Портал Retail.ru, без сомнения, известен не только каждому участнику рынка торговли, но и тем, кто хоть раз набирал в поисковой системе запрос по теме ритейла. На сегодняшний день Retail.ru – одна из ведущих интернет-площадок в своей нише. О том, как появился проект, его развитии и планах на будущее «Современной торговле» рассказала Антонина КИСКИНА, руководитель интернет-проекта Retail.ru.
– Антонина, расскажите о портале Retail.Ru. Как давно он существует, с чего начиналась его история? Какие цели и задачи ставились перед проектом на старте и удалось ли их реализовать сегодня?
– Компания «1С-Рарус», известный системный интегратор, году эдак в 1997-м, стала развивать направление в сфере автоматизации розничной торговли: активно продавала торговое оборудование, написала несколько специализированных программ, сделала несколько успешных проектов. Естественно, хотелось непременно стать лидером в области автоматизации розничной торговли на 1С. Так в 1999 году был задуман проект тематического интернет-СМИ для тех, кто хочет найти правильное решение в работе по автоматизации розничной торговли, конечно же, в компании «1С-Рарус».
На тот момент в Интернете проектов о ритейле не было вообще, а аудитория, которой он был нужен, была. Запросы аудитории сформировали проект как информационный ресурс для тех, чья деятельность связана с розничной торговлей, а изначальное направление – автоматизация – стало одной из многочисленных тем портала.
Руководство компании «1С-Рарус» не препятствовало развитию тематического проекта в глобальный отраслевой ресурс, и проект вышел на другую информационную стратегию. Сейчас Retail.ru – деловой информационный портал для профессионалов розничной торговли и поставщиков. Его развитие по-прежнему определяют интересы пользователей. Это развитие не помешало проекту выполнить задачу, поставленную изначально перед ним как проектом по автоматизации – компания «1С-Рарус» заняла первое место в рейтинге ERP-интеграторов по числу проектов в торговле, проведенному Центром выбора технологий и поставщиков TAdviser в 2007 году.
За 10 лет работы главный редактор проекта менялся четыре раза. Каждый из них внес свой вклад в развитие проекта Retail.ru. В разные годы своего развития сайт имел разную репутацию, от «придворного СМИ 1С-Рарус» до «скандального проекта о ритейле», сейчас читатели оценивают его как «интеллектуальный» проект среди прочих проектов о торговле. Нам доверяют, и это оправдано и заслужено. Поэтому Retail.ru остается источником самой достоверной, полной информации о рынке и информационным лидером в своей нише.
– Слоган вашего портала – «Рабочий инструмент ритейлора и поставщика». Какие возможности предоставляет ритейлорам и поставщикам Retail.Ru в подтверждение данной фразы?
– Информация – на первом месте. Оперативно публикуем новости, аналитику, мнения экспертов, результаты исследований рынка, интервью, репортажи с места событий. Два года назад мы придумали спецпроект «Мастер-класс» – поход по магазинам с экспертами, оценка, ошибки, рекомендации. Идея махом ушла в народ – с тех пор в печатных, интернет – и пр. СМИ о рознице появились «свои» рубрики «мастер-классов». Вот это и есть признание среди коллег-конкурентов!
Сервис – это то, что может использовать ритейлор и поставщик, а также b2b-компании, обслуживающие рынок ритейла, для решения своих бизнес-задач. Сервисы появились как раз в разгар кризиса. Кризис ударил по нашим читателям – что уж скрывать… Поэтому к рубрикам, в которых они могут опубликовать вакансию или резюме, информацию по поиску деловых контактов, продаже, аренде недвижимости, доступ открыт бесплатный.
То же касается справочников «Торговые сети России» и пр.
Отдельно хочу пригласить вас на форум – ежедневно там регистрируется 20-30 новых участников, а уж какие темы обсуждаются! И обмен контактами байеров, и политика обороны страны… Не то что не скучно, так еще и полезно. Некоторые поставщики и клиенты нашли друг друга на страницах Forum. Retail.ru.
По-прежнему работает единственный профессиональный книжный интернет-магазин для розницы – RetailBooks.ru. Ежемесячно – хиты продаж, еженедельно – новинки, онлайн-интервью с авторами книг – любой может задать автору самые провокационные и шкурные вопросы – и получить ответы, будь то Петр Офицеров, молодой, но уже признанный гуру в работе с байерами, или Майкл Бергдалл, Wal-Mart.
– На Retail.Ru существует специальный «Банк вакансий». С момента начала кризисных явлений на российском рынке было ли замечено оживление в данной рубрике портала? Какие специалисты в нашей области сейчас пользуются наибольшим, а какие наименьшим спросом?
– Как я уже отмечала, мы развиваемся так, как это полезно нашей аудитории. «Банк вакансий» создан в ответ на кризис в преддверии первой волны увольнений. По этой причине не могу дать статистики по изменению спроса на рынке работы на примере нашей рубрики до и после кризиса. О текущей ситуации могу сказать: спросом пользуются вакансии всех уровней – от кассира до управляющего сети.
– Насколько вообще, по вашим оценкам, свободна в Интернете та ниша, в которой работает Retail.Ru? Есть ли здесь еще возможности для реализации?
– Наш сайт в первую очередь – аккумулятор актуальной и справочной информации, площадка для работы ритейлора и поставщика, а также всех, кто имеет отношение к рознице. И свою функцию она выполняет. Смысла создавать аналогичный продукт нет, а вот найти новую нишу, я уверена, можно.
Статистика посещаемости самого успешного в Рунете после Retail.ru «конкурента» в пять-шесть раз ниже нашей, глубина прочтения материалов на сайте – в три-четыре раза ниже. Возможно, из этих соображений не показываются реальные цифры – статистика Mail.ru под замком или не видна. Где тут может идти речь о конкуренции?
Наша статистика открыта и рекламодатель видит, за что платит деньги. Размещает рекламу, потому что видит – вот где надо ставить сети, ловить реальных клиентов!
– Как и с помощью каких инструментов портал продвигается на рынке?
– Контентный (информационный) проект в интернете продвигается за счет качества и количества контента – содержания сайта. Как журналист по профессии, о качестве контента могу говорить бесконечно, но упомяну только основные характеристики, которые важны для контента интернет-проекта: оперативность, достоверность, актуальность, информативность, соответствие теме, уникальность. Нас читают от 50 до 70 тысяч посетителей в месяц, и только целевая аудитория – так работает наш основной двигатель – высококачественный контент.
Этот контент создал нашу репутацию портала-эксперта на рынке ритейла. Как вы знаете, в маркетинге считается, что сайт достиг успеха, когда он вышел за рамки Интернета (как носителя информации) и специализированной аудитории, то есть к нему обращаются не только специалисты и работники, занятые в отрасли. За экспертным мнением к нам регулярно обращаются федеральные печатные СМИ, редакции телепрограмм популярной направленност и. То есть рамки Интернета и отрасли для нас уже пройдены: когда необходима информация о рознице, ее находят Retail.ru все – и специалисты, и впервые столкнувшиеся с темой ритейла всерьез, да и как потребители тоже. Это особенно заметно на форуме, где идет открытое общение всех, у кого есть о чем спросить или чем поделиться.
– Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся сегодня на рынке российской торговли?
– Абсолютно все тренды российского ритейла становятся видны, когда заходишь на Forum.Retail.ru. Наши читатели активно обсуждают значимые для них события, и не только в ритейле, есть и такие, о которых не пишут в прессе.
Сегодня ситуация в отечественном ритейле складывается как минимум интересная. На российский рынок наконец-то вышли крупнейшие ритейлоры мира – Wal-Mart, Carrefour. Одновременно несколько серьезных отечественных сетей быстрыми темпами двигаются в сторону банкротства.
Одна из самых острых проблем российского ритейла сегодня – проблема оплаты поставок в сети. Именно она вызывает самые горячие споры на нашем форуме. Из новостей видно, как сети, получившие доступ к банковским кредитам, активно используют текущую ситуацию для укрепления позиций, роста, поглощения себе на пользу. Как сказал Лев Хасис, генеральный директор Х Retail Group: «Темное время кризиса станет для Х рассветом!».
В результате кризиса на рынке ритейла стала видна «пена» – компании с непродуманной стратегией, быстро сдающие позиции, «соль» – компании, создающие розницу как отрасль, а не выплывающие за счет благоприятной ситуации, и «сливки» – те, кому повезло с кредитами. Наш эксперт, известный бизнесмен Дмитрий Потапенко, метко называет этот «коктейль» «клизмой для ритейлоров». В итоге можно говорить об образовании такого ведущего тренда внутри рынка как вынужденное повышение эффективности по отрасли в целом в результате последствий экономического кризиса: неэффективные компании вынуждены сворачивать бизнес не только ввиду ограниченности доступа к ликвидности, но и в силу продолжающегося сужения спроса. Уход этих компаний снижает конкуренцию, расчищая большинство сегментов рынка и высвобождая привлекательные торговые помещения, которые еще недавно были полностью заняты.
– И традиционный заключительный вопрос – каковы ваши планы по развитию портала на ближайшее время?
– Сделать более удобными сервисы, которые используют наши читатели для работы. Как всегда – открывать новые «полезности» в соответствии с запросами ритейлоров, поставщиков, всех обслуживающих отрасль компаний и специалистов. Отметить юбилей – 10 лет – благотворительной акцией – целевой поддержкой действительно нуждающихся детских домов Московской области. По заявкам детских домов – кому-то нужны учебники, кому-то – игрушки, вещи, путевки – привлекать всех способных оказать эту помощь, а также довезти все собранное детям. Надеюсь, и ваш уважаемый журнал окажет промо поддержку. Будем считать, что акция стартовала с момента выхода журнала, по рукам?!