настроены оповещения о сверхнормативных отклонениях на каждом этапе производства.
- Обеспечен анализ «по контрольным точкам» в количественном и/или весовом выражении наличия ТМЦ на складах, материалов, переданных в производство, выпущенных производством полуфабрикатов, возвратных, оборотных отходов и безвозвратных потерь. Это позволяет эффективно управлять остатками сырья в НЗП, используя их для производства новых заказов.
Экономические показатели эффективности проекта:
- рост прибыли: 12,6%;
- увеличение объема выпускаемой продукции: 0,9%;
- снижение себестоимости продукции: 0,5%;
- сокращение длительности простоев оборудования: 6%;
- сокращение расходов на материальные ресурсы: 5%;
- снижение производственного брака: 5%;
- рост оборачиваемости складских запасов: 7%;
- снижение объемов материальных запасов: 15%;
- сокращение производственных издержек: 12%;
- сокращение операционных и административных расходов: 3%;
- рост производительности труда в производстве: 17%;
- ускорение обработки заказов: 22%;
- сокращение дебиторской задолженности: 7,3%;
- сокращение трудозатрат в подразделениях: 17,5%;
- ускорение получения управленческой отчетности: 37%;
- ускорение получения регламентированной отчетности: 9%.
Потребителями данных из созданной информационной системы на базе 1С:ERP Управление предприятием 2 выступает управляющая компания холдинга, все предприятия холдинга, задействованные в технологической и логистической цепочке производства «Гайского» завода и отчасти покупатели продукции завода.
Единый документооборот для 53 юридических лиц Аkron Holding
Предпосылки проекта
Компания уже несколько лет сотрудничает с «1С‑Рарус» — партнерство началось с внедрения программного продукта «1С:Управление холдингом» в 2015 году. После автоматизации ключевых учетных бизнес-процессов на передний план вышли проблемы с документооборотом. Договоры, заявки и отгрузочные документы терялись как на стадии согласования, так и на стадии хранения. Согласования договоров проводились через электронную почту или в бумажном виде. Деятельность холдинга связана с перевозками, поэтому возникали трудности в отслеживании документов, переданных экспедиторам.
Задачи проекта
Для организации электронного документооборота Аkron Holding выбрал решение «1С:Документооборот КОРП». Одной из главных задач внедрения было не просто настроить систему, а разработать договорные регламенты и внедрить программу в соответствии с утвержденными бизнес‑процессами.
Особенности и ключевые результаты проекта
У холдинга сложная разветвленная структура: 53 юридических лица с обособленными бухгалтерскими базами. Все базы обмениваются информацией с «1С:Управление холдингом». Для корректной работы настроена глубокая интеграция сразу трех систем. Сложные механизмы обмена «1С:Документооборота» с «1С:Управление холдингом» и всеми бухгалтерскими базами — одна из главных особенностей проекта.
Реализована разработка алгоритма распределения прав: пользователи одной фирмы получили возможность доступа к документам и контрагентам только своей организации. При этом все сотрудники холдинга работают в единой шаблонной типовой системе. На данный момент права доступа в программе разграничены как между юридическими лицами, так и внутри каждой компании холдинга.
В течение 6 месяцев после внедрения программы компании холдинга получили эффект в виде снижения потери документов на 15%. Руководители и другие участники согласования теперь имеют возможность отследить, какие правки и комментарии указывали коллеги и на каком этапе согласования находится договор.
Настроен архив документов — хранение сканов первичной бухгалтерской документации в «1С:Документообороте». Менеджеры имеют быстрый доступ к необходимым файлам, а бухгалтерия сократила сроки подготовки и представления документов по запросам на 57%.
Бизнес-процесс в 1С:Документооборот выглядит следующим образом:
Взаимодействие с другими учетными системами холдинга представлено на схеме:
К началу 2020 года число пользователей системы составило 1 500 человек.