Российский ритейл сокращает затраты на ИТ?

Российский ритейл сокращает затраты на ИТ?

23.09.2008
7 мин
2112

Розничная торговля по-прежнему остается одной из самых динамичных и высокодоходных отраслей российской экономики, и в условиях экономической стабилизации последних лет ситуация здесь только улучшается. В то же время все более очевидными становятся кризисные явления. В этой связи компании стараются минимизировать свои издержки, в том числе и за счет ИТ. С другой стороны, «ядро» российской розницы уже автоматизировало свои основные бизнес-процессы и сейчас только поддерживает внедренные ранее ИС. Основные проблемы, тенденции и перспективы информатизации российского ритейла обсуждались в рамках круглого стола «Информатизация розницы в эпоху укрупнения», организованного CNewsAnalytics и CNewsConferences.

Александр Заржецкий: RFID очень сильно изменит всю розничную торговлю.

На вопросы CNews ответил Александр Заржецкий, руководитель департамента автоматизации предприятий непродовольственной розницы компании «1С-Рарус».

CNews: Как вы оцениваете долю ИТ-расходов относительно общих затрат в ритейле? Какова динамика? Чего ждать в ближайшее время?

Александр Заржецкий: По нашим наблюдениям, ИТ-бюджеты большинства розничных торговых предприятий достаточно стабильны и склонны к небольшому росту, обусловленному ростом стоимости услуг внешних ИТ-компаний. До самого последнего дня я не знаю ни одной торговой компании, которая бы объявила о сокращении ИТ-бюджета или отказалась бы от выполнения какого-то ранее запланированного ИТ-проекта. Возможно, что в ближайшее время некоторые компании и задумаются над этим вопросом: идея всемерного сокращения затрат как способа повышения рентабельности торгового бизнеса давно «витает в воздухе» и значительно усиливается, мягко выражаясь, нестабильностью российского и мирового рынка. Однако, по моему мнению, значительное сокращение ИТ-бюджетов затронет только очень ограниченное количество компаний, для которых такое действие будет последней попыткой «удержаться на плаву» в условиях кризиса. Большинство же компаний, скорее всего, оставят ИТ-бюджеты без изменения. Относительно доли ИТ, думаю, вопрос стоит переадресовать к представителям торговых компаний.

CNews: Какие ИТ-решения наиболее востребованы отечественной розницей?

Александр Заржецкий: Спрос на решения, позволяющие автоматизировать процессы бюджетного планирования, анализа исполнения бюджетов и полноценного управления предприятием на основе утвержденных бюджетов. Спрос на решения такого уровня постоянно растет и все большее количество торговых компаний решаются на крупные ИТ-проекты внедрения соответствующего программного обеспечения. Характерно, что если еще год-два назад эти темы волновали только торговые сети федерального масштаба, то теперь подобные задачи ставят даже не очень крупные торговые предприятия, объединяющие всего несколько магазинов.

CNews: Как вы считаете, насколько большой прорыв может совершить внедрение и использование RFID-меток? Что препятствует этому? Стоит ли ожидать изменений в ближайшем будущем?

Александр Заржецкий: Да, я думаю, что RFID очень сильно изменит всю розничную торговлю в будущем. Но, по моим представлениям, это произойдет лет через 10-15. Хотя первые магазины, использующие эти технологии, вполне могут появиться в самое ближайшее время: интерес розницы к RFID достаточно велик. Я не вижу непреодолимых препятствий на пути розницы к использованию RF-меток. Просто нужно время, за которое эти технологии прочно войдут в жизнь: метки подешевеют, оборудование и сами метки будут доступны не только в Москве, но и на территории всей России, производители и поставщики обеспечат маркировку своей продукции RF-метками. Одним словом, RFID-технология должна пройти тот путь, который прошла технология внедрения штрихового кодирования в российской торговле: от «модной диковинки» начала 90-х до повсеместного использования в наше время.

CNews: Считаете ли Вы, что время «больших ИТ-покупок» в отрасли прошло?

Александр Заржецкий: Я допускаю, что большая часть ритейлеров уже внедрила систему оперативного и бухгалтерского учета. Но процент компаний, которые приобрели и, в полном объеме внедрили полноценные ERP-системы – крайне небольшой. Я уверен, что нас и наших клиентов ждет еще очень много одновременно и достаточно трудных и очень интересных проектов автоматизации Сценарием развития ИТ для многих компаний отрасли очень долго было «латание дыр на ходу» (некоторые ритейлеры и сегодня продолжают следовать по этому пути). Однако ни к чему другому, кроме как к увеличению (причем, весьма ощутимому) эксплуатационных расходов, это не ведет. Тем более учитывая, что квалифицированные ИТ-кадры сейчас обходятся крайне дорого. К слову сказать, ситуация тут дошла до того, что те ИТ-специалисты, которые в свое время покинули нашу страну в поисках лучшего достатка в Европе, США, Израиле и т.д., сегодня возвращаются в Россию. Оно и понятно – здесь стали платить куда лучше, чем на Западе.

Софтверные вендоры

По словам Александра Заржецкого, руководителя департамента автоматизации предприятий непродовольственной розницы компании «1С-Рарус», в связи с ростом конкуренции у розничных предприятий возникает потребность в гибких, настраиваемых решениях, повышаются требования к автоматизации дисконтных программ. Кроме того, среди ритейлеров остро встают вопросы поддержки новых торговых технологий, а также особенностей отраслевого ритейла. Во-вторых, в связи с укрупнением розничного бизнеса игроки рынка все больше нуждаются в поддержке территориально-распределенных структур, в наличии возможности масштабирования информационных систем и автоматизации управленческих задач (планирования, бюджетирования). И, в-третьих, из-за массового «обеления» торговых компаний для торговых сетей крайне актуальными выглядят потребности в программах регламентированного учета и автоматизации сложных схем товарооборота и взаиморасчетов.

По его мнению, в нынешних условиях важнейшим является обеспечение отличного взаимодействия всех программных продуктов между собой — все ПО должно быть максимально интегрируемым.

Наконец, Александр Заржецкий отметил, что в связи с уже вполне явными кризисными явлениями в экономике страны рынок ожидают непростые времена, жить станет труднее, чем была последние годы. И тут главное – чтобы и заказчики, и интеграторы, и вендоры остались на одной стороне баррикад, работа может быть эффективной, а ее результаты значительными только при самом тесном взаимодействии и взаимопонимании.


Розничная торговля не относится к числу сегментов, особо чувствительных к ИТ.

Есть вопросы по статье? Задайте их нам!

Рассылка «Новости компании»: узнавайте о новых продуктах, услугах и спецпредложениях

Посмотреть все рассылки «1С‑Рарус»

Поле не должно быть пустым
Электронная почта указывается только латиницей, обязательно должен присутствовать знак @, доменное имя не может быть короче двух символов

Посмотреть все рассылки «1С-Рарус»

Иконка «Предупреждение» Отправляя эту форму, Вы соглашаетесь с Политикой конфидециальности и даете согласие на обработку персональных данных компанией «1С-Рарус»

Заинтересованы в сотрудничестве?
Нужна консультация?
Свяжитесь с нами!